Изучения психического развития ребенка с нарушением слуха

Изучения психического развития ребенка с нарушением слуха thumbnail

 учитель-дефектолог,

 д/с №189 «Спутник»

 Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?

Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.

Факторы риска нарушения слуха у ребенка:

  •  Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)
  •  Токсикозы беременности
  •  Асфиксия новорожденного
  •  Внутричерепная родовая травма
  •  Гипербилирубинемия
  •  Гемолитическая болезнь новорожденного
  •  Масса тела при рождении менее 1500 г
  •  Недоношенность
  •  Переношенность
  •  Прием препаратов с ототоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)
  •  Наследственные заболевания
  •  Патологии челюстно-лицевого скелета у ребенка

Задачами специального обучения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста является их полноценное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких  малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато слабослышащий ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача детского сада и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое  развитие ребенка.  Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в  разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе  других.

Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире.Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев — лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Но глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Также  у детей с нарушением слуха восприятие формы, величины предмета, узнавание предмета по контуру формируются позднее, чем у слышащих сверстников.  Затруднение вызывает и узнавание знакомых предметов в необычном ракурсе (перевёрнутом на 180 градусов положении). В целом,  восприятие  слабослышащих детей характеризуется  неполнотой, фрагментарностью: дети выделяют яркие и очевидные признаки предметов, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки. 

Память. Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха  является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности. Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Внимание. Объем внимания у  детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем    у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Внимание неустойчивое, дети с нарушением слуха  могут удерживать внимание не более 10-13 минут. Много времени в процессе обучения уделяется развитию непроизвольного внимания.  

Мышление.    В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей. Для таких детей   характерно замедление процесса формирования понятий.

Эмоционально-волевая сфера. Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы и личности ребенка. Он оказывается частично изолированным от окружающих людей, от общения с ними. Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные. К ним позднее, чем к их слышащим сверстникам, приходит способность сопереживать. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх —  другие они  не умеют проявлять.

Воображение. У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской,  такие дети долго не переходят от предметно-процессуальных действий к сюжетно-ролевым играм, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Сюжетные игры слабослышащих детей более однообразны, стереотипны. Воображение слабослышащих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, потом к памяти. Дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности  в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово».  Таким образом, уже на ранних этапах развития дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е.А Сошиной, дошкольники с нарушением слуха проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации), чтобы получился предмет. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг — в колесо).  

Читайте также:  Проблемы в речевом развитии ребенка раннего возраста

           Речь.  Дети  с нарушением слуха могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах  (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и  экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо). 

Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно запоминаются существительные; значительно труднее дети овладевают названиями действий,  названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов. По мере того как дети овладевают доступной их возрасту лексикой и у них формируется простая фразовая речь, возникают новые трудности. Дети с боль­шим трудом осваивают такую особенность слова, как многознач­ность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер». В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, они затрудня­ются в понимании их значений. Дети  с нарушением слуха лишь постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то вре­мя как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка — более частное значение. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у них начи­нает формироваться понятийное мышление.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих  детей и обеспечить им возможность полноценного общения.  Дети с нарушением слуха безболезненно адаптируются к многообразным, изменяющимся условиям жизни  большого детского коллектива, учатся проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности. 

Литература:

 1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92

2 . Богданова Т.Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

4.    Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно — методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Источник

Областное казённое государственное общеобразовательное учреждении

«Школа-интернат №87».

Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями слуха.

Выполнила:

Сабирзянова Альбина Рифкатевна

Учитель начальных классов

Ульяновск 2015

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушения­ми слуха, неслышащих (глухих), слабослышащих сопровож­дается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребен­ком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразбор­чивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможно­сти применения экспериментальных методик.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это осо­бый тип развития, происходящего в специфических условиях вза­имодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитар­ному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение слухового вос­приятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций — к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координаций. Объем внешних воздействий на ребенка с наруше­ниями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вслед­ствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощает­ся, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях — наблюдается несоразмерность в развитии нагляд­ных и понятийных форм мышления, письменная речь превалиру­ет над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна кожная чувствительности при правильном обучении и воспитании компенсаторного развивается зрительное восприятие. У них отмечаются изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития детей с нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики. Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции.

Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье: состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста дипломная работа

Можно выделить специфические задачи изучения детей с на рушениями слуха в зависимости от возраста и периода психического развития, в котором находится данный ребенок. В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы. В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в раз витии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, — словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. Исследование этих процессов нужно провести в первую очередь. Трудности в развитии двигательной сферы к подростковому возрасту в основном компенсируются, но некоторые особенности сохраня­ются и в последующем — такие, как замедленный темп выполнения движений, овладения двигательными навыками (по сравнению со слышащими), трудности сохранения статического и динамического равновесия.

Диагностика уровня психического развития ребенка с наруш­енным слухом в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Трудно отгр­аничить глухоту от частичной потери слуха, от снижения ин­теллекта, от речевых нарушений. При этом дети с нарушениями слуха, особенно глухие, часто квалифицируются как умственно отсталые, слабослышащие дети — как дети с сенсорной или моторной алалией. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений психического развития по отношению к детям раннего возраста обусловлены тем, что разные отклонения развитии могут иметь сходные внешние проявления (трудности общения, отсутствие речи).

При анализе психологических особенностей ребенка с нарушениями слуха необходимо в первую оче­редь выделить те факторы, которые могут оказывать влияние на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большее влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих этапах — вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления). Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. В естествен­ной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения — двигательными составляющими практических и гно­стических действий, движениями тела и его частей, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, вокализациями и речевыми актами, их характером, содержани­ем, направленностью, продолжительностью, фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями речи.

При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы.

  1. Развитие общения (сначала его дословесных форм: вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела). У глухих детей гуление появляется позже, чем у слышащих, более однообразное, монотонное, хрипловатое. Ответный лепет не появляется, хотя дети издают большое количество звуков это и лепет, кряхтенье, чмоканье и т.д. С возрастом количество звуков уменьшается, они становятся однообразными.

У слабослышащих детей сходство в развитии речи с глухими детьми наблюдается в первые 2-3 года жизни, в дальнейшем все больше становятся заметными различия: у слабослышащих детей в дошкольном возрасте появляются слова, иногда — фразы, для их речи характерны фонетические искажения, ошибки в грамматическом оформлении речи.

  1. Степень развития слухового восприятия. Необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребенка. Аудиограмма позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме того, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми.

Следует проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек и музыкальных инструментов. Для этого нужно взять три разнозвучащих инструмента (гармонь, свисток, колокольчик), поставить ребенка к себе лицом и произвести звуки поочередно всеми тремя предметами, а затем поставить к себе спиной и про верить возможности восприятия звуков этих инструментов.

Самое важное — проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Вот как описывает эту процедуру Р. М. Боскис. Вначале проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5 – 6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и шепотом произносить знакомые слова (сначала предъявляются слова, содержащие шипящие звуки, потом другие слова). Если ребенок не сможет повторить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6м нужно подойти к нему ближе на 1м, затем еще ближе и постепенно приблизиться к нему вплотную. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у его ушной раковины, то, значит, он не воспринимает шепотную речь. Затем переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Процедура обследования повторяется. При подборе слов их нужно выбирать из разных областей знания, можно задать несколько простых вопросов (например: «Как зову: твою маму?»). Слова для повторения должны быть хорошо известны ребенку. Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, у которых нужно установить наличие остаточного слуха. Для этого проверяют возможности восприятия ребенком громкой речи. После того как установлено состояние, на котором ребенок слышит слова, проверяют, как он слышит гласные и согласные звуки. По мнению Р. М. Боскис, исследование слуха на речевые звуки следует провести даже в том случае, если не обнаружена недостаточность слуха на слова, о замечены дефекты речи и ребенок не успевает по русскому языку.

  1. Особенности развития движений. Раннему нарушению слуха может сопутствовать более позднее формирование умения дер­жать головку; небольшая задержка развития прямостояния, ском­пенсированная к 1,3 -1,5 годам. Отсутствие реакции на укачива­ние в коляске может свидетельствовать о раннем поражении ве­стибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха. В раннем детстве и дошкольном возрасте отмечаются некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточ­ная координация движений, отставание в развитии мелкой мото­рики, дифференцированных движений. В последующем у ребенка может наблюдаться шарканье ногами при ходьбе «походка моря­ка»), большое количество звуков при выполнении бытовых дей­ствий с предметами из-за отсутствия или неполного слухового контроля.

  2. Характер подражания. У детей с нарушениями слуха развитие подражания замедленно. До трех лет они подражают при выполне­нии некоторых действий, чаще с хорошо знакомыми предмета­ми, однако выбор по образцу затруднен. В дошкольном возрасте способность к подражанию развивается, дети могут воспроизво­дить сложные действия, требующие вычленения свойств предме­тов, возрастает количество предметов, с которыми они могут дей­ствовать по образцу.

  3. Реакция на одобрение и неудачу. Дети с нарушениями слуха до двух лет меньше реагируют на оценку их действий, не ждут ее, часто не понимают, что им показывают образец действия. В даль­нейшем многие дети чересчур ориентируются на реакцию взрос­лого, что может препятствовать ориентировке на свойства пред­метов. Реакция на одобрение адекватна. С возрастом увеличивается количество исправлений при замечаниях взрослого, самостоятель­ные оценки неудачи и попытки внести исправления появляются уже в дошкольном возрасте.

  4. Представление о самом себе. У детей с нарушениями слуха выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже чем слышащие дети, но могут это делать в отношении взрослых и игрушек.

Читайте также:  Педагогическая направленность на целостное развитие ребенка

При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно логического мышления. Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия предъявляемых заданий вытекают из характера материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребенок владеет жестовой речью, то ее можно использовать для объяснения инструкции. Такое предъявление или перевод широко используются американскими психологами. При этом особые требования предъявляются к отработке согласованного взаимодействия между психологом и переводчиком.

Вопрос об использовании жестовой речи при предъявлении инструкций довольно сложен и решается психологами по-разному. Главное — это установление соответствия при переводе, что связано с особенностями жестовой речи. Одни жесты имеют имитирующий характер (при этом одним и тем же жестом обозначается и предмет, и действия, совершаемые с этим предметом), другие основаны на наглядном описании предмета с помощью рисующего или пластического жеста. Объяснение инструкции посредством жестовой речи при обследовании особенностей познавательной сферы может содержать подсказку. Поэтому многие психологи при предъявлении инструкций рекомендуют ис­пользовать только естественные, например, указательные, жесты. В качестве выхода из этой трудной ситуации Т.В.Розанова совету­ет использовать предварительное аналогичное задание — относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, мож­но переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций. По мнению американских сурдологов при использовании жестовой речи в процессе обследования лиц с нарушениями слуха следует учитывать и этические аспекты проблемы — личностную реакцию человека с на­рушением слуха на использование жестовой речи слышащим пси­хологом.

При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памя­ти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. При обследовании детей школьного возраста особую важность приобретает изучение навыков чтения, письма, счета и учет выявленных особенностей при разработке программы кор­рекционной работы.

Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, при этом изучению подле­жат материальные или материализованные результаты разных ви­дов деятельности — изобразительной, конструирования, учебной, трудовой.

Составление заключения и психолого-педагогической харак­теристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. Целесообразно придерживаться следующей схемы.

  1. Характеристика состояния слуха:

  • степень потери слуха (глухота, частичная потеря) — исполь­зовать данные из медицинской документации;

  • возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до 3 лет), нарушение слуха в более позднем возрасте;

  • причины, приведшие к данному нарушению;

  • наличие или отсутствие лиц с нарушениями слуха в семье.

  1. Уровень развития двигательной сферы:

  • особенности пантомимики (осанка, походка, индивидуальные позы);

  • особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов);

  • координация движений (крупных и мелких);

  • возможности сохранения статического и динамического равновесия.

  1. Познавательная сфера:

  • уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;

  • соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического);

  • мышление: виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;

  • развитие речи: виды речи, которыми владеет и пользуется ребе­нок (словесно-устная, письменная, тактильная, жестовая); состоя­ние навыка чтения с губ; индивидуальные особенности; аграмма­тизмы; объем словаря (активного и пассивного); соотношение раз­ных видов речи; в каких ситуациях используются разные виды речи;

  • взаимосвязи в развитии познавательных процессов; соотно­шение в развитии мышления и речи.

  1. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от воз­раста).

  2. Особенности развития личности.

  3. Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказа­ние, оценка).

  4. Эмоциональные состояния. Особенности внешних выраже­ний эмоций. Понимание эмоций других людей.

  5. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и пол­ноценному развитию познавательной сферы и личности.

Источник