Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка

Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка thumbnail

ВВЕДЕНИЕ

Танец ‒ великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Настоящий танец ‒ это истинный праздник и для души, и для тела. И таких праздников существует огромное множество. Это балет, и бальные танцы, рок-н-ролл и самба, вальс и танго. Всего не перечислить. Но любой танец начинается с некоторого набора элементарных знаний о положении корпуса, о позициях рук и ног, разминки, разогревающей мышцы. Без этих знаний не возможен ни романтический вальс, ни зажигательный рок-н-ролл.

Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни.

Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

ПРОБУЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Что и говорить, танцевать любят все — взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умет. В любом случае танец ‒ удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо преподавателя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает ‒ он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он ‒ любим!

Одним из условий на наших занятиях в танцевальной студии «Шоколад» является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих учителей.

Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

ТАНЕЦ – ЭТО ЖИЗНЬ

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных классах.

В организации музыкально-ритмического воспитания с учащимися я обязательно учитываю физические особенности детей, стараюсь равномерно чередовать физическую нагрузку и отдых. Педагог не должен допускать перегрузок, переутомления учащихся, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.При первых признаках переутомления (бледность, вялость, апатия ребенка, резкое снижение его работоспособности и т.д.) я переключаю внимание детей на другую, легкую и занимательную деятельность или предоставляю им отдых.

Я обучаю детей на доступном для них материале и в доступных для них формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою деятельность. На занятии оценки не выставляются, но словесная оценка их деятельности (тактичная и доброжелательная) производится. Сами же себя они объективно оценивать не умеют, зато других они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого я формирую у детей умения самоконтроля:

– оцениваю не только конечный, а и промежуточный результат работы.

Например, «Ты уже исполняешь это движение гораздо лучше, чем неделю назад. Молодец!». Для формирования положительного отношения к предмету важно закрепить эту радость от успеха.

– исхожу при этом из понятных и доступных ребенку критериев.

– приучаю оценивать не только результаты своей работы, но и

результаты работы своих товарищей, для чего практикую взаимоконтроль,

взаимопроверки.

– добиваюсь того, чтобы в центре внимания ребенка была сама деятельность, а не только конечный результат, чтобы самоконтроль осуществлялся по ходу деятельности.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь коллектив оценивает работу каждого) и оценки педагога способствуют началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу. Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года алфавит

Основными средствами музыкально-ритмического воспитания являются упражнения, танцы и игры. Все это невозможно без основных знаний музыкальной грамоты.

1. Основы музыкальной грамоты включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике ) Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкального произведения. В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности, художественный вкус.

2. Упражнения, исполняемые под музыку, позволяют учащимся глубже понять музыкально-двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость. Упражнения носят разный характер и выполняют определенную задачу, которая зависит от целей урока. Например, упражнения помогают учащимся в начале обучения овладеть тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным. Или овладеть ходьбой, бегом, прыжками и другими видами движения при помощи, которых дети смогут выразить музыкальные образы.

Упражнения также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении заданий. Упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координации движения, правильной осанки, учат владеть предметом (скакалка, мяч, лента).

Следовательно, использование этих упражнения помогают мне развивать у детей чуткость к музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и понимать ее «язык». Систему упражнений строю «от простого к сложному», с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных навыков.

3. Танец.

Танцы бывают разными: классический танец, народный танец, бальный танец, детские танцы. Детский танец – обязательный компонент программы танцевальной студии «Шоколад». Надо отметить, что танцы, разученные на занятиях, украшают собой многие муниципальные мероприятия.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В преподавании в танцевальной студии «Шоколад» у меня сложилась определенная методика обучения ритмическим упражнениям. Я подбираю упражнения на занятии в зависимости от поставленных целей и задач, которые всегда развивают детей как музыкально, так и физически. Систематическое их проведение способствует совершенствованию и закреплению полученных знаний, умений и навыков по музыкальной грамоте, по согласованию движений с музыкой, по координации движений, по умению ориентироваться в пространстве и т.д.

При проведении упражнений придерживаюсь следующей последовательности:

Наметив упражнение, подбираю соответствующий музыкальный материал;

Объясняю суть упражнения, даю послушать музыку, обратить внимание на средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, динамика).

Ярко, выразительно показываю упражнения;

Затем учащиеся исполняют упражнения;

Анализирую исполненные упражнения.

Э т а п ы:

1. Первый этап охватывает 1 или 2 занятия и представляет собой первоначальное знакомство с произведением: музыкой и движениями.

2. Второй этап более трудоемкий и длительный по продолжительности, так как предполагает разучивание танца и усвоение навыков его качественного исполнения. Решающим в исполнении этой задачи является использование художественно- практического метода музыкального воспитания. Основу его составляет активная практическая деятельность самих детей. От педагога требуется создание особой творческой атмосферы, способствующей поддержанию интереса и желания детей добиться высоких результатов в решении поставленных перед ними задач. Дети включаются в исполнение заданий не только в процессе действия, но и тогда когда они наблюдают, оценивают действия своих сверстников.

3. Заключительный этап работы над танцем представляет собой повторение, закрепление навыков движения. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоенного учащимися материала, в определении тех трудностей выполнения задания, которые возникли, и пути их устранения.

Основной критерий оценки качества выполненной работы – выразительное, согласованное исполнение разученных детьми танцев, которые в таком законченном варианте могут быть использованы на мероприятиях в объединении, школьных мероприятиях, районных и т.д.

В практике своей работы я использую следующие средства музыкальной выразительности и их отражение в движении:

Тема 1. «Характер музыки, темп, динамика»

Характер музыки создается целым комплексом музыкально-выразительных средств. В соответствии с характером музыки – веселым, живым, бодрым, решительным, волевым, жизнеутверждающим или порывистым или грустным, задумчивым, нежным, спокойным, напевным, безмятежным выбирается и характер движений. В одних случаях движения будут сильными, энергичными, активными. В других – движения будут мягкими, плавными, сдержанными, спокойными. Изменение характера музыки влечет за собой и изменение характера движения.

С первых же занятий я учу понимать содержание музыки, вникать в ее сущность и различать марш, песню и танец. Поэтому подбираю такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и которые легко отражаются в движении.

Характер музыки, во многом он зависит от темпа, то есть, скорости музыкального движения. Темп, избранный композитором, обусловлен содержанием произведения, воплощаемым в нем настроением. Знакомство с темпами и их названиями происходит в общеобразовательных школах на уроках музыки и ритмики. На уроке ритмики эти понятия закрепляются в движении. Исполнять движения в упражнениях, танцах и играх, удерживая нужный темп, – все это представляет трудность для детей.

С целью развития и закрепления умения правильно определять темп, выдерживать его на протяжении музыки, а также улавливать его изменения использую следующие приемы:

1. Музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить с ней темп непрекращающихся движений.

2. Музыка закончилась, а учащиеся продолжают исполнять движение в заданном темпе.

Благодаря таким приемам дети учатся удерживать найденный темп музыки в движении. Предлагаются также задания на переход из одного темпа движения в другой. Переход может быть внезапным или постепенным. Работа над темпом продолжается и в остальных темах.

С эмоционально-художественным содержанием музыки неразрывно связана и динамика – сила, или громкость звучания музыки. Детям не трудно уяснить, что, например, торжественный марш, исполняется громко, а колыбельная – тихо. Отражение в движении динамики зависит от мышечного напряжения. С усилением звучания музыки, как правило, увеличивается мускульная нагрузка, изменяется объем движения и его амплитуда. Учащиеся должны хорошо владеть своим телом, чтобы затрачивать на определенное движение нужное количество энергии.

Читайте также:  Развитие индивидуальных особенностей у ребенка

Работа над передачей в движении характера, темпа и динамики музыки провожу в тесном единстве, так как эти компоненты неотделимы друг от друга.

Двигательной основой данной темы являются основные движения. Это ходьба. Учу детей ходить спокойным, бодрым, торжественным, пружинящим шагом, шагом на носках. Одни движения создают двигательную основу для других. Например, упражнение «Пружинки», подготавливает двигательный аппарат к исполнению пружинящего шага. Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливает в свою очередь к исполнению подскоков.

Дети осваивают также разные виды бега: легкий бег, широкий бег, бег с высоким подъемом ног. Характер исполнения бега находится в прямой зависимости от музыки, ее характера, темпа и динамики.

Стараюсь разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений.

Тема 2. «Форма музыкального произведения»

В процессе освоения данной темы я вырабатываю у детей умение правильно воспринимать форму музыкального произведения. Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов.

Еще в теме «Характер музыки, темп и динамика» внимание учащихся сразу же привлекалось к музыкальному вступлению. Объясняю детям, что вступление подготавливает наш слух к восприятию музыки, служит сигналом к началу движения. Постепенно учащиеся начинают движение точно после музыкального вступления (на первых занятиях им это трудно).

Одновременно происходит знакомство и со строением музыкального произведения в целом, делением его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки, к тому или иному заданию, стараюсь вместе с детьми проследить, везде ли музыка звучит одинаково или она меняется, повторяется ли музыкальная мысль или происходит ее смена, развитие.

Тема 3. «Метроритм и его выразительное значение»

Метр – непрерывное чередование сильных и слабых звуков.

Подобно жизненным процессам – дыханию сердцебиению, – музыка как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и разрядки.

Ритм – последовательность звуков различной длительности, образующий тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать. Ритм обладает большой выразительной силой. Единство метра и ритма подчеркивается в теории музыки понятием метроритм.

Работа над данной темой идет по 2 направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма.

В процессе работы на занятии учащиеся начинают понимать, что на четвертные длительности удобнее идти, а на восьмые длительности – бегать. Вначале интуитивно, а затем сознательно дети начинают ориентироваться в ритмическом строении музыки.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. В первое время дети исполняют несложные ритмические рисунки по слуху, прохлопывая их. Хорошим методом является и использование приема «эхо». Например, учитель прохлопывает ритм, ребенок его повторят.

С большим удовольствием дети исполняют танцы и игры, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

Параллельно с усвоением ритмического строения музыки учащиеся интуитивно, а затем сознательно воспринимают метрическую пульсацию. Они получают задание на выделении метрических акцентов. Почувствовав сильную долю, дети понимают, что сильная доля является началом такта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пробуждение творческой инициативы у детей, их творческой фантазии, активности, умение самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах – эта мысль проходит «красной нитью» через все мои занятия, независимо от поставленной в каждом задании цели, будь то освоение темпа или динамики в упражнениях, танцах или играх.

Занятия в танцевальной студии «Шоколад» призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Этот интерес я поддерживаю в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Источник

Дети и танец.

Еще с детства я была активным и подвижным ребенком, мне нравилась музыка и я, заслышав пару ритмичных звуков, самоотверженно пускалась в пляс. И вот я выросла, мне все ещё нравится танцевать и учить детей этому виду искусства. Ведь танцем можно выразить те эмоции, которые не объяснишь! Каждый танец очень интересен, имеет свои особенности, так как разные танцы зародились в разных странах.

Танец-это как маленькая история. Станцевать правильно и передать настроение-это главная задача. Но это очень трудно! Ведь надо всей своей душой прочувствовать песню (мелодию), ритм. Танец-это маленький мир, где ты и твой коллектив живут. Где ребята «рассказывают» танцем, своими движениями привлекают зрителей. Для меня танец может сказать о многом. Есть столько разных видов танцев! И каждая страна имеет свой народный танец, который показывает культуру и самих людей! 

С доисторических времён художники и скульпторы пытались отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не, могли предать основное свойства танца – движение. Без движения танец был мёртв». Эти слова Джин Келли произнёс в фильме «Всё это танец», где он рассказывает, как начинался и развивался современный танец.

«Говорят, что танец – это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмичные движения – это танец. Это первичное искусство – самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.

Читайте также:  Анатомия физическое развитие ребенка и его оценка

Так же, самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателя, это беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно запомнить. Этим танец и завораживает, и удивляет.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

В хореографии сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Хореография способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Практическая значимость хореографиисостоит в приобщении детей к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества.        

При занятиях танцами у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.

Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория, для которых слово – танец, является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания. Танец – не только источник движения под музыку, но и форма общения, причем и партнеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей.
   Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности. Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.

Для любого ребенка, подростка важно умение владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете.

Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки, постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может пригодиться и далее в жизни.

Танцуйте и получайте удовольствие от того, что вы делаете. Поверьте, нет таких людей, которые не умеют танцевать. Попробуйте, у вас обязательно получится. И может у кого-то Танец станет частью жизни.

4

Источник