Индивидуальный план работы с ребенком речевого развития

Индивидуальный план работы с ребенком речевого развития thumbnail

Елизавета Балданова
План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе

Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе.

Основная задача — развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью, памятью, восприятием, воображением, мышлением, эмоционально- волевой сферой ребенка. Раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка. При подборе материала нужно продумать не только новый материал, но и продумывать возможные переклички этого материала с личным опытом ребенка.

Цель:

развитие общих речевых навыков;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики;

— коррекция звукопроизношения.

Гибкий план индивидуального развития.

Февраль 2 неделя.

Рассматривание картины «Юрта»

Цель: составление описательного рассказа по картине.

Словарная работа: сундук, юрта, национальный костюм, блюдо – позы.

Дидактическая игра «Помоги хозяйке собрать животных».

Упражнение: на определение нужного звука (в начале, в середине, в конце).

Пособие: Рабочая тетрадь «Амар Мэндэ» стр. 16-17, стр. 33.

Февраль 3 неделя.

Тема: Составление рассказа по картине «На границе», стихотворение С. Я. Маршака «Пограничники».

Цель:

— Уточнить представление детей о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

— Учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем.

развивать связную речь, внимание, образное мышление.

— воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

1. Беседа «На границе»

2. Дидактическое упражнение: «Какие бывают машины?»,

3. Разрезная картина: «Собери военную машину»

Февраль 4 неделя

Тема: «Все профессии нужны – все профессии важны»

Цель: Закрепить знания детей о профессиях значимых, обогатить их знания, рассказывая о других нужных профессиях и их назначении.

1. Беседа «Все профессии нужны – все профессии важны

2. Дидактическое упражнение: «Кто, что делает? – подпор глаголов и существительных»

3. Упражнение на определение нужного звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4. Игра: «Как назвать того, кто?»

Март 1 неделя

Тема: Составление рассказа на тему: «Моя мама»

Цель:

• Помочь детям понять, что самое дорогое в жизни каждого ребенка – мама

• Побеседовать о том, как беречь и жалеть маму. Учить составлять описательный рассказ о своей маме по плану

Развивать связную речь, внимание, память.

1. Беседа: «Моя мама»

2. Дидактическое упражнение: «Какой, какая, какое?»

3. Дидактическая игра: «Собери букет»

4. Скороговорка

Мама мыла мылом Милу.

Март 2 неделя

Тема: Пересказ русской народной сказки: «Лиса и козел»

Цель: Учить детей передавать содержание сказки, используя при пересказе выразительные средства.

1. Пересказ сказки «: Лиса и козел»

2. Дидактические упражнение: «назови одним словом (классификация животных)

3. Дидактическая игра «Посчитай сколько спряталось зверей?», книга «Амар мэндэ» стр. 31

Март 3 неделя

Тема: Рассматривание картины «Весна пришла»

Цель: Учить составлять рассказ по опорным словам.

1. Рассматривание картины «Весна пришла»

2. Отгадай задание «Когда это бывает?»

3. Дидактическая игра: «Кто где живет» Книга «Амар мэндэ» стр. 67

Март 4 неделя

Тема: Составь рассказ

Цель: Учить составлять конец рассказа к начатому воспитателем и самостоятельно завершить рассказ.

1. Составление рассказа

2. Придумай диалог по картине «Разыграй с другом» Книга «Амар мэндэ» стр. 28

3. Дидактическая упражение: «Найди различие в картинках». Книга «Амар мэндэ» стр. 69

Источник

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

— создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

— Расширение и уточнение словаря;

— совершенствования грамматического строя речи;

— привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1) Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

Читайте также:  Центр развития ребенка рыбинск проспект ленина 154 в

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение «Домик открывается-закрывается»

Беседа по картине с животными «Кто как кричит?» Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение «Дождик»

Игра «Кап-кап и куп-куп» Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение «Подуем на горячую картошку»

«Как нам транспорт помогает» Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь «Что бывает зимой?»

Игра «Что звучит в коробочке»

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра «Угадай игрушку»

«Мишка спрятался в берлоге» Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий «Дорожка для Вани» Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

— расширен словарный запас у ребёнка;

— грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

— динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

— игрушки;

— дидактические игры;

— картины, демонстрационный и раздаточный материал;

— произведения художественной литературы;

— использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

— Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. — М., 2008.

— Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1990.

— Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

       Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.

   Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Направления (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков   Ш, Ж,Ч, Щ;  С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных             в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

9.Трёхсложные слова со стечением согласных                       и закрытым слогом.

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных            в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трёхсложные слова со стечением согласных                       в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.                                                                            

Развитие фонематического слуха, восприятия  и навыков языкового анализа и синтеза

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных  картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания и памяти, мышления

Развитие свойств  произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.  

Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. —  М.: изд-во ГНОМ, 2013

Источник

Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ по речевому развитию

Читайте также:  Больше внимание уделять развитию ребенка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении

Дошкольная образовательная организация ясли- детский сад «Солнышко» общего развития располагается в 5км от районного центра г.Красноперекопска. Юридический адрес: 296025, Республика Крым, Красноперекопский район, с. Ишунь, ул. Ленина, дом 66. Детский сад обеспечивает реализацию конституционных прав детей на получение детьми равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.

2. Актуальность проблемы

Позитивные изменения в социально-экономической, политической, правовой сферах, происшедшие в России в конце XX — начале XXI века, повлияли на изменения в системе специального образования, сформировав общий гуманный фундамент современной специальной (коррекционной) педагогики — ценность жизни индивидуальности в человеческом обществе, признание человеческого достоинства, уважение личности ребенка, нуждающегося в помощи, вера в его силы, внимание к нему.

Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований школьных программ. Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению, является недоразвитие их связной речи. При этом смысловое значение, его внутреннее программирование страдают в большей мере, чем языковое оформление. Указанные нарушения усугубляются и трудностями интонационного понимания и оформления высказываний, что значительно отличает детей с ОВЗ от их сверстников с нормальным психическим и физическим развитием.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

Выделяют следующие принципы в работе с детьми с ОВЗ:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Важнейшими компонентами логопедической работы являются: обогащение содержания речи, обеспечение сенсорной основы, формирование интереса к речевым занятиям, потребности ребёнка в самовыражении и общении в слове, создание правильной языковой среды для детей.

Основополагающими для обучения языку детей с недоразвитием речи являются следующие принципы:

— коммуникативный, в основе которого лежит первоочередная необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности;

— онтогенетический, рассматриваемый как необходимость учёта основных закономерностей развития речи в норме;

— языковое обобщение рассматривается как реализуемое в речи представление о способах и формах построения, взаимодействия и функционирования языковых единиц. При нормальном речевом развитии языковые обобщения формируются спонтанно. В ситуации речевого недоразвития интуитивная основа овладения способами создания и понимания высказываний заменяется целенаправленной работой по формированию способов действий с языковым материалом;

— коммуникативные и лингвистические характеристики языковых явлений

рассматриваются в их взаимосвязи (данный принцип наиболее очевидно реализуется в работе с текстами как основной единицей коммуникации).

Основным видом деятельности дошкольников на занятия является игра. Необходимо создавать на занятиях такие условия, которые активируют познавательную деятельность воспитанников, создают атмосферу заинтересованности ребенка. Целесообразно с целью понижения уровня тревожности, повышения сопротивляемости организма стрессам использовать здоровьесберегающие технологии.

Помня о том, что дети с нарушением речи испытывают не только физиологические, но и психологические трудности при построении коммуникации, наряду с основными задачами общеобразовательной подготовки и коррекционными (преодоление речевых нарушений и связанных с ними психофизических особенностей), стоит задача воспитания личности, способной активно реализовать свои способности, познавательные и социальные потребности в изменяющихся условиях.

Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми являются:

1.Коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);

2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).

3.Укрепление артикуляционного аппарата. Неотъемлемой частью логопедической работы с детьми-дизартриками является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус.  В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, в работе целесообразно используем элементы самомассажа. Очень нравится воспитанникам работа с сыпучими материалами (песок, греча, горох, желуди, каштаны), работу с этими предметами можно использовать, как элементы самомассажа. Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации оформлены в книге » Упражнение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», авторы: И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.

Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка.  На своих занятиях проводят с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.

Цель индивидуальной программы — это построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого развития  ребенка, на интенсивное развитие познавательной, сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Сопровождение дошкольников с ОВЗ должно осуществляться комплексно:

— коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;

— просветительская работа с родителями;

— работа с педагогами.

В задачи логопедической работы входят:

— развитие и совершенствование общей моторики.

— развитие и совершенствование ручной моторики.

Читайте также:  Играйте вместе с ребенком игры и упражнения по развитию речи

— развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

— развитие слухового восприятия, внимания.

— развитие зрительного восприятия, памяти.

— развитие ритма.

— формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.

— совершенствование лексических и грамматических средств языка.

— развитие навыков связной речи.

— обогащение коммуникативного опыта.

Задачи, ориентируемые на родителей:

1.Привлечь родителей к проблемам детей с ОВЗ.

2.Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.

3.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1.Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии

2.Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

3.Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Ожидаемый результат взаимодействия с родителями

1.Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.

2.Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

3.Сотрудничество детей и взрослых.

4.Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

В плане работы отражены задачи на месяц по развитию ЗКР, фонематического слуха, развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, сенсорного развития. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 2 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.

Цельобеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Задачи, ориентируемые на детей:

    1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

    2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

    3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи, ориентируемые на педагогов:

    1. Сориентировать коллектив МБДУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.

    2. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

    3. Формировать условия для эффективного развития дошкольников.

Задачи, ориентируемые на родителей:

    1. Привлечь родителей к проблемам детей с ОВЗ.

    2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.

    3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии

  1. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

  2. Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:

  1. Участие педагогов в деятельности по данной проблеме.

  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

  3. Создание условий для эффективного развития дошкольников.

Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:

  1. Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.

  2. Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

  3. Сотрудничество детей и взрослых.

  4. Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.

Индивидуальный план работы

Месяц

зан.

ЗКР

Фонематический слух

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Сенсорное развитие

Развитие мелкой мотор.рук

сентябрь

МОНИТОГИНГ

Задачи: формировать умение описывать предметы по внешнему виду, развивать речедвигательный аппарат; речевое дыхание; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать тактильное восприятие; развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать бережное отношение к природе.

октябрь

1

«Сказка о веселом Язычке»

«Чудесный мешочек»

2

«Угадай, что звучит»

«Обведи по контуру»

3

Артикуляционные упражнения: «Футбол», «Забор».

«Расскажи какой»

4

Упражнения на дыхание «Ветер — Ветерок», «Бабочка».

«Назови ласково»

Назови предметы

Задачи: Продолжать развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное звукопроизношение; совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с предметами. Способствовать развитию подражательной способности.

ноябрь

1

«Сказка о Язычке»

Артикуляция звуков  К, Г

«Пальчиковый тренажер»,

2

Тихо – громко говори.

«Наоборот»

3

«Назови ласково»

«Узнай фигуру»

4

Арт. упр.

«Забор», «Улыбка»

«Кто сказал «Мяу?»

Рисование

«Светоящик»

Задачи: Развивать умение составлять простые предложения по образцу;  совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, Развивать координацию и мелкую моторику пальцев рук, закрепить название основных цветов. Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности. Воспитывать интерес к игровой деятельности.

декабрь

1

Чистоговорки

звук Б

«Ласковые имена»

» Какая фигура лишняя?»

2

Упражнения на дыхание

«Забей гол»

«Закончи фразу»

«Кошка и мышка»

3

«У меня нет».

«Пальчиковый тренажер»

4

Отвечай – не торопясь.

«Какого цвета не стало?»

Задачи: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта, обогащать словарный запас; развивать тактильную чувствительность рук.

январь

1

«Кто стоит у светофора?»

«Какой предмет?»

«Пальчиковый тренажер»

2

«Угадай, кто кричит?»

«Ушки — слушки»

«Расскажи какой»

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, развивать слуховое восприятие, учить образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками; формировать умение по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины; развивать элементарные специфические графические навыки, развивать умение выделять разнообразные свойства предмета (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.);

февраль

1

«Слышим звон и знаем, где он»

«Составь рассказ по картинкам»

2

«Чего (кого) много?» 

«Обведи по контуру» и др.

3

«Сказка о Язычке»

Артикуляция звуков  Т, Д

«Прищепки».

4

«Назови ласково»

Рисование песком «Светоящик»

Задачи: Развивать  способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Развивать фонематический слух, обогащать словарный запас, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, развитие выразительности речи. Развивать тактильную чувствительность рук.

март

1

«Сказка о Язычке»

Арт-ия мягких согласных

Опиши предмет

2

«Услышишь -хлопни»

«Какого цвета предмет?»

3

Упражнения на дыхание «Ветер-ветерок», «Насос»

«Что из чего сделано?» 

4

«Угадай, кто кричит?»

Пальчиковые игры «Моя семья»

Задачи: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук; формировать правильное произношение звуков, развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет, обогащать активный словарь, воспитывать самостоятельность. Совершенствовать развитие тонкой моторики рук.

апрель

1

Игра «Найди игрушку»

Рисование песком «Светоящик»

2

Чистоговорки звук З Ж

«Какой – какая – какое — какие?»

3

«Найди слово на заданный звук»

Отгадай загадку

4

«Подскажи словечко»

«Найди предмет указанной формы»

МОНИТОГИНГ

Источник