Информационные технологии в развитии одаренного ребенка

Информационные технологии в развитии одаренного ребенка thumbnail

Информационные технологии в работе с одарёнными детьми. Проектная деятельность.

Вопросам работы с одарёнными детьми в настоящее время уделяется особое внимание. Перед педагогами сейчас встаёт новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде . « Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире…»( из обращения Президента РФ Д. Медведева к педагогам).

Целью работы с одарёнными детьми является максимальное выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие их интеллектуально- творческого потенциала. В связи с  этим необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать самим учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Основой образовательной деятельности является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы.

Дети сами готовят творческие задания к различным этапам урока. Они создают  презентации, рефераты, составляют тесты, занимаются научно-исследовательской деятельностью. Современные средства и технологии позволяют обеспечить полный доступ обучающихся к учебной информации.

Основным техническим средством обучения является компьютер. ИКТ позволяют получать доступ к неограниченным объёмам информации, снабжают учащихся навыками сбора информации, помогают сохранять и демонстрировать результаты своей работы.

 Для самостоятельного изучения теоретического материала  можно использовать электронные учебники, электронные справочники.

Компьютерные тренажёры ( « Фраза», «Естествознание для начальной школы», «Окружающий мир» и др. ) позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. В качестве тренажёра можно использовать компьютерную тестирующую систему, которая обеспечивает возможность самоконтроля.

Поэтому основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития способностей одарённых детей, является их взаимодополняемость.

Применение информационных технологий позволяет повысит комфортность и эффективность обучения. Кругозор обучающихся расширяется, с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета.

Учащиеся участвуют в конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах .В этом им помогает учитель. Учитель должен  сам творчески относиться к любому виду своей педагогической деятельности. Два года подряд мои ученики принимали участие в международном дистанционном проекте «Эрудит – марафон для учащихся» (ЭМУ) и занимали призовые места на региональном уровне. Были проведены дистанционные предметные конкурсы, получен материал для компетентностного анализа, награждение участников.

С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я широко использую на уроках и во внеурочной деятельности различные методы. Одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям является проектный метод .Формы проектной деятельности учеников могут быть самыми разными. Учащиеся представляют свои доклады в виде презентаций. В процессе  её создания ученик может проявить себя как режиссер, как сценарист, как художник и как исполнитель. Учащимся предлагается материал. Который выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что- то новое и оригинальное. Учащимся предоставляется возможность  самостоятельного исследования и реализации своих творческих наклонностей и возможностей в ходе создания реального компьютерного продукта, который может быть представлен широкой аудитории.

Дети моего класса принимали участие в информационно-исследовательском проекте « Накормите птиц зимой» и заняли 1 место на школьном уровне. На первом этапе дети  изучили какие птицы остаются зимовать в нашем посёлке, чем питаются птицы зимой, как приспосабливаются к зимним условиям. Весь теоретический материал дети собрали и оформили альбом, используя ИКТ. Практическая часть проекта состояла в том , чтобы сделать кормушки, постоянно следить за кормом в кормушке , вести наблюдения и фотосъёмки. Дети создали  презентацию и внесли  результаты наблюдений в таблицу. Данная презентация была продемонстрирована перед учащимися начальной школы.

Таким образом, использование информационных технологий прививает стремление одарённых детей к приобретению новых знаний, возможность использования соответствующих источников информации, даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам.

Одарённый ребёнок должен максимально эффективно использовать потенциал Интернета и социальных сетей.

Источник

 Использование информационных технологий

в работе с одаренными детьми.

Проблема выявления и сопровождения одаренных детей всегда была связана с перспективами развития и благополучия общества. В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека постоянно возрастает, работа с одаренными детьми приобретает особую актуальность.

Вероятно, по этим причинам в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренных детей со стороны:

  1. высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, в которых проводятся исследования, реализуются проекты и разрабатываются психолого-образовательные программы, направленные на выявление и поддержку одаренных детей;

  2. учреждений общего и дополнительного образования, в которых внедряются и реализуются специальные программы для одаренных детей;

  3. родителей, которые на многое идут, чтобы способности их детей развивались и приводили к значимым достижениям.

Читайте также:  Методика развития ребенка 1 год 1 месяц

Анализ практического опыта работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях свидетельствует о том, сколько внимания уделяется и сколько ресурсов затрачивается на реализацию подобной деятельности.
Поэтому неудивительно, что этот опыт был достаточно быстро перенесен в сферу информационных технологий.

Главной особенностью, отличающей компьютер как средство обучения, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником между преподавателем и обучающимся, так и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиавиде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Таким образом, компьютер можно не только использовать как дидактическое средство в традиционном процессе обучения, но и реализовать с его помощью возможность обучения на расстоянии, по качеству не уступающего технологиям очного обучения.

Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка. Дистанционное обучение — это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет.

Целью организации системы дистанционного образования в средней школе является организация доступа к образовательным ресурсам для учащихся базовой школы.

Подобная работа проводится по следующим направлениям:

• выполнение проектных и творческих работ;

• участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;

• обучение в заочных школах с дистанционной поддержкой.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов. Оно становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Эта особенность ярко проявляется при работе с одаренными детьми.
Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей.

 Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.

Важным является также то, что электронный учебник позволяет обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (различные информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы), что также способствует удовлетворению повышенных образовательных потребностей.

 Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.

Одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Большой интерес и внимание сегодня привлекают возможности участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах. Интернет-олимпиады сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. С другой стороны, эта форма работы приносит ощутимую пользу и самим педагогам: она содействует распространению нетрадиционных подходов к обучению, популяризации использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности, распространению новейших достижений в области информационных и педагогических технологий.

Значение дистанционных олимпиад очень велико. Они призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ребята могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других. Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничества между педагогом и школьником.

Читайте также:  Администратор в центр развития ребенка

Основными их преимуществами являются:

  • исключение субъективизма оценивания, поскольку проверка заданий возложена на независимых экспертов и автоматизированные программы;

  • возможность наблюдения за ходом мероприятия;

  • возможность получения результатов сразу после завершения или в короткие сроки;

  • возможность решения заданий высокого уровня сложности, что характерно для международных и всероссийских олимпиад;

  • оперативный метод проверки знаний (например, по многим предметам школьной программы) и самооценки своих способностей;

  • ориентация на развитие способностей (например, через участие в подобных мероприятиях).

Но самое главное, что при этом должен помнить учитель — желание детей должно быть добровольным.

На сегодняшний день очень распространенным в образовании является обучение с помощью сетевых технологий.

С помощью образовательного ресурса Интернет-школ одарённые дети могут удовлетворить все свои образовательные потребности.

Развитие детей происходит в полном соответствии с их особенностями и способностями.

Образовательная платформа Интернет-школ позволяет интенсифицировать учебный процесс, самообразовываться, выстраивать свою образовательную траекторию в рамках основного и дополнительного образования.

Для одаренных детей в состав электронного ресурса входят олимпиадные задания и задания повышенной сложности.

Для детей-спортсменов, а также для творчески одарённых детей, чья жизнь связана с частыми переездами и командировками, электронный образовательный ресурс Интернет-школ дает возможность получить полное среднее образование за счет того, что доступ к ресурсу у этих детей есть всегда, в любое время и практически в любом месте.

Основной формой работы Интернет-школы является использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения учащихся по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом и государственными образовательными стандартами.

После зачисления в Интернет-школу учащиеся получают права доступа к образовательному ресурсу школы. Они знакомятся с теоретическими аспектами изучаемого материала, комментариями учителя, выполняют различные упражнения на отработку тех или иных навыков, проходят контроль (тестирование) и получают результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку). Образовательные ресурсы школы позволяют также подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. При необходимости учащиеся получают консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме on- line всегда доступно для учащегося, более того может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах.

Интернет-школы предполагают систематическую самостоятельную работу учащихся с методической поддержкой сетевых преподавателей и педагогов-кураторов.

Следует отметить, что помимо возможности построения индивидуальной образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно, общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».

Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одарённым детям развивать свои способности. К тому же полная подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что формирование и расширение с помощью информационных технологий подобного открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.

В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, сомнения излишни, но можем ли мы не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты – большой вопрос. Его узловая точка в самой природе одаренности: по словам Галилея «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Читайте также:  Карта развития ребенка форма 112 скачать бесплатно

Источник

Использование информационных технологий в работе с одаренными детьми .

Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-компьютерных технологий в процессе обучения становится сегодня все более  актуальной. При этом  особое внимание уделяется использованию компьютера в работе с одаренными и имеющими развитые познавательные интересы детьми.

Научные исследования выделяют здесь три взаимосвязанных  направления:

    а) разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей;

     б) выявление позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей;

      в) создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере информационных технологий.

Изучение специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами  показало, что  одаренные дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.  Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания.

Кроме того, проведенные мною  исследования выявили, что школьники, активно работающие с компьютером,  обнаруживают более высокие коэффициенты умственного развития, общей культуры, стремление больше читать, посещать музеи и т.п.

Таким образом, внимательное изучение научных работ, собственный педагогический опыт потребовали разработки специальной модели работы с одаренными и имеющими развитые познавательные интересы детьми в сфере информационных технологий. В эту модель естественно были включены традиционные виды деятельности: самостоятельная работа учащихся на компьютере, участие  в дистанционных  олимпиадах, конкурсах, конференциях, разработка ученических презентаций,   использование Интернет – ресурсов, ведение электронной переписки, создание собственных сайтов и др.

Существенно повышает эффективность применения информационно-компьютерных технологий в работе  с одаренными детьми переход к профильному обучению в старшем звене школы. Во-первых, профильное обучение предполагает усвоение учащимися  значительно большего объема информации, чем это имеет место на базовом уровне; во-вторых, в профильном обучении увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. И здесь незаменимым помощником школьника становится компьютер.

Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с одаренными детьми на примере профильного социально-экономического класса.

Первый путь – ежегодное участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах

Дистанционная олимпиада способствует проявлению интеллектуальных способностей ученика, оказывая при этом серьезное влияние на развитие его  личностных качеств и характеристик.

Второй путь – создание ученических проектов, презентаций, обучающих программ, защита «портфолио» и т.д.

Учащиеся наладили ежемесячный выпуск познавательно- развлекательной газеты которая, по их мнению, является формой организации продуктивного досуга, развивает креативные и коммуникативные способности, а для некоторых – это возможность встать на путь профессионального самоопределения.

Или ещё один пример. Практика показывает, что наибольшее распространение в учебном процессе получила

такая форма работы с одаренными  детьми как создание презентаций по отдельным темам и разделам программы.

Третий путь – использование материалов сети Интернет.

 Эффективным инструментом повышения мотивации одаренных  учащихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы

При использовании ресурсов Интернета  у школьников остается электронная папка документов, в которой представлены итоги поисковой работы (мини-каталог ресурсов), таблицы, программы социально-экономического развития.

Четвертый путь – самостоятельная работа одаренных учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках.

Опыт показал, что  выполненные с использованием технологий мультимедиа  компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.

В заключение отмечу, что только комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером  создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления одаренных школьников, их самореализации и общественного признания.

Список литературы:

Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 а. – 336 с.
Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок: особенности обучения / Н. Б. Шумакова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
Экштейн М. Сообщества одаренных // Дети в информационном обществе. – М.: Фонд развития Интернет, 2010. – Вып. № 4. – С. 26-31.
 

Источник