Исследование развития личности ребенка дошкольного возраста

Исследование развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Определение
развития мотивационной сферы (Н.Л.
Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).

Цель: определить
доминирование учебных или игровых
мотивов.

Материал: два листа
бумаги, карандаш или ручка.

Ход выполнения:
инструкция детям: “Сейчас мы будем
учиться красиво писать букву О. Если
хочешь получить за свою работу са­мую
высокую оценку — 5, то надо красиво
написать как можно боль­ше (не менее
одной строчки)”.

Затем перед ребенком
ставят фигурки (изображения) зайца и
вол­ка. Предлагают поиграть в игру, в
которой зайцу надо спрятаться от волка,
чтобы тот его не съел. Ребенок может
помочь зайцу, если нари­сует для него
большое поле с ровными рядами капусты.
Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.

Сравнивается
выполнение двух вариантов заданий и
делается вы­вод о доминировании
учебных или игровых мотивов.

Методика “Три
желания”.

Цель:
изучить ценностные ориентации ребенка,
потребностную сфе­ру, воображение.

Ход
исследования:

ребенку предлагают назвать три желания,
ко­торые бы он хотел высказать
волшебнику.

Оценка результатов.
Качественный анализ ответов ребенка
позво­ляет сделать выводы об особенностях
мотивационно-потребностной сферы.

Методика
“Шапка-невидимка”.

Цель:
изучить потребностную сферу ребенка,
воображение, а так­же особенности его
взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Ход
исследования:

ребенка просят ответить, хотел бы он,
чтобы у него была шапка-невидимка, и что
он с ней делал бы в детском саду, дома,
на улице.

Выводы делаются
на основании качественного анализа
содержа­ния ответов ребенка. Обращается
внимание на степень соответствия
воображаемого поведения ребенка
социальным нормам.

Изучение общей
Я-концепции и самооценки (модифицированный
вариант методики

Дембо—Рубинштейн,
разработанный Е.З. Басиной для детей 6
лет).

Цель:
выявить особенности Я-концепции ребенка
старшего дош­кольного возраста и
самооценки по различным индивидуальным
характеристикам, содержательно связанным
между собой.

Материал:
шкалы Дембо.

Ход
исследования:

первая часть: беседа по типу клинической,
цель которой — выявить наличие и характер
содержательных вербализо­ванных
представлений ребенка о себе, его
ценностные суждения.

Вопросы:

1. Что ты больше
всего на свете любишь? Что вообще ты
любишь? Что тебе нравится?

2. Что ты больше
всего на свете не любишь? Чего ты не
любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе
человека, который бы тебе так нравился,
что ты хотел бы быть таким, как он, хотел
бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого
бы ты хотел быть похожим?

4. Представь себе
человека, который бы тебе так не нравился,
что ты ни за что не хотел бы быть таким,
как он, не хотел бы быть на него похожим.
Какой это человек? Каким бы ты не хотел
быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

5. Что ты можешь
рассказать о себе? Какой ты сам?

Вторая часть: после
беседы предъявляются шкалы Дембо с
характеристиками, названными детьми в
ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный
набор (хороший — плохой, добрый — злой,
умный — глупый, сильный — слабый, смелый
— трусливый, самый старательный — самый
небрежный).

Инструкция:
“Здесь расположены все люди на свете
— от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка, сверху вниз), от самых глупых
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
все самые умные люди на свете, в самом
низу — самые глупые, посередине —
средние. Где ты среди всех этих людей?
Пометь свое место”.

После того, как
ребенок сделал пометку, его спрашивают:
“Ты та­кой на самом деле или хотел бы
быть таким? Пометь, какой ты на самом
деле и каким хотел бы быть”.

По ответам детей
судят о дифференцированности самооценки
(если по разным характеристикам дети
оценивают себя неодинаково), наличии
или отсутствии деления самооценки на
реальную и идеаль­ную, о возможности
самокритичной самооценки.

Методика «Лесенка»
(Щур В.Г.)

Цель:
определение самооценки ребенка,
восприятие ребенком отношения к нему
взрослых.

Стимульный
материал
:
Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек.
По середине необходимо расположить
фигурку ребенка. Для удобства может
быть вырезана из бумаги фигурка девочки
или мальчика (в зависимости от пола
диагностируемого ребенка), которую
можно поставить на лесенку.

Инструкция:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут
стоит мальчик (девочка) На ступеньку
выше ставят хороших детей, чем выше –
тем лучше, а на самой верхней ступеньке
– самые хорошие ребята. На ступеньку
ниже ставят не очень хороших детей
(показывают), еще ниже – еще хуже, а на
самой нижней ступеньке – самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя
поставишь? А на какую ступеньку тебя
поставят мама? Папа? Воспитательница?

Можно таким же
образом предложить оценить себя по
разным качествам (сильные – слабые,
умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)

Анализ
результатов:

Прежде всего, обращают внимание на какую
ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят
себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае
это должны быть верхние ступеньки, т.к.
положение на любой из нижних ступенек
(а тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке себя, а об
отрицательном отношении к себе,
неуверенности в собственных силах. Это
очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к
депрессиям, неврозу, асоциальности у
детей. Как правило, это связано с холодным
отношением к детям, отвержением или
суровым, авторитарным воспитанием.

Конкретно об
отношении родителей к ребенку говорят
ответы на вопрос о том, куда его поставят
взрослые. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением
чувства защищенности, важно, чтобы
кто-то из взрослых поставил ребенка на
самую высокую ступеньку. В идеале, сам
ребенок может поставить себя на вторую
ступеньку, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую
ступеньку.

Читайте также:  Коррекционные занятия по развитию мышления ребенка с зпр

Признаком
неблагополучия, как в структуре личности
ребенка, так и в его отношениях с близкими
взрослыми, являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние ступеньки.

Однако, при на
вопрос »куда тебя поставит воспитательница?»
помещение на одну из нижних ступенек
нормально и может служить доказательством
адекватной, правильной самооценки,
особенно в тех случаях, если ребенок
действительно себя плохо ведет и часто
получает замечания.

Исследование
эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).

Цель:
определить способность воспринимать
и понимать эмоцио­нальное состояние
другого человека.

Материал:
36 карточек с изображением персонажей
(люди, зве­ри), которые находятся в
различном эмоциональном состоянии:
ра­дость, горе, самодовольство, испуг,
агрессия, недовольство (см. прило­жение
10).

Ход
исследования:

перед ребенком раскладываются карточки
с изображением одного персонажа, например
кошки. Инструкция ре­бенку: “Посмотри,
здесь кошечка, она очень веселая. Положи
рядом с ней веселого попугая, мишку,
дяденьку и т.д.”.

Ребенок раскладывает
все карточки с одинаковым эмоциональ­ным
состоянием по группам.

Подсчитывается
число правильных и неверных ответов
(из 36).

Проективное
интервью “Три желания”.

Цель:
исследовать эмоциональную деятельность
детей (4 года и старше).

Ход
выполнения:

ребенку предлагаются три ситуации:

представить
себя волшебником (феей), производящим
три чуда для всех,

вообразить
себя всемогущим и выразить три своих
заветных желания,

представить
себя в качестве всемогущего другого
(близкого взрослого) и высказать три
его заветных желания.

Качественный
анализ высказываний детей, наличие или
отсутствие эмоциональной децентрации.

Изучение
эмоционально-нравственного развития.

Цель:
выявить особенности мотивационно-смысловой
ориентации ребенка, нравственные
критерии оценки поступков.

Ребенку предлагают
прослушать несколько коротких рассказов,
участниками которых являются дети. В
качестве обязательных ком­понентов
рассказы включают: предметные действия
героев, проявле­ние определенного
отношения одного героя к другому,
указание на плохое настроение одного
из героев как следствие такого отноше­ния.
Раскрыть эмоционально-нравственный
смысл рассказа можно лишь при сопоставлении
всех компонентов: действий, отношений
и переживаний героев.

Пример.
Дима — художник. Дима любит рисовать
зверей и часто показывает свои рисунки
брату Саше.

Вечером дети сидели
за столом. Дима нарисовал большого слона
с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня
слон!” — похвалился Дима. “Научи меня
рисовать такого слона”, — попросил его
Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать,
подрасти сначала”, — ответил тот. К
детям подошла мама: “Какой у Димы
красивый слон, как настоя­щий! А ты,
Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал,
низко опустив голову…

Вопросы к ребенку:

— Что ты запомнил?
Расскажи.

— Почему замолчал
Саша?

— Кто тебе понравился,
почему?

— Кто не понравился,
почему?

— Кого похвалили
взрослые, справедливо ли?

— Как бы ты поступил
на месте Димы?

В ответах детей
отражается:

-что является для
них значительным, существенным в оценке
ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный
смысл опи­санного события или на
описание предметных действий героев;

-может ли ребенок
вскрыть причину отрицательных пережива­ний
героев.

Диагностика
страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).

Цель:
выявить наличие и направленность страхов
у ребенка, Ход выполнения: инструкция
ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься
или не боишься:

  1. когда остаешься
    один?

  2. заболеть?

  3. умереть?

  4. того, что умрут
    твои родители?

  5. каких-то людей?

  6. маму или папу?

  7. того, что они тебя
    накажут?

  8. Бабу Ягу, Кощея
    Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

  9. опоздать в детский
    сад?

  10. страшных снов?

  11. темноты?

  12. волков, медведя,
    собак, пауков, змей?

  13. машин, поездов,
    самолетов?

  14. бури, грозы,
    урагана, наводнения?

  15. когда очень высоко?

  16. маленькой тесной
    комнаты, туалета?

  17. воды?

  18. огня, пожара?

  19. войны?

  20. врачей (кроме
    зубных)?

  21. крови?

  22. уколов?

  23. боли?

  24. неожиданных резких
    звуков (когда внезапно что-то упадет,
    стукнет)?”

На основе полученных
ответов делается вывод о наличии у детей
страхов и их направленности (Захаров
А.Л.) (16).

Исследование
эмпатии.

Цель:
исследование проявлений эмпатии.

Материал:
листы бумаги, цветные карандаши или
строительный материал, конструктор,
пластилин.

Ход
выполнения:

двое детей работают рядом, выполняя
разные по трудности задания в продуктивной
деятельности, внешне разная сте­пень
трудности детям незаметна.

После выполнения
заданий детям разрешается здесь же в
комна­те поиграть с привлекательными,
но знакомыми игрушками. Экспе­риментатор
проводит наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей, в
котором нужно получить ответы на вопросы:
заметит ли ребенок, которому досталось
более легкое задание, без под­сказки
взрослого, что другому трудно? Как он к
этому отнесется? Что скажет сверстнику?
Что сделает? Сможет ли второй сохранить
свое поведение доброжелательным или
же сразу бросит работу и начнет обвинять
сверстника в своих неудачах?

Определяется
уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу
обра­щает внимание на отрицательные
переживания сверстника и, вопре­ки
своим интересам, помогает ему; средний
— проявляется неустой­чивая
эмоциональная отзывчивость — неоднократный
переход от содействия к безразличию и,
наоборот, борьба разнонаправленных,
оди­наковых по силе мотивов; низкий
— ребенок не помогает сверстни­ку
даже тогда, когда взрослый побуждает
его, активно сопротивляет­ся оказанию
помощи, выстраивая аргументы защитного
характера.

Исследование
произвольности.

Методика “„Да»
и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова,
для де­тей старшего дошкольного
возраста).

Цель:
изучить возможности произвольного
регулирования обще­ния ребенка со
взрослым.

Ход
исследования:

инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру
“Да и нет не говорите”. Я буду задавать
вопросы” а ты на них отвечай, не называя
запрещенных слов. Запрещенные слова
“да” и “нет”, “не”.

Ребенку задают 25
вопросов, из них 20 вопросов провоцируют
зап­рещенные ответы, 5 -— нейтральные.

После окончания
игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал?
Не употреблял ли запрещенные слова?”

В протоколе
фиксируется время игры, записываются
ответы ре­бенка, отмечаются особенности
его поведения.

Примерные вопросы:

  1. Сколько тебе лет?

  2. Ты сейчас спишь?

  3. Ночью солнышко
    светит?

  4. Ты любишь мороженое?

  5. Когда ты идешь в
    детский сад?

  6. Ты любишь ходить
    в детский сад?

  7. Какого цвета халат
    у доктора?

  8. Ты любишь ходить
    к врачу?

  9. Доктор стрижет
    детей?

  10. Тебя зовут (назвать
    неверное имя)?

  11. Коровы умеют
    летать?

  12. Зимой бывает
    жарко?

  13. Ты ходишь на
    работу?

  14. Кто тебе покупает
    конфеты?

  15. Конфеты бывают
    горькими?

  16. Трава белого
    цвета?

  17. Собаки умеют
    разговаривать?

  18. Машины плавают
    по воде?

  19. Парикмахер лечит
    детей?

  20. Ты ходишь в детский
    сад?

  21. Летом бывает снег?

  22. Ты живешь рядом
    с детским садом?

  23. В детском саду
    много игрушек?

  24. На снегу растут
    цветы?

  25. Овощи растут на
    грядке?

Читайте также:  Программа развития для ребенка с множественными нарушениями

Для оценки уровня
развития (высокий, средний, низкий),
произ­вольности в общении со взрослым
подсчитывается процент верных ответов.

Методика “Домик”
(Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).

Цель:
определить развитие произвольного
внимания ребенка,

Материал:
картинка, изображающая домик, отдельные
детали ко­торого построены из элементов
прописных букв, лист бумаги, каран­даш.

Ход
выполнения:

инструкция ребенку: “Перед тобой лежат
лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать
точно такую картинку, ка­кую ты видишь
на этом рисунке. Не торопись, постарайся,
чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой нельзя,
а надо поверх неправиль­ного или рядом
нарисовать правильно”.

Безошибочное
копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже
вы­полнено задание, тем выше суммарная
оценка. В качестве ошибок рассматриваются:

а) неправильно
изображенный элемент (1 балл). Если этот
эле­мент неправильно изображен во
всех деталях рисунка, то 1 балл на­числяется
за все неправильные детали (колечки
дыма, деталь забо­ра). Правая и левая
часть забора оцениваются отдельно.
Неверно воспроизведенное количество
элементов (например, колечек дыма) не
считается за ошибку;

б) замена одного
элемента другими (1 балл);

в) отсутствие
элемента (1 балл);

г) разрывы между
линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (1 балл).

Хорошо развитая
произвольность — 0 баллов,

Среднее развитие
произвольности — 1—2 балла.

Слабое развитие
произвольности — больше четырех баллов.

Методика “Образец
и правило” (А.Л.Венгер).

Цель:
выявить умение руководствоваться
системой условий зада­чи, преодолевая
отвлекающее влияние посторонних
факторов. Опре­делить уровень развития
наглядно-образного мышления 6-летних
де­тей.

Материал:
книжечки с заданиями (приложение 11). На
первой странице книжечки записываются
данные о ребенке и дата проведе­ния
обследования.

Ход
исследования:

инструкция: “У всех вас такие же книжечки,
как у меня. Видите, здесь были точки
(показать на вершины треу­гольника).
Их соединили так, что получился рисунок
(провести паль­цем по сторонам
треугольника). Рядом тоже есть точки
(указать точки справа от треугольника-образца).
Вы соедините их так, чтобы получился
рисунок, как тут (показать на образец).
Здесь есть лишние точки, их соединять
не надо. А теперь посмотрите — точки
все оди­наковые или разные?

Правильно, они
разные. Одни точки — как маленькие
крестики, другие — как маленькие кружочки.
Вам нужно запомнить правило: нельзя
проводить линию между одинаковыми
точками, нельзя про­водить линию между
двумя кружками, двумя крестиками или
меж­ду двумя треугольниками. Линию
можно проводить только между двумя
разными точками. Если какую-то линию вы
проведете непра­вильно, обязательно
скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда
на­рисуете одну фигуру, переверните
страницу и рисуйте следующую. Правило
остается таким же: нельзя проводить
линию между двумя одинаковыми точками
”.

Затем детям
предлагают приступить к выполнению
задания. Проверяющий и ассистент следят
за тем, чтобы не была пропущена какая-либо
задача, чтобы, закончив решение очередной
задачи, каждый ребенок переходил к
следующей. По просьбе детей стирают
ука­занные ими линии. Никакие
дополнительные разъяснения детям не
даются, все их действия поощряются (даже
в случае неверного реше­ния). По просьбе
ребенка ему может быть индивидуально
повторена инструкция, может быть
разъяснено, что наличие в изображенной
фигуре двух одинаковых точек не запрещено
правилом. Единствен­ное требование
состоит в том, чтобы такие точки не были
соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных
детей нужно ободрять, стимулиро­вать,
объясняя, что лучше решить задачу с
ошибкой, чем вовсе не решить.

Оценка результатов:
за каждую из шести задач ставится оценка
(от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено
правило и неправильно воспроизведен
образец, ставится 0 баллов. Нарушено
правило, но пра­вильно воспроизведен
образец; не нарушено правило, но
неправильно воспроизведен образец — 1
балл. Не нарушено правило и правиль­но
воспроизведен образец — 2 балла.

Если при выполнении
какой-либо задачи ребенок провел хотя
бы одну линию между заданными точками,
ставится 0 баллов (за исклю­чением тех
случаев, когда имеется лишь небольшая
неточность, выз­ванная моторными или
сенсорными трудностями). В случае, когда
ребенок сам ставит дополнительные
точки, а затем проводит между ними линию,
выполнение задания также оценивается
0 баллов. По­грешности в проведении
линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижа­ют
оценки.

Подсчитывается
общее количество баллов. Оно может
колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

лена чугаева
Изучение особенностей личности старших дошкольников

Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми

Изучение особенностей личности старших дошкольников

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из важных задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребенка, период проявления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Чувства и воля обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменений внешних обстоятельств.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка в доу по фгос

О развитии личности ребенка мы судим:

• по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентационной (классификация М. С. Когана);

• по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение, по классификации А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина;

• по изменению активности ребенка в социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, изменению его поведенческого репертуара (Э. Пиклер, появление противоречий и кризисных состояний, появлению новых качеств и свойств личности (Л. И. Божович).

Принято выделять характеристики личности дошкольника (базисные):

— произвольность

(рассматривается, как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами, на этой основе возникает соподчинение мотивов).

— самостоятельность

(обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого, важнейший фактор влияющий на развитие самостоятельности — стиль общения ребенка и взрослого).

— инициативность

(один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности).

— креативность

(связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так же произвольности его поведения).

— свобода поведения

(ребенок, уверенный в своих силах способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели, свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением).

— безопасность поведения

(основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка).

— ответственность

(связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию ответственности ребенка за свои действия, способствующие прежде всего переживанием им последствий своих действий по отношению к другим людям).

— самосознание

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

Понимание личностного развития дошкольника как закономерно противоречивого требует иной приоритетности и в его психодиагностике. Чрезвычайно важно, чтобы психодиагностика была преимущественно направлена не на выявление картины дефекта, а на определение того, что Л. С. Выготский называл «гиперкомпенсаторным фондом личности», т. е. на выявление сильных сторон, позитива личности.

Предлагаю вашему вниманию методику для изучения особенностей личности старших дошкольников.

Проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Методика «Кактус» помогает выявить уровень эмоционального напряжения ребенка. Критериями выступают наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе. За каждый признак ребенку ставится 1 балл. Отсюда: 3-4бала – высокий уровень тревожности, 2 балла – средний уровень, 0-1балл – низкий уровень.

Эта методика удобна тем, что проводить ее можно как в групповой форме, так и индивидуально. Необходимо помнить, что все графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.).

Использованная литература:

1. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольнков — В. ,2012

2. Журнал «Психолог в детском саду»№4 2006

3. Мухина В. С. Детская психология — М. ,Просвещение 2000

4. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду — М. ,Педагогическое общество России 2001

Источник