Этапы психического развития ребенка леонтьев

Этапы психического развития ребенка леонтьев thumbnail

Отражение —всеобщее свойство
материи, заключающееся в фиксировании
и воспроизведении того, что принадлежит
отражаемому предмету.

Отражение выражает в себе способность
материальных объектов в процессе
взаимодействия воспроизводить в своих
изменениях особенности и черты
воздействующих на них объектов. Форма
отражения зависит от формы существования
материи. В природе можно выделить три
основных формы отражения. Низшему уровню
организации жизни соответствует
физическая форма отражения, характерная
для взаимодействия объектов неживой
природы. Более высокому уровню
соответствует физиологическая форма
отражения. Следующий уровень приобретает
форму наиболее сложного и развитого
психического отражения со специфической
для человеческой психики наивысшей
ступенью отражения — сознанием. Сознание
интегрирует многообразные явления
человеческой реальности в подлинно
целостный способ бытия, делает человека
Человеком.

Существует неживая и живая материя.Живая материя даже в начальных
простейших формах существенно отличается
от неживой материи характером
взаимодействий с ней. В неживой природе
взаимодействие одного объекта с другим
способствует его разрушению или
превращению в нечто другое.Пример:взаимодействие воды и металлов приводит
к коррозии и разрушению металла.

С появлением живой материи характер
взаимодействия этого живого организма
с окружающей неживой природой изменился,
дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции
у живых организмов сформировалась
способность выделять из окружающей
среды нужные вещества и реагировать на
них, что сделало организм активным в
процессе взаимодействия.

Новая форма отражения получила название
чувствительность.

Чувствительность– это способность
организма реагировать на абиотические
раздражители. Чувствительность, по
А.Н. Леонтьеву, является критерием
появления психики.

С появлением чувствительности, по А.Н.
Леонтьеву, появилась и психика живых
существ. Так возникло новое свойство
органической материи – психическое
отражение, характерное для животной
формы жизни.

Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.

Этапы психического развития ребенка леонтьев

I стадия.На стадии
элементарной чувствительности (психики)
животное реагирует только на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его
поведение определяется врожденными
инстинктами (питания, самосохранения,
размножения и т. п.); (жгутиковые, губки,
простейшие, кишечнополостные,
многоклеточные беспозвоночные и
некоторые виды позвоночных).

II стадия. На стадии
предметного восприятия (перцептивной
психики), отражение действительности
осуществляется в виде целостных образов,
предметов, и животное способно обучаться,
появляются индивидуально приобретенные
навыки поведения. (большинство позвоночных
животных; все млекопитающие).

III стадия.На стадии интеллекта
возникает способность животного отражать
межпредметные связи, отражать ситуацию
в целом, в результате животное способно
обходить препятствия, «изобретать»
новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальное
поведение животных не выходит за рамки
биологической потребности, действует
только в пределах наглядной ситуации
(человекоподобные обезьяны).

Психика человека– качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии,
становится сознанием.

Сознание– наивысшая форма развития
психики.

Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности,
которая возникает в силу необходимости,
осуществления совместных действий для
добывания пищи при резком изменении
условий жизни первобытного человека.
И хотя видовые биолого-морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение 40 тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества – это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.

В процессе исторического развития
общества, человек изменяет способы и
приемы своего поведения, трансформирует
природные задатки и функции в высшие
психические функции
– специфически
человеческие, общественно-исторически
обусловленные формы памяти, мышления,
восприятия (логическая память,
абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в
процессе исторического развития.Единство высших психических функцийобразуетсознаниечеловека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Введение.

В данной лекции будет проведен анализ проблемы развития психики в филогенезе. Сначала мы рассмотрим концепцию А.Н.Леонтьева о трех этапах в эволюции психики, а в следующей лекции проследим развитие двигательной активности, нервной системы и поведения, начиная с одноклеточных животных и кончая млекопитающими.

А.Н.Леонтьев в своей концепции эволюции психики исходил из следующего основного положения. Каждая новая ступень психического развития начиналась с усложнения взаимодействия организма с внешней средой (то есть, деятельности). Именно усложнение деятельности, по его глубокому убеждению, приводило к  усложнению психического отражения; при этом качественные скачки в психическом развитии животных  в филогенезе были связаны с кардинальным изменением процессов взаимодействия их с внешней средой. В свою очередь, новая форма психического отражения приводила к дальнейшему развитию и усложнению деятельности. Получается нечто вроде развития по спирали. Он утверждал, что “всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; таким образом, будет отражаться в ощущениях животных воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в процессе приспособления к среде, в своей деятельности с этим предметом и как именно оно с ним связано. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Понятно, что основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающего его с объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности”.

Читайте также:  Детская психология условия развития ребенка

А.Н.Леонтьев обратил также внимание на то, что биологическое и психическое развитие животных может не совпадать. То есть, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает развитой психикой. Например, с его точки зрения, некоторые одноклеточные животные организмы превосходят по уровню психического развития некоторых многоклеточных, в частности, кишечно-полостных животных.

А.Н.Леонтьев выделял три стадии развития психики в филогенезе: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Элементарная сенсорная психика.

 Примитивные одноклеточные гетеротрофы, с которых началось развитие царства животных, находились на самой низшей стадии развития психики, которую А.Н.Леонтьев назвал стадией элементарной сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика, с его точки зрения, присуща также примитивным многоклеточным организмам (гидрам, медузам, червям), а также и более сложноорганизованным животным, например, членистоногим и некоторым группам хордовых.

Для того чтобы понять в чем особенности психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики нужно проанализировать особенности деятельности, характерной для животных, находящихся на этой стадии развития психики. Обратимся к примеру, который приводит А.Н.Леонтьев в своей книге “Проблемы развития психики”. Рассмотрим охоту паука: паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой вибрации. Затем он убивает жертву ядом своих желез, опутывает ее коконом и впрыскивает туда пищеварительный секрет, который переваривает пищу. Что вызывает это поведение? Вибрация или вид насекомого? Жизненно важный или нейтральный признак этой ситуации? Второй вопрос на что направлена эта деятельность? На вибрацию или на жизненно важный признак этой ситуации — на насекомое? Оказывается то, что вызывает эту деятельность и то, на что она направлена есть вибрация, а не насекомое. Это доказывается следующим опытом. Если к паутине прикасаться звучащим камертоном, то паук ведет себя точно также, как, если бы это было какое-нибудь насекомое. Он устремляется к нему, оборачивает его паутиной и пытается даже нанести удар челюстями. В обычной ситуации камертон никогда не вызывает такой внешней активности паука. Подобное поведение паук обнаруживает с различными другими предметами, которые вызывают вибрацию паутины. Из этого эксперимента видно, что охота у паука регулируется единственным свойством — вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Анализируя данное пищедобывательное поведение насекомого, А.Н.Леонтьев предположил, что отражение во время этой деятельности имеет форму чувствительности к отдельному воздействующему свойству — к вибрации. Таким образом, отражается не весь предмет, а какое-то его отдельное свойство или совокупность свойств. Почему? Если бы паук во время этой деятельности отражал не какое-нибудь одно свойство стимульной ситуации, в частности, вибрацию, а вибрирующий предмет как нечто целостное, которое состоит не только из вибрации или суммы других свойств, то он бы не стал совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону.

Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняется закону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил на основании экспериментов на бабочках Н.Тинберген. Согласно одной из интерпретаций этого закона, субъективно внешний мир для организма – это набор отдельных ощущений, отражающих отдельные признаки и свойства. Например, для самца бабочки бархатницы самка – это совокупность таких признаков, как светлость, размер и подвижность. Если предмет обладает хотя бы одним из этих признаков в соответствующем количественном выражении, то он воспринимается как объект для преследования и спаривания.   

Таким образом, стадия элементарной сенсорной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Во-первых, деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности свойств стимульной ситуации. Во-вторых, отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.

Перцептивная психика.

Переход к качественно новой стадии развития психики был связан с качественным  изменением структуры деятельности животных. Рассмотрим структуру пищедобывательной  деятельности у животных, которые, с точки зрения А.Н.Леонтьева, находятся на стадии перцептивной психики — у собаки и аквариумной рыбки в  условиях совершения обходного движения. Собака помещается в вольер, в котором на пути к пище находится перегородка. Соответственно рыбка помещается в аквариум, где также на пути к пище находится препятствие в виде марлевой сетки. Оба вида животных быстро научаются обходить перегородку, чтобы добыть пищу. Обходное движение, которое совершает и рыбка, и собака – это, с точки зрения А.Н.Леонтьева, особая сторона деятельности, которую он назвал операцией. Операция — это та сторона деятельности, которая отвечает условиям, в которых дан побуждающий эту деятельность предмет.

Читайте также:  Консультация режим дня его значение в жизни и развитии ребенка

А.Н.Леонтьев считал, что и рыбка, и собака находятся, в соответствии с уровнем развития своего взаимодействия с внешней средой, на стадии перцептивной психики, так как обладают операциями.  Но, с точки зрения психического отражения, аквариумная рыбка еще имеет элементарную сенсорную психику. Это можно показать в следующем эксперименте. Если убрать преграду, то собака сразу же прекращает совершать обходное движение и бежит напрямую к пище. Рыбка же и после исчезновения преграды в течение довольно продолжительного времени будет плавать по прежней траектории. Какой вывод из этого эксперимента сделал А.Н.Леонтьев? Собака, вероятно, воспринимает перегородку как отдельный предмет, который напрямую не связан с пищей. Рыбка воспринимает преграду как одно из свойств пищи, как саму пищу, как то, без чего пища уже существовать не может. Поэтому она раз за разом совершает обходное движение, так как вероятно “думает”, что без этого движения ей пища будет не доступна.

А.Н.Леонтьев утверждал, что появление в структуре деятельности животных операций было одной из главных причин возникновения качественно нового типа психического отражения — перцептивного отражения, отражения, при котором животное воспринимает уже не отдельные свойства, а целостные предметы. Рыбы также выполняют обходное движение, следовательно, у них в структуре деятельности уже есть операции, то есть объективно их деятельность соответствует уровню перцептивной психики. Но, как было показано выше, субъективно они находятся еще на уровне элементарной сенсорной психики, так как воспринимают не целостные предметы, а отдельные свойства этих предметов. Это противоречие (несоответствие) между уже высоким уровнем деятельности и еще примитивным уровнем отражения, по словам А.Н.Леонтьева, и привело в ходе эволюции к появлению предметности восприятия, то есть к появлению животных, обладающих перцептивной психикой. А.Н.Леонтьев пишет: “Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединения как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животными в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей”.

Кроме указанной причины предпосылками для появления перцептивной психики в ходе филогенетического развития животных были следующие.

Во-первых, это увеличение многообразия форм чувствительности У примитивных видов животных, как правило, наиболее развита только какая-то одна форма чувствительности. Так дождевой червяк живет в основном в мире тактильной и химической чувствительности. Но с развитием взаимодействия с окружающей средой в процессе филогенеза у животных начинают возникать и развиваться множество других органов чувств, в особенности, дистантные — зрение, обоняние, слух.С развитием многообразия органов чувств животные получают возможность воспринимать предмет сразу по многим параметрам и модальностям — полизать, понюхать, потрогать, посмотреть, услышать и т.д. Это было одной из важнейших предпосылок появления целостности восприятия. Известно, что процесс восприятия, в отличие от процесса ощущения, как правило, требует взаимодействия как минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и сигналов от проприоцептивной сенсорной системы, которая сообщает мозгу сведения о движении глаз в ходе разглядывания предмета. У ребенка, кроме того, в ходе становления зрительного восприятия решающее значение имеет информация, поступающая от проприоцептивной системы, связанной с регистрацией положения передних конечностей и пальцев.

 Во-вторых, предпосылкой появления перцептивной психики было развитие нервной системы, которая получила мощный толчок в связи с развитием многообразия форм чувствительности и двигательной активности. В головном отделе нервной системы необходимым образом появляются, так называемые, ассоциативные области, которые являются местом интеграции информации, поступающей из разных органов чувств. В головном ганглии насекомых таким областям соответствуют так называемые грибовидные тела, а в головном мозге позвоночных животных — ассоциативные ядра таламуса и кора больших полушарий.

Читайте также:  Доклад роль семьи в речевом развитии ребенка

В-третьих, предпосылкой для появления восприятия и его развития было усложнение двигательной активности, которое, как будет показано дальше, было связано с появлением дистантных органов чувств, опорно-двигательного аппарата на основе мощной и быстрой поперечно-полосатой мускулатуры, с появлением органов внешних движений — парных конечностей у позвоночных и разнообразных конечностей у членистоногих.

Таким образом, для перцептивной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерны следующие признаки. Во-первых, в структуру деятельности животных входят операции. Во-вторых, психическое отражение внешней действительности характеризуется восприятием целостных вещей. Другими словами, у таких животных наряду с процессами ощущения существуют также процессы восприятия.

Стадия интеллекта.

 Наконец, А.Н.Леонтьев выделял в развитии психики стадию интеллекта. На этой ступени психического развития, с его точки зрения, находятся высшие млекопитающие, в частности, человекообразные обезьяны и человек.  Рассмотрим строение деятельности человекообразных обезьян в условиях следующего эксперимента. Голодное животное помещают в клетку, где находится короткая палка. Вне клетки лежит длинная палка и фрукт. Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа — на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод). Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики — на стадии интеллекта.

В чем специфика двухфазных задач? Первая фаза (фаза подготовления) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой фазе решения задачи. Вторая фаза (фаза осуществления) непосредственно связана с удовлетворением какой-то биологической потребности. Главное различие между этими фазами заключается в том, что если поведение на заключительной фазе и побуждается пищей, и направлено на пищу, то поведение в подготовительную фазу хотя и побуждается пищей, но направлено не на нее, а на палку. Именно фаза подготовления составляет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерную черту интеллектуального поведения. Кроме вышеперечисленных особенностей для нее характерны следующие черты.

Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производят пробы различных ранее выработанных операций. У каждой обезьяны, например, в течение жизни накапливается солидный багаж выработанных в различных условиях операций. Если она раньше уже сталкивалась с аналогичной ситуацией, то она применяет имеющуюся в ее запасе операцию, если ситуация новая, то обезьяна начинает перебирать различные операции, пока не добьется с помощью одной из них желаемого успеха. Например, обезьяне надо открыть ящик, закрытый на особую щеколду, в котором находится пища. Допустим, раньше она никогда не сталкивалась с такой задачей. Сначала она пытается грызть угол ящика, потом пытается проникнуть вглубь через его щели, если и это не удается, то она пытается отгрызть щеколду, потом переворачивает ящик, в конце концов, начинает манипулировать со щеколдой и, наконец, открывает его.

Во-вторых, операции у животных, обладающих интеллектом, перестают быть неподвижно связанными с теми ситуациями, в которых они были первоначально выработаны. Другими словами, животные могут свободно переносить операции из одних ситуаций в другие. Таким образом, операции на стадии интеллекта как бы начинают жить своей собственной судьбой.

Мы рассмотрели специфику интеллектуальной стадии развития психики со стороны строения деятельности. Прежде единая деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы — на фазу подготовления и фазу осуществления. В чем специфика психического отражения у животных, стоящих на этой стадии развития психики?А.Н.Леонтьев считал, что животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой. В момент, когда обезьяна достает короткой палкой длинную, она не только отражает эти палки, но она также понимает связь между этой деятельностью и конечным результатом, то есть она отражает связь между короткой палкой и плодом, который она достанет длинной палкой.

Таким образом, стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы — на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.

Источник