Индивидуальный план развития ребенка аутиста

Мария Сизова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра

Ф. и. ребенка:___Дата рождения:___Проблема:___

Задачи:

1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

2. Развивать внимание и усидчивость.

3. Учить группировать и соотносить предметы по цвету, величине и форме.

4. Развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.

Тематика занятий:

1. «Подружились мы с тобой»

2. «Мячи»

3. «Мячи»

4. «Цветные кубики»

5. «Одинаковые — разные»

6. «Одинаковые — разные»

7. «Выложи по образцу»

8. «Выложи по образцу»

9. «Занимательная коробка»

10. «Занимательная коробка»

Занятие №1 Дата проведения___

Тема: «Подружились мы с тобой»

Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком.

Оборудование: комок ваты, массажный мяч

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня» 2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №2 Дата проведения___

Тема: «Мячи»

Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, усидчивость, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр, развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий

Оборудование: набор разноцветных мячиков одинаковой фактуры и желобок, кусок ваты, массажный мяч.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Мячи» (Направляю мячик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и прошу его сделать то же самое. Затем предлагаю ребенку выбирать мячик по цвету и катать их. Если мячики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом).

4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №3 Дата проведения___

Тема: «Мячи»

Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, усидчивость, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр, развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий

Оборудование: набор разноцветных мячиков одинаковой фактуры и желобок, кусок ваты, массажный мяч.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Мячи» (Направляю мячик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и прошу его сделать то же самое. Затем предлагаю ребенку выбирать мячик по цвету и катать их. Если мячики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом).

4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №4 Дата проведения___

Тема: «Цветные кубики»

Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по цвету в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.

Оборудование: массажный мячик, набор маленьких кубиков зеленого и желтого цвета, комок ваты.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Цветные кубики». (На столе расставляю 6 кубиков: 3 желтых и 3 зеленых для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку кубик зеленого цвета и предлагаю найти такого же, затем желтого и т. д. Игру повторяю несколько раз). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №5 Дата проведения___

Тема: «Цветные кубики»

Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по цвету в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.

Оборудование: массажный мячик, набор маленьких кубиков красного и синего цвета, комок ваты, мыльные пузыри.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Цветные кубики». (На столе расставляю 6 кубиков: 3 красных и 3 синих для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку кубик красного цвета и предлагаю найти такой же, затем синего и т. д. Игру повторяю несколько раз). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №6 Дата проведения___

Тема: «Одинаковые — разные»

Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по величине в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.

Читайте также:  Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении

Оборудование: массажный мячик, набор больших и маленьких медвежат одинакового цвета, мыльные пузыри.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Одинаковые-разные». (На столе расставляю 6 медвежат: 3 больших и 3 маленьких для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку большого медвеженка и предлагаю найти такого же, затем маленького и т. д.). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №7 Дата проведения___

Тема: «Выложи по образцу»

Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить соотносить форму при выполнении практических действий, усидчивость, внимание.

Оборудование: колокольчик, мыльные пузыри, набор геометрических фигур с дырочками для нанизывания на шнурок.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Выложи по образцу». (Предлагаю ребенку выложить,затем нанизывать на шнурок геометрические фигуры: круг и квадрат по образцу (как у меня). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №8 Дата проведения___

Тема: «Выложи по образцу»

Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить соотносить форму при выполнении практических действий, усидчивость, внимание.

Оборудование: колокольчик, мыльные пузыри, набор геометрических фигур с дырочками для нанизывания на шнурок.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Выложи по образцу». (Предлагаю ребенку выложить,затем нанизывать на шнурок геометрические фигуры: круг и квадрат по образцу (как у меня). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №9 Дата проведения___

Тема: «Занимательная коробка»

Цель: учить выделять величину при выполнении практических действий, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.

Оборудование: массажный мячик, коробочка, где находятся набор больших и маленьких медвежат одного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками, комок ваты

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»

2. Игра с массажным мячом Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Занимательная коробка». (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку. Предлагаю посмотреть, что находится внутри. Внутри находятся набор больших и маленьких медвежат одного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками. Предлагаю ребенку поиграть). — (На столе расставляю 6 медвежат: 3 больших и 3 маленьких для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку большого медвеженка и предлагаю найти такого же, затем маленького и т. д.). — (Дальше ставлю перед ребенком две пирамидки, предлагаю снять колечки с пирамидок. При этом обыгрываю колечки, показывая ребенку, что колечки крутятся.После этого беру стержень большой пирамидки и говорю: «Сюда надо надеть все вот такие, большие колечки. Помогаю выбрать все большие колечки. При необходимости использую совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения –маленькое колечко накладываю на большое: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое. Затем предлагаю ребенку надеть маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры обращаю внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь все большие, а здесь маленькие колечки»). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)

Примечание___

Домашнее задание___

___

Занятие №10 Дата проведения___

Тема: «Занимательная коробка»

Цель: развивать усидчивость, внимание, умение выделять цвет и величину при выполнении практических действий.

Оборудование: коробочка, где находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками, массажный мяч, мыльные пузыри.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня» 2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю

эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 4. Игра «Занимательная коробка». (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку. Предлагаю посмотреть, что находится внутри. Внутри находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками. Предлагаю ребенку поиграть.Сначала на столе расставляю 6 медвежат: 3 желтых и 3 зеленых для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка зеленого цвета и предлагаю найти такого же, затем желтого и т. д.Затем выставляю 6 медвежат: 3 красных и 3 синих для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка красного цвета и предлагаю найти такого же, затем синего и т. д.) — (Дальше ставлю перед ребенком две пирамидки, предлагаю снять колечки с пирамидок. При этом обыгрываю колечки, показывая ребенку, что колечки крутятся.После этого беру стержень большой пирамидки и говорю: «Сюда надо надеть все вот такие, большие колечки. Помогаю выбрать все большие колечки. При необходимости использую совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения –маленькое колечко накладываю на большое: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое. Затем предлагаю ребенку надеть маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры обращаю внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь все большие, а здесь маленькие колечки»). 5. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»

Читайте также:  Влияние кино на развитие ребенка

Примечание___

Домашнее задание___

___

Список использованной литературы: 1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007 2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000 3. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2000.

Источник

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом и зпр возраст 3- 6 лет

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком и ребенком зпр
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей и детей с зпр сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка и ребенка зпр во внешнем мире; 
-обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка и ребенка зпр;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком и ребенка зпр. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком и ребенком зпр требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка и ребенка зпр. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий

Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1

1

1.ЭТАП

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

1

2

Диагностика активности

1

3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1

4

Диагностика оценки своего поведения

1

5

Диагностика внимания, памяти

1

6

2.ЭТАП

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

1

7

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

1

8

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

1

9

3.ЭТАП

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

1

11

4.ЭТАП

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

1

12

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

1

13

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

1

14

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

15

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

16

5.ЭТАП

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

1

17

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

1

18

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

1

19

6.ЭТАП

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

1

20

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

21

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

22

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

23

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

24

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

25

ВСЕГО

25

25

Установление контакта с аутичным ребенком и ребенком зпр.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

                                             Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru

Принято                                 Проверено                                     Утверждено

на заседании ППк              Заместитель директора по             Директор ГБОУ Школа № 329

Председатель ППк           дошкольному образованию              ____________Н.П. Даньшина

_______________             _____________Е.Ф. Самохина                                  

Приказ № 561-а

 Е.Ф.Самохина 28.08.2016г. от 29.08.2016г.

 Протокол № _____

от «      » август  2016г.

                                      Программа по дополнительным услугам

для детей  с задержкой психического развития и для детей с ранним детским аутизмом