Эндогенные причины отклонений в развитии ребенка

Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);

2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).

К эндогенным причинам относят следующие причины:

1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:

— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;

— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;

— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;

— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;

— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;

2) различные наследственные заболевания:

— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;

— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;

— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.

Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.

К экзогенным причинам относят следующие причины:

1) в пренатальный период:

— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;

— недостаток питания матери во время беременности;

— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);

— травмы;

2) в натальный период:

— родовые травмы;

— инфицирование плода;

— удушье плода;

3) в постнатальный период:

— различные инфекционные болезни;

— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;

— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).

При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.

Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:

— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

— токсикозы беременности;

— физические травмы, ушибы плода;

— психические травмы матери и т.д.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.

Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.

Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.

Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.

В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.

В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.

Читайте также:  Театральные методы развития личности ребенка

Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.

Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:

— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;

— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;

— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;

— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.

— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;

— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;

— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;

— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.

Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.

Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 18366; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8627 — | 8187 — или читать все…

Читайте также:

Источник

1.2.
Виды нарушений развития и их причины

Содержание
учебного материала

Понятие
«норма» и «отклонения» в психическом
и личностном развитии.

Классификация
и виды отклонений в развитии и поведении
детей.

Нарушения
в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка).

Этиология
нарушений нервно-психического развития.
Эндогенные и экзогенные факторы риска
патологии.

Классификация
причин: по времени воздействия на
организм ребенка (пренатальные, натальные,
постнатальные перинатальные); по
происхождению (органические,
функциональные).

Учение
о психическом дизонтогенезе
(В.В.Лебединский). Классификация
дизонтогенеза.

Взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом.

Основные
понятия:

аномалия, дети с патологией развития,
дети с дефектами развития, дети с
отклонениями в развитии, дети(лица) с
особыми образовательными потребностями,
дефект, дизонтогенез, недоразвитие,
нарушение развития, норма, отклонение,
экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие
идеи:
Знание
происхождения нарушений, времени и
особенность их возникновения предоставляют
педагогу необходимые исходные данные
для планирования индивидуальной
программы специальной педагогической
деятельности.

1.2.Виды
нарушений развития и их причины

Как
свидетельствует мировой и общественный
опыт, число детей с отклонениями в
развитии велико и неуклонно возрастает.
Этому есть ряд причин: дезадаптация
общества и отдельных семей, отсутствие
в ряде случаев нормальных гигиенических,
экономических, экологических условий
для будущих матерей и детей разных
возрастных групп. У многих детей возникает
психическая , познавательная депривация,
недостаточность удовлетворения сенсорных
и эмоциональных контактов и потребностей.
Это и многие другие патологические
факторы приводят к различным заболеваниям
и отклонениям в развитии.

Норма
– (
лат.
«norma»)
– руководящее начало, правило, образец;
установленная мера, средняя величина
чего-нибудь.

Аномалия

( греч. anomaloz-
неправильный) – патологическое отклонение
от нормы в функциях организма и его
частей, отклонение от общих закономерностей
развития.

Понятие
«аномалия развития» входит в круг
понятий,объединяемых термином
дизонтогенез»,
которым обозначают любые формы нарушений
онтогенеза, т.е. развития индивида в
отличие от развития вида (филогенез).

Читайте также:  Дают ли инвалидность ребенку с задержкой развития

Многочисленными
психолого-педагогическими исследованиями
доказано, что ранняя диагностика и
коррекция отклонений психомоторного
развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и
воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности)
и социальной депривации.

На
начальных этапах развития проблемного
ребенка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный
дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее
значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они
мешают социальной адаптации ребенка.
Возникает педагогическая запущенность,
расстройства-волевой сферы и поведения
что обусловлено эмоционально-личностными
особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.

  1. Виды
    нарушений, их классификация

В
настоящее время единых принципов
классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют
следующие группы детей с отклонениями
в развитии:

1)
дети с сенсорной неполноценностью ( с
нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и
сенсомоторики);

2)
дети с задержкой психического развития;

3)
дети с астеническим и реактивным
состоянием и конфликтными переживаниями;

4)
дети с психопатоподобными (психопатическими)
формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);

5)
умственно отсталые дети (олигофренные
в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);

6)
дети с начальными проявлениями психических
заболеваний ( шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.)

Эта
классификация детей с отклонениями в
развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях
с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно
и другое подразделение на группы:

    1. дети
      с отклонениями развития в связи с
      органическими нарушениями;

    2. в
      связи с функциональной незрелостью;

    3. дети
      с отклонениями в развитии на почве
      депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с
      проблемами психического развития.-
      М., 1995).

В
монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова
«Основы дефектологии» (М., 1990) приводится
следующая классификация детей с
нарушениями развития:

1)
дети с сенсорными нарушениями (нарушения
слуха и зрения);

2)
дети с интеллектуальными нарушениями
( умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);

3)
дети с нарушениями речи;

4)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

5)
дети с комплексными (комбинированными)
дефектами развития;

6)
дети с искаженным(или дисгармоничным)
развитием.

  1. Этиология
    нарушений развития.

Этиология
(греч.
aitia
–причина, logos
– учение) – учение о причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни
могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.

Эндогенные
факторы
(греч.
endon
– внутри, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший во
внутренней среде

организма.

Экзогенные
факторы
(греч.
exo
– снаружи, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший вне
организма
(травмы,
инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез
отклонение
в психическом развитии.

Психомоторное
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс, в нем отмечаются последовательность
и неравномерность формирования отдельных
психических процессов и функций. На
каждой из усложняющихся стадий развития
выявляется ее связь с предшествующей
и последующими стадиями, каждый возрастной
этап характеризуется качественным
своеобразием, отличающим его от других
этапов.

Нарушения
развития детей могут быть вызваны
разными факторами.

По
времени воздействия на организм
(пренаталъным, наталъным, постнатальным,
перенатальным). Неблагоприятное
воздействие в
период внутриутробного развития
называется
пренаталъным,в
период родовой
деятельности
наталъным,
а после рождения – постнаталъным
воздействием.
Соответственно называются и нарушения.
Сочетание
внутриутробной и природовой патологии
называется
перинатальным
повреждением
(например,
перинатальная энцефалопатия).

Вызвать
отклонения в развитии могут различные
патологические факторы, действующие
во внутриутробный период: генетические
отклонения, отягощенная наследственность,
хронические заболевания родителей;
злоупотребление родителей алкоголем,
наркотиками, курением: физические и
психические травмы женщины в период
беременности; инфекционные, вирусные
заболевания, токсоплазмоз; конфликт по
резус-фактору; нефропатия – недостаточность
деятельности почек, токсикозы и
интоксикация (отравления); внешнесредовые
факторы – неблагоприятная экологическая
ситуация, профессиональные вредности
у родителей до рождения ребенка и многие
другие неблагоприятные факторы.

Другая
группа причин – патология родовой
деятельности: быстрые, стремительные
роды, длительные роды со стимуляцией,
использование щипцов, обвитие ребенка
пуповиной, что приводит к рождению в
асфиксии (удушье), неквалифицированное
оказание акушерской помощи и другие
природовые травмы.

Нарушения
развития ребенка могут быть вызваны и
различными прижизненными факторами:
опухали мозга (менингиома), нейроинфекции
(менингиты и энцефалиты), инфекционные
болезни с осложнением на мозг, открытые
и закрытые травмы черепа, сотрясение
мозга, контузии и т.д.

В
ряде случаев отмечается действие не
одного какого-либо патологического
фактора, а их сочетание – полиэтиология.
Проявляется наследственная отягощенность:
через специальные структуры половых
клеток родителей – хромосомы – передается
информация о признаках отклонений
(аномалий) развития. Хромосомные нарушения
(абберации) приводят к умственной
отсталости ребенка, нарушениям слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата и т.д. По данным современной
науки, на 1000 новорожденных приходится
5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения
психомоторного развития ребенка могут
иметь место при нарушениях питания и
сна детей, при длительных соматических
заболеваниях, вызывающих истощение
ребенка и поражение центральной нервной
системы. Вероятность возникновения
отклонения в развитии повышается у
недоношенных детей, родившихся раньше
срока или с малым весом тела.

Нарушения
развития, связанные с органическим
поражением центральной нервной системы,
называются органическими нарушениями.

Дефекты
развития могут быть вызваны функциональными,
а не органическими причинами, тогда
говорят о дефицитарном развитии. В их
числе: социально-педагогическая
запущенность, эмоциональная депривация
(недостаточность эмоционального
положительного контакта ребенка со
взрослым), двуязычие (или многоязычие)
в семье, нарушение речи окружающих,
ограниченность речевых контактов
ребенка и др.

Читайте также:  Роль игры в психическом развитии ребенка по выготскому

Установлено,
что благополучное развитие ребенка
бывает только в случаях равновесия
между внутренними и внешними условиями
формирования организма. По словам
И.П.Павлова, болезнь возникает там и
тогда, когда нарушается равновесие
внутренних и внешних условий жизни
организма, когда на неблагоприятное
воздействие окружающей среды ребенок
не может дать соответствующую ответную
реакцию, не может приспособиться к этому
воздействию.

Функциональные
нарушения обычно являются более легкими
по сравнению с органическими, и при
устранении неблагоприятных факторов
развитие интенсифицируется, а при
проведении специальной коррекционной
работы ребенок может догнать в развитии
сверстников. Функциональные нарушения
обратимы и при своевременно проведенных
коррекционных мероприятиях обычно
проходят бесследно.

Л.С.
Выготский выдвинул тезис об общности
закономерностей развития нормального
и аномального ребенка, что было
подтверждено рядом более поздних
исследований. И в норме, и при патологии
психическое развитие имеет поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап
завершается формированием новых, более
совершенных по сравнению с предыдущими
качеств, что является основой для
будущего скачка в развитии. Свойства
психики формируются на основе чередования
эволюции признаков с революционным,
скачкообразным формированием новых
качеств. Динамика развития нормального
и аномального ребенка подчинена единым
общим закономерностям, при этом каждый
вид аномального развития характеризуется
своими особенностями. Дети с отклонениями
по всем параметрам отличаются от детей
с нормальным развитием.

Каждый
вид аномального развития характеризуется
системным проявлением, в котором
выделяются первичные и вторичные
отклонения.

При
разных видах отклонений в развитии
доминирующим является нарушение речевого
общения, когда у ребенка нарушена
способность к приему и переработке
информации. Это общая закономерность
всех аномальных детей. При анализе
конкретного вида нарушенного развития
важно учитывать общие для всей группы
проявления нарушений, а также индивидуальные
характерологические особенности каждого
ребенка. Одна категория аномальных
проявлений отличается от другой по ряду
диагностических и прогностических
значимых показателей.

Важной
закономерностью психического развития
аномальных детей является трудность
их социальной адаптации, затруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.

Воспитание
детей с отклонениями в развитии отличается
своеобразием, которое проявляется в
коррекционной направленности, в
неразрывной связи коррекционного
воздействия с формированием практических
навыков и умений. Особенности воспитания
конкретного ребенка зависят от характера
имеющегося у него дефекта, от степени
выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от
возрастных и компенсаторных возможностей
ребенка, от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребенка и ряду других факторов. Одни
дети нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьезная
лечебно-оздоровительная помощь. Все
это подчеркивает необходимость ранней
диагностической и коррекционной работы,
ибо ранее выявление нарушений – залог
эффективности их преодоления.

Нарушения
развития у детей многоплановы и
многоаспектны. Они выражаются в
интеллектуальной, двигательной, речевой
или сенсорной неполноценности. Отклонения
в развитии бывают разных форм и разной
степени выраженности. Часто они становятся
заметными, и если своевременно не приняты
необходимые лечебно-оздоровительные
и педагогические меры, могут возникнуть
вторичные отклонения в структуре
дефекта. Поэтому очень важно своевременно
обнаружить отклонение в развитии и
оказать ребенку необходимую помощь.
Родители и воспитатели не всегда могут
адекватно оценить состояние ребенка,
обнаружить имеющиеся у него проблемы
и отклонения в развитии, поэтому педагогам
общеобразовательных учреждений
необходимо иметь определенный запас
сведений по специальной психологии и
коррекционной педагогике и владеть
навыками коррекционно-воспитательного
воздействия.

Организм
ребенка, его здоровье, личностные
особенности рассматриваются современной
наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог
должен иметь четкое представление о
закономерностях формирования индивида,
личности, при этом важно абстрагироваться
от частностей и деталей. У педагога
должно быть сформировано системное
представление, системное мышление и в
целом системная парадигма в изучении,
обучении и воспитании ребенка, в том
числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный
подход к коррекции и компенсации
отклонений в развитии может быть
охарактеризован как комплексный и
личностно-ориентированный, т.е. при
оценке состояния ребенка должны
учитываться данные разных специалистов,
характеризующие разные стороны
психического и физического состояния
ребенка, и оказываемая ребенку помощь
должна быть многоплановой. При этом
учитываются индивидуально-личностные
особенности каждого ребенка, т.е.
коррекционно-воспитательное воздействие
не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации
к изучению темы

Семинарское
занятие

Этиология
нарушения развития.

Практическое
занятие

Виды
нарушений, их классификация.

Самостоятельная
работа студентов

Составление
логико-смысловой модели: «Виды нарушений
развития, их классификация».

Вопросы
для самоконтроля

  1. Дайте
    определение понятия «аномалия развития»

  2. Раскройте
    наиболее популярные классификации
    отклонений в развитии, представленные
    в специальной литературе.

  3. Какую
    классификацию могли бы предложить Вы?

  4. Назовите
    причины возникновения отклонений в
    развитии?

Литература
для самостоятельной работы

Бородулина,С.Ю.
Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов
н/Д., 2004.-C.27-34.

Гонеев,А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]-
М., 1999.-C.123-128.

Зайцева,
И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]-
Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

Коррекционная
педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова.
– М., 1999.- C.13-18.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник