Источником психического развития ребенка является

Источником психического развития ребенка является thumbnail

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

общая

экспериментальная

сравнительная

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

произвольность

активность

характер

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

соседи

учителя

сверстники

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

познавательных интересов

интеллекта

общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

стабильные

эволюционные

разрушительные

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

формирование и развитие

констатацию и коррекцию

наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

научение

навык

поведение

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

генетической

педагогической

дифференциальной

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

предметно-манипулятивная

предметно-ролевая

компьютерная

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

пище

безопасности

признании

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

эмоциональной

волевой

бессознательной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

памяти

восприятия

характера

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

учебная деятельность

ролевая игра

исследовательская деятельность

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

внешний

содержательный

функциональный

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

аффективным

голосовым

моторным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

биогенетическому

социогенетическому

двухфакторному

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

физиологический

интеллектуальный

эмоциональный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

второй половине ХХ века

первой половине XIX века

первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

аналитическая деятельность

способность к обобщению

синтезирующая функция

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

плоскостями

областями

компонентами

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

понятий

терминов

знаков

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

зигзагообразность развития

тенденцию к устойчивости

переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

интеграцию

кризис

взаимозависимость

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

прагматическая функциональная психология У. Джеймса

теория проб и ошибок Э. Торндайка

ассоциативная психология Д. Гартли

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

оперативно-действенному

словесному

логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

общественно-полезной деятельности

профессиональному самоопределению

поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

дошкольного

подросткового

младшего школьного

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

Г. Зиммелем

Дж. Морено

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

оральной

анальной

генитальной

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

реальные

простые

сложные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

упрямством

негативизмом

деспотизмом

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

Читайте также:  Теории и технологии развития математических представлений ребенка

захватывание

восприятие

ощупывание

осознание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

рост

развитие

становление

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

биогенетического подхода

персоногенетического подхода

концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

отказа

имитации

компенсации

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

раннем

дошкольном

подростковом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

предметом

целью

задачей

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

индивидуальной

аналитической

гуманистической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

возрастным новообразованием

динамикой развития возраста

условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

младшем подростковом

младшем школьном

старшем подростковом

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

оппозиции

имитации

группирования

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

интимно-личностным общением со сверстниками

формированием соподчинения мотивов

рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

автономией

доверием

трудолюбием

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

раннем детстве

возрасте игры

зрелости

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

локомоторно-генитальной

ранней взрослостью

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

саморазвитие

наследственность

среда

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

субъективным

целостным

наблюдаемым

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

рассудительности

самостоятельности

чувствительности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

внимание

воображение

восприятие

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

позитивной

латентной

промежуточной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

эмоционального выгорания

этической речи

аномального поведения

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

инстинкт

дрессура

поведение

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

дифференцированностью

парциальностью

непоследовательностью

мышечно-анальной

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

упрямством

строптивостью

своеволием

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

самостоятельности

воли

эмоциональности

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

социума

семьи

культуры

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

интеллектуальную

двигательную

эмоциональную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

нативизмом

антропологизмом

дуализмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Дж. Локку

А. Гезеллу

В. Штерну

С. Холлу

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

выявление наличного уровня психологического явления или качества

сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

практических навыков чтения

практических навыков письма и счета

межличностных отношений

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

Читайте также:  Роль учения в развитии ребенка младшего школьного возраста

построение жизненных планов на будущее

возникновение стержневых личностных интересов

аффект неадекватности

чувство взрослости

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

мотивационная

инструментальная

функциональная

Источник

Источники психического развития

В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития — биологизаторское и социологизаторское:

1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание — это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, — это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

Источник

Лекции.Орг

Противоречие, конфликт, столкновение, кризис — самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам. Также источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты . Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо» , которая лежит в основе сексуальных влечений человека . Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии : оральная , анальная , фаллическая стадия , латентный период и гениталъная стадия .

К

Когнитивная психология

одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект, искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), психологии культурно-исторического развития (Л. С. Выготский), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Разработанная в рамках К. п. методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, особенно российских, ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).И

Читайте также:  Что нужно для полноценного развития ребенка

Концепция

умственное построение, система воззрения о каком-либо предмете.

Концепция(от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

условное наименование переходных этапов возрастного развития. К. в. рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Э. Эриксон — К. в. как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд — смена основных стадий психосексуального развития).

В отечественной психологии термин «К. в.» введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому К. в. обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие критерии К. в. — трудновоспитуемость, упрямство негативизм и др. — Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон кризиса. Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого К. в., служит основой качественно нового типа связи со взрослым и потому К. в. являются необходимыми и закономерными (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет также обнаружили, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

Существует и другая точка зрения на негативизм, рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11 — 12 лет), юношеский К.

Отдельными авторами признается также наличие К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует.

Кризис личностный

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Под личностным кризисом мы понимаем то состояние личности, когда возникает дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно- психического и соматического состояния.

Аналогом, семантически близким к этому понятию, является кризисное состояние — временная ситуационная или внутренне обусловленная дезинтеграция личности.

В методологическом отношении мы личностный кризис можем обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

— позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивности личности, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К ним мы можем отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности.

— негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к «окукливанию» личности. Личность теряет энергию, общую витальность и, как раненый зверь уходит зализывать раны в чащу, в свою нору, так и личность «закрывается». Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и к смерти.

Сразу хочется отметить факт чрезвычайной важности: личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 799 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник