Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз по развитию речи

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз по развитию речи thumbnail

Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Общие данные

Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Отец: —

Домашний адрес: ул. д.

Телефон:

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Специалисты:

Учитель- логопед: ФИО

Психолог: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

Рекомендации:

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

Противопоказания:

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год):

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое развитие

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Читайте также:  Биологический фактор развития ребенка включает в себя

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Словесный

• Практический

• Игровой

Формы работы:

• НОД

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции: на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Источник

Индивидуальный маршрут сопровождения  ребенка с ОВЗ

ФИО, год рождения ребёнка

Иван ,

Логопедическое заключение

ОНР 2  уровня с дизартрическим  компонентом

Актуальная проблема

Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи

Цель программы

Создать условия для успешного освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная, групповая.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

—  Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,  

и  «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»  усилена в:

—  развитии игровых умений и навыков;

— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

   диалогического общения в совместных играх и занятиях;

— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня  индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в

неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель — логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-

эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие

детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов,

в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог — психолог        

2/15 мин.

Учитель — логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Содержание логопедической работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Читайте также:  Причины отставания развития речи у ребенка

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

— вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

— вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

— крепкое сжатие;

— сосательные движения;

— вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

— присасывание языка к верхним альвеолам;

— распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

— движение вперёд-назад при открытом рте;

— попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

— движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

—  движение влево-вправо;

—  движение вверх-вниз;

— язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

— цоканье;

— присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].

Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.    

Источник

Индивидуальный маршрут

логопедического сопровождения

ребенка с умственной отсталостью

на 2019-2020 учебный год.

Возраст – 6 лет (уровень развития – 2-3-года)

Диагноз: синдром Дауна. Смешанное парциальное недоразвитие. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Пояснительная записка.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется с позиции индивидуального и дифференцированного подхода.

Коррекционная работа с детьми данной категории строится на следующих принципах:

  • Комплексность психолого-медико-педагогического воздействия при полном взаимодействии всех участников коррекционного процесса.

  • Использование и интегрирование разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

  • Коррекция неречевых расстройств (психических процессов, особенностей личности, общей и мелкой моторики)

  • Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.

  • Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности его речевого дефекта, возможности восприятия коррекционно-педагогического воздействия.

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения имеет несколько разделов:

  1. Развитие психологической базы речи.

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

    1. Развитие восприятия

Развитие зрительного восприятия

Выполняются задания по соотнесению слова с предметом – предметный гнозис, что формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи («Покажи, где…», «У меня мяч, у кого еще мяч?», «Парные картинки»)

Ребенка учат соотносить часть и целое (игры на нахождение недостающего элемента), затем переходят к синтезу предметов из частей (разрезные картинки)

Развитие тактильного восприятия

Учат детей находить предметы на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру, дифференцировать предметы похожие между собой и отличающиеся незначительными деталями. Тем самым происходит пассивное накопление словаря прилагательных.

Развитие слухового восприятия является важной задачей, так как на его основе развивается фонематический слух.

Читайте также:  Развитие ребенка в два и два

Детей обучают идентификации предмета по характерному звуку, определению направления неречевого звука, различению звуков по силе, высоте, тембру. С детьми играют в игры «Угадай, что звучи? Где звучит?», «Услышь и хлопни». Используются игрушечные музыкальные инструменты, звучащие предметы, «шумовые игрушки, предметы».

    1. Развитие внимания и памяти.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Увеличение объема зрительной кратковременной памяти, развитие зрительной линейной памяти.

Используются следующие игры: «Что изменилось?», «Лабиринты», «Чего не стало?», «Что появилось?», конструирование фигур по образцу и памяти.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие объема слуховой памяти, развитие способности запоминать по порядку.

С ребенком играют в игры: «Угадай, что звучало?», «Что звучало сначала, что потом?», «Хлопни как я», «Запомни и повтори» (звуки, слоги, простые слова)

    1. Развитие мышления.

Формирование мыслительных операций обобщения, сравнения, идентификации.

Используются доска Сегена, пирамиды, предметы, картинки по логическим группам для сравнения, классификации, обобщения; игры «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?», «Чем отличаются предметы?», пособия из серии «Логика», «Тренируем мышление», рабочие тетради «Проверяем знания дошкольников», «Тесты для детей 3-5 лет», рабочие тетради из серии «Умный малыш»

  1. Развитие моторики.

    1. Развитие общей моторики.

Работа по развитию координации движений, совершенствование ритма действия, развитие равновесия движений.

    1. Развитие мелкой моторики.

Массаж рук различными предметами (колючие мячики, массажные щетки, карандаши, шарики и колечки Су-джок)

Формирование координированности движений рук и глаз (счет на счетах, обведение предметов по трафаретам)

Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, пальчиковый театр, логоритмика, аппликация)

Формирование умения выполнять последовательные, одновременные действия, переключаться с одного действия на другое (пальчиковая гимнастика, нанизывание бус, мозаика, вкладыши, конструкторы, застегивание пуговиц, шнуровки и т.д.)

    1. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная моторика развивается с помощью активной и пассивной гимнастики с использованием кукольных персонажей, презентаций, сказок, стихов, картинок.

Логопедический массаж и самомассаж.

  1. Развитие импрессивной речи.

Научить ребенка понимать название предметов, действий, признаков; понимать и правильно выполнять простые инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий.

Научить дифференцировать на слух слова разных грамматических форм (принеси шар, принеси шары)

Научить понимать значение простых предлогов.

Обогащение пассивного словаря осуществляется по лексическим темам.

  1. Развитие экспрессивной речи предполагает поэтапное формирование фразовой речи (по методике Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой)

Используются следующие пособия:

— «55 способов общения с неговорящими детьми» Г. В. Дедюхина

— «Альбом по формированию слоговой структуры» С. Б. Большакова

— «Читать раньше, чем говорить» И. Н. Созонова, Е. В. Куцина (методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией)

— «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С. В. Батяева, Е. В. Севостьянова

— «Учимся говорить» А. С. Герасимова

— «Воспитание правильной речи у детей с моторной алалией» В. И. Рождественская, Н. И. Кузьмина

— Альбомы по развитию речи Т.А. Датишидзе.

Индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы

Уточнять и расширять пассивный словарь по лексическим темам, обогащать его существительными, прилагательными, глаголами.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Обучать пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Обучать умению соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением.

Мелкая моторика

Обучение действиям с предметами (пирамидки, мозаика, шнуровки, застегивание пуговиц)

Обучение изобразительным и графическим навыкам (раскрашивание, обводка, штриховка)

Работа над развитием кинестетических и кинетических основ движений

Артикуляционная моторика

Развитие мимической мускулатуры.

Работа над развитием губ, щек, языка и мягкого неба.

Разучивание комплекса артикуляционных упражнений для постановки звуков раннего онтогенеза.

Общие речевые навыки

Работа над развитием дыхания, голоса, динамической стороны речи (темп, ритм, интонация)

Звукопроизношение

Работа над уточнением артикуляции гласных звуков и согласных раннего онтогенеза

Звукослоговая структура слова

Анализ звукового ряда гласных (ау, уа, ауи, уаи и т. д.)

Активный словарь

Активизировать речевое подражание

Совершенствовать навык договаривания звукоподражаний

Учить проговаривать слова

Связная речь

Формирование предпосылок связной речи

Учить проговаривать предложения из дух, трех слов

Фонематические функции

Выделение гласных звуков (а, о, у) в слогах (ау, уа) и словах (Аня, аист)

Выделение согласного звука (м) в звукоподражаниях (ам, му) и словах (дом, дым)

Вырабатывать умение различать похожие слова

Неречевые психические функции (познавательная сфера)

Развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие слухового внимания и памяти.

Обучение воспроизведению ритмов из 2-3-х элементов.

Развитие зрительно-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса

Работа с семьей

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.

Источник