Доклад роль семьи в речевом развитии ребенка

Доклад роль семьи в речевом развитии ребенка thumbnail

Татьяна Ефремова
Доклад к родительскому собранию «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Важным для умственного развития ребёнка является овладение им правильной речью. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Поэтому дома не испытывает неудобства от несовершенства своей речи. Но рассматривается круг его общения с окружающими, посторонние не понимают искаженных, неправильно произносимых слов. Такая речь затрудняет общение с людьми, способствует развитию замкнутости, накладывает отпечаток на формирование характера. Ребёнок подражает близким людям, иногда точно копирую даже интонацию. Потому родители должны тщательно следить за своей речью. Родители должны помочь ребёнку понять существенность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в общении.

Для развития связной речи детей хорошо использовать картинки, иллюстрации которые дети не только смотрели, но рассказывали их содержание.

Дети очень любят делиться с близкими своими впечатлениями. Родителям нужно почаще просить их рассказать о том, во что играли и как занимались в детском саду, что интересного встретилось по пути домой, каково содержание просмотренного кинофильма, телевизионной передачи и т. д.

Обучение детей рассказыванию и пересказыванию – серьёзная, требующая от родителей большого внимания работа. Дети охотно придумывают конец начатого взрослыми рассказа, рассказа на заданную тему. Небольшие инсценировки.

Наиболее доступной для организации в семье и эффективной формой развития речи ребёнка является беседа. Тематика бесед родителей с детьми должна быть самой разнообразной. Это беседы, отражение деятельности самих детей, труда взрослых, о событиях общественной жизни, на морально-этические темы, о природе, прочитанной литературе, предметах и игрушках, их качествах и взаимосвязи.

Развитие речиимеет следующие разделы: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи, развитие связной речи; ознакомление с произношением художественной литературы.

Развитие речи

Формирование словаря.

Приёмы словарной работы:

1. Показ с называнием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»). В дидактических играх типа «Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов). Взрослый уточняет представления ребёнка о назначении, цвете, размере предмета.

2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупыванию, восприятию на слух, на вкус и т. п.) Этот приём употребляется при целенаправленном рассматривании любого нового предмета, восприятии его цвета, формы, материала, расположения частей. Игра «Чудесный мешочек».

3. Сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто, чайник-кофейник, туфли-босоножки и т. п.). Игры «Не ошибись», «Что изменилось?», «Кто, на чём в гости приехал».

4. Задания, предполагающие ответ действий (принести, найди, покажи). Они позволяют выяснить, понимает ли ребёнок инструкцию взрослого и появилось ли слово в пассивном словаре малыша.

5. Создание воображаемых ситуаций. Воображение 4-го года развито слабо, но ребята подражают, копируют (имитация поведения животных, приготовление куклам еды). Чтобы новое слово запомнилось, нужно создать условия для много кратного повторения.

Воспитание звуковой культуры.

У младшего дошкольника должно быть отработано четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих (ж, щ, ч, ш) и сонорных (л, р). Осваивая согласные, дети вначале учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п). губно-зубные (в, ф, переднеязычные (н, д, т, заднеязычные (к, х, г). Дети должны хорошо открывать рот, что достигается, правильной артикуляционной гласной «а», и плотно смыкать губы, чему способствует четкое произношение звуков м, п, б.

Приёмы формирования звукопроизношения:

1. Сочетание хорового повторения с индивидуальными. У-у-у – сигналит паровоз; Ф-ф-ф – фыркает ёж; А-а-а – лепечет маленький ребёнок; В-в-в – самолёт; С-с-с – водопроводный кран, вода; З-з-з – комар и др.

2. Использование дидактических игр «Заводные игрушки». Взрослый «заводит ключиком».

3. Использование детьми «длинных песенок». Предлагается длительно (2-3сек.) произносить звук на одном выдохе. Упражнение «вытягивать ниточки» (разводит руки в стороны и произносит звук).

4. Исполнение песенок с различной силой голоса и тональностью (паровоз – басовито, игрушечный паровозик – тоненько).

Для закрепления звука используются следующие приёмы:

1. Показ игр-инсценировок. По ходу инсценировки повторяют отдельные слова и фразы, в которых встречаются осваиваемые звуки, также дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонацией грусти, радости и т. п.

2. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений.

3. Дидактические упражнения типа «Узнай и назови». Достают из коробки игрушки или картинки и называют, в названиях которых встречается отдельный звук (капуста, гуси, петух, удочка – звук «у»).

4. Повторение детьми чистоговорок. Баю-баю-баю – Катеньку качаю; баю-баю-баю – глазки закрывай; Лю-ли, лю-ли, лю-ли – куколки уснули и др.

Формирование грамматического строя речи.

1. Дети договаривают слова, включенные в рассказ взрослого, рифмовку (Лучше нас, лесных ежей, нет на свете….сторожей); называют, что на картинке в единственном, что во множественном числе (зеркало, яблоко; много книг, воробьёв, гусей и т. д.).

2. Рассказывают о том, что изменилось (грибов стало больше, теперь нет ёлочек).

3.«Добавь слово» — существительное с ласкательными и уменьшительными суффиксами –ик, -ечк, -ичк и др. (дом-домик, стол-столик)

Читайте также:  Задачи развития ребенка по программе васильевой

4. Задания на исследование в речи существительных, обозначающих детёнышей животных в родительном и винительном падеже множественного числа (мышат, лягушат, цыплят).

5.«Чья вещь», «Моё желтое ведёрко», «Мой слоник» — согласование существительных с прилагательными; личными местоимениями. Множественными местоимениями.

6. Употребление предлогов и наречий – «Где Миша искал свою игрушку?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось». Предлоги (в, на, под, за).

7. Упражнения, требующие от ребёнка развернутого высказывания и ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Когда?», «Как?»

8. Приём «договаривания»(сказки, рассказы). «Толкнула она дверь…»«Дверь и открылась».

9. Рассматривание сюжетных картинок. Охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек); время (летом, в солнечный денёк, установить приемно-следственные отношения (Чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок.Бодаться козлята не могут: рожки ещё не выросли).

Развитие связной речи.

Детей следует учить:

Понимать разнообразные вопросы и отвечать;

Задавать вопросы самого разного характера;

Активно включаться в разговор;

Принимать участие в драматизации;

Объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки.

Ведущий приём – вопросы.

1. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. (Почему остановили лошадку? – «Надо её напоить»)

2. Вопросы, любимизирующие личный опыт ребёнка. (Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик, и песок не рассыпается)

3. Вопросы, требующие ответа – предположения, выходящие за пределы изображенного, они помогают сказать не только о настоящем, но и о прошедшем, о будущем. (Танюша взяла в руки меч. Может, она кого-то ждёт? Других детей ждёт. Будет играть в меч с мамой.)

Ознакомление с произведениями художественной литературы.

Младших дошкольников приучают слушать сказки, воспитывают умения воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов, выразительно читать небольшими по объёму стихотворения. При этом используется демонстрация игрушек, предметов, иллюстраций.

А также целесообразно предусмотреть какие-то игровые действия, которые могут привлечь малышей. (лошадка – может покататься на лошадке) и т. д.

Источник

«Роль семьи в развитии высших психических функций ребёнка»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри» «ваще» вместо «вообще» и т.д.)

Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

Речь-это сложная функция. На основе полноценной устной речи у ребёнка формируется чтение и письмо.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Читайте также:  Мягкие игрушки для развития ребенка

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

В связи с тем, что все психические функции взаимосвязаны. Сбой одной из функции влечёт нарушение других. Адаптационный период у таких детей проходит длительнее и сложнее. Например, если у ребёнка недостаточно внимания.

Как помочь ребенку с нарушением внимания.

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Читайте также:  Центр развития и коррекции ребенка в московском

Прежде всего, родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 — 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания .

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

— Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

— Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

-Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

— Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.

  2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.

  3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.

  4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

  5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.

  6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Роман, обязуюсь пять дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».

  7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.

  8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.

  9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.

  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.

  11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.

  12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходимо обратиться к специалисту — психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат. Желаю удачи!

Источник