Изучение ребенка с проблемами в развитии

Изучение ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспе­вающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудно­сти в обучении. Педагог-дефектолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-ой четвер­ти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка на психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установле­ния места дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей про­водится в обязательном контакте с психоневрологом и школь­ным психологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необ­ходимость в продолжении его изучения. В зависимости от коли­чества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их воз­раста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8-10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной шко­лы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок работы группы -‘от 5 до 12 дней. Занятия в группе прово­дит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодическое наблюдение за детьми, их обследование прово­дят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Прово­дится по 4 урока, а в первый и последний дни недели — по 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во вре­мя отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познава­тельной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качес­тва, используются специальные уроки, которые по своему харак­теру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с де­тьми. Учитель стремится максимально полно определить возмож­ности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направлен­ность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понима­ют и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обос­новать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблю­дательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвиж­ных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком пра­вил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как ак­тивность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

При изучении детей большую помощь может оказать специаль­ная программа.

Источник

Лекции.Орг

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития в образовании

ЛИТЕРАТУРА

1. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М.: Владос, 1995.

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.

3. Психологическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Академия, 2005.

4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Аркти, 2001.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог должен изучить документацию и собрать сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом).

Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных.

Анамнезсобирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез:анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка:учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т.п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме.

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию.

ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Психолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-й четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о месте дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей проводится в обязательном контакте с районным психоневрологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необходимость в продолжении его изучения. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8–10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной школы или психолого-медико-педагогической консультации. Срок работы группы — от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах. Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели — по 3 урока с переменами 15–20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основноеместо на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции cpaвнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 743 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Необходи­мость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908—1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов. Груп­па педагогов и врачей-энтузиастов (Е.В.Герье, В.П.Кащенко, М. П. Постовская, Н. П. Постовский, Г. И. Россолимо, О.Б.Фельцман, Н.В.Чехов и др.) проводила массовое обследование неуспе­вающих учащихся московских школ для того, чтобы выявить де­тей, неуспеваемость которых была обусловлена интеллектуальной недостаточностью.

Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего вос­питания и врачебного обследования детей.

Трудности: недостаточно научных ме­дицинских и психологических данных об умственной отсталости.

Вопросы методов обследования детей были предметом обсуж­дения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 — 31 декабря 1910 г., Петербург) и на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13 декаб­ря 1913 г. —3 января 1914 г., Петербург). большинство высказывались за использование тестового метода , но большое значение придава­лось методу наблюдения, а также физиологическому и рефлексологическому методам. Ставился вопрос о динамическом единстве методов изучения ребенка. Съезды не разрешили споров, возникших вокруг вопроса о методах исследования, что в значи­тельной мере можно объяснить недостаточно научной позици­ей, которую занимали в те годы многие психологи, педагоги и врачи.

Круп­нейший русский невропатолог Г. И. Россолимо отстаи­вал необходимость использования тестовых методов. Он сделал попытку создать такую систему испытаний, с по­мощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов. изучал (в ос­новном с помощью невербальных заданий) внимание и волю, точность и прочность зрительных восприятий, ассоциативные про­цессы. Результат вычерчивался в виде графика-профиля, отсюда и название метода — «Психологические профили».

Полный вариант системы из-за своей громоздкости был неудобным для при­менения, поэтому Г. И. Россолимо в дальнейшем упростил ее, соз­дав «Краткий метод исследования умственной отсталости». Этот метод использовался независимо от возраста испытуемого. В него входило исследование 11 психических процессов, которые оце­нивались по 10 заданиям (всего 110 заданий). Результат изобра­жался в виде кривой — «профиля». Россолимо была сделана попытка ка­чественно-количественного подхода к оценке результатов работы ребенка.

Недостатки его методики: недостаточно полный выбор исследуемых процессов, не исследовал словесно-логическое мышление детей, не давал задания для установления их обучаемости.

Характеризуя в целом методы тестов, Л. С. Выгот­ский указывал, что они дают лишь негативную характеристику ребенка и хотя и указывают на невозможность его обучения в массовой школе, но не вскрывают, в чем заключаются качествен­ные особенности его развития.

На необходимость наблюдения за детьми указывали многие исследователи, занимавшиеся проблемами умственной отстало­сти (А. М. Шуберт, В.П.Кащенко, О.Б.Фельдман, Г.Я.Трошин и др.). Особен­но важны материалы сравнительных психологических и клини­ческих исследований нормальных и ненормальных детей, прово­дившиеся Г.Я.Трошиным. Полученные им данные обогащают не только специальную психологию, но и помогают в решении во­просов дифференциальной психодиагностики. Он под­черкивал также ценность наблюдения за поведением детей в есте­ственных условиях.

Первым, кто создал специальную методику проведения целе­направленных наблюдений, был А. Ф. Лазурский — автор ряда тру­дов по изучению человеческой личности: «Очерки науки о харак­терах», «Школьные характеристики», «Программа исследования личности», «Классификация личности».

Большой заслугой А.Ф.Лазурского стало изучение ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблю­дения и разработка так называемого естественного эксперимента, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюде­ния, так и специальные задания.

А. Ф. Лазурский создал специальную программу изучения ин­дивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение. Им разработаны также планы экспериментальных уроков, выявляю­щие качества личности.

Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому, рас­сматривавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспита­ние, обучение и среда. В отличие от тестологов, которые стати­чески констатировали лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможно­сти детей.

Положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайше­го развития, о роли взрослого в формировании психики ребенка имеют большое значение. Позже, в 70-е гг. XX в., на основе этих положений был разработан чрезвычайно важный метод исследо­вания детей с отклонениями в развитии — «обучающий экспери­мент» (А.Я. Иванова). Этот вид эксперимента позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития, определить рациональные пути последующей педагогической ра­боты. Кроме того, он чрезвычайно полезен при дифференциаль­ной диагностике.

Очень важно требование Л. С. Выготского изучать интеллек­туальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимо­связи. он подчер­кивал, что необходимо не просто систематизировать выявленные симптомы, а проникнуть в сущность процессов развития. Дифференци­альная диагностика должна строиться на основе сравнительного исследования, не ограничиваясь измерением интеллекта, а учи­тывая все проявления и факты созревания личности.

Эти положения Л. С. Выготского — большое достижение оте­чественной науки.

Следует отметить, что в сложной социально-экономической обстановке в стране в 20—30-е гг. XX в. передовые педагоги, пси­хологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения де­тей. В Детском обследовательском институте (Петроград) под ру­ководством А. С. Грибоедова, на Медико-педагогической опыт­ной станции (Москва), руководимой В.П.Кащенко, в ряде об­следовательских кабинетов и научно-практических учреждений среди различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик. Именно в этот период отмечалась активная массовое тестирование. А так как не все используемые тестовые методики были совершенны и не всегда ими пользовались специалисты, результаты оказывались во многих случаях недостоверными. Дети педагогически и социально запущенные признавались умствен­но отсталыми и направлялись во вспомогательные школы. Постановле­ние ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извраще­ниях в системе наркомпросов» было воспринято как полный запрет на использование при обследовании детей каких бы то ни было психодиагностических методик, и особен­но тестов. В результате психологи на долгие годы прекратили свои исследования в этой области, что причинило большой урон раз­витию психологической науки и практики.

В последующие годы, шел поиск путей и методов более точ­ной диагностики психических отклонений.

В 50—70-е гг. XX в. внимание к использованию психодиагностических методик, усилилось. велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследо­вания детей под руководством А. Р. Лурия. Боль­шая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комлектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г. М. Дульневу, С.Д.Забрамной, А. Я. Ивановой, В.И.Лубовскому, Н. И. Непом­нящей, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др.

В 80—90-е гг. XX в. все более активизируются и Осуществляет­ся ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются пси­холого-диагностические методы исследования. На современном этапе большое значение для развития диагно­стики отклонений в развитии имеют исследования В.И.Лубовского. Он ука­зывает на перспективы развития дифференциальной диагности­ки, подчеркивая важность сочетания количественной оценки уров­ня развития психических функций с качественным, структурным анализом — при преобладании последнего. В этом случае уровень развития той или иной функции выражается не только в условных баллах, но и имеет содержательную характеристику. Такой подход представляется весьма плодотворным, хотя его настоящая реализация станет возможной после кропотливой работы ученых и практиков в этом направлении.

Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы, которые в последние годы стали все более широко применяться. Нейропсихологические методики позволяют определять уровень сформированности корковых функ­ций, помогают выявить основной радикал нарушений деятельно­сти. Кроме того, современные нейропсихологические методики дают возможность использования именно качественно-количе­ственного подхода, объективизации результатов, выявления ин­дивидуальной структуры нарушений.

.

Источник