Использование дидактических игр в развитии ребенка

Котлова Елена Юрьевна
Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»

Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Котлова Е. Ю.

Мичуринск-2017г.

Дидактическая игра занимает важное место в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

В опыте своей работы я использую различные дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные –игры – игры с листьями, семенами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируется умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Такие игры я провожу как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учётом возраста. Усложнения включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Настольно- печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знание детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры использую повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Широко применяю словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, на земле», «Нужно — не нужно»и др.). Они не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов.

В младшей группе на первом этапе я проигрываю игру вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же его реализуем. При повторной игре сообщаются дополнительные правила. На втором этапе выключаюсь активное участие в игре, осуществляю руководством, направляю игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Начиная со средней группе путь обучения игры иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры ещё раз подчёркивает эти правила, показывает игровые действия, даёт дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, даёт рекомендации, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ей вариант.

Читайте также:  Компьютерные игры для развития речи ребенка

Игровые упражнения и игры- занятия.

Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси жёлтый листик и др.). игровые упражнения помогает различать предметы по качествам свойствам, развивают наблюдательность игры. Проводятся со всей группой детей либо с частью её.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определённое программное содержание. Игровая форма придаёт играм- занятиям занимательность, обучение идёт через игровые правила, игровые действия.

Каждая игра имеет два аспекта:

1) познавательный — чему мы должны учить детей,

2) воспитательный (способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует прививать детям).

Игре отведено главное место не только в структуре занятия, игра -важное средство закрепления полученных знаний в нерегламентированном видах детской деятельности. Предлагаемая система игр построена в соответствии с решаемыми задачами. Но, несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляю собой систему, в зависимости от конкретных условий, их можно использовать по усмотрению воспитателя. Мастерство педагога в сочетании с его творчеством позволят на основе предлагаемых игр создать свою систему игр, направленную на реализацию собственного подхода в решении проблемы сенсорного воспитания малышей.

Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы, величины предметов. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Обучая малыша выполнять простейшие продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых мазков, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина и цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Если ребёнок не правильно выполнял задание, постарайтесь, чтобы он сам исправил ошибку с помощью ваших вопросов.

Детям, быстро справившимися с заданием, предоставьте возможность выполнить еще раз, но уже с другим материалом. Им можно предложить посмотреть правильно ли выполнил задание его товарищ.

Не забывайте поощрять малышей, особенно тех, которые справились с заданием, испытав большие затруднения.

Избегайте отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

Сравнивайте результаты ребёнка только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

Каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.

Поощряйте всякое проявление детьми полученных знаний в их самостоятельной деятельности.

Рекомендованный материал даёт широкий простор воспитателю для проявления инициативы, творчества и осуществления самостоятельного выбора форм и методов работы с детьми по развитию познавательной активности детей.

Источник

Оксана Купряхина
Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду с онр

В. А. Сухомлинский

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В своем докладе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети:

• разбирают

• собирают

• сортируют

• соединяют

• разъединяют детали.

С помощью таких игрушек и игр дети знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

развивать мышление у детей;

развивать самостоятельность в поиске решений;

развивать умение отвечать и задавать вопросы.

Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила.

В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх,которые применяются в работе с детьми:

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры: На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ ;ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА; КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ ;ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Читайте также:  Индивидуальный план развития речи ребенка в подготовительной группе

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками.Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут. Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал.Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой.

Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею.

Воспитатель читает стихотворение:

По дороге я пойду,

Друга я себе найду.

Где ты друг, милый мой.

Обнимись скорей со мной.

Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Дидактические игры сцветными крышками.

Дидактические задачи: Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры с прищепками. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик» Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок» Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко» Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.

Источник