Индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка

Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год

Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика

Задачи:

• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,

• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;

• оказание методической помощи родителям.

Месяц: сентябрь

Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Месяц: октябрь

Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков

Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,

Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

развитие навыков самообслуживания;

• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,

• правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• благодарить.

Полученный результат:

• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,

• во время приёма пищи правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• умение складывать разбросанные игрушки по местам

Месяц: ноябрь

Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков

Основное содержание: игры и упражнения, направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

• установление доброжелательных отношений со сверстниками;

• возникновение потребности в совместных играх

Полученный результат:

• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,

• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.

Месяц: январь

Направление работы: развитие речи

Основное содержание: игры на развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной». Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

• обогащение, закрепление и активизация словаря.

Полученный результат:

• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;

• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;

• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.

Месяц: февраль

Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности

Основное содержание: сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитие интереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

развитие пространственно-образного мышления;

• улучшение координации глаз-рука

Полученный результат:

• проявляется интерес к изобразительной деятельности;

• совершенствуется мелкая моторика руки.

Месяц: март

Направление работы: развитие мелкой и общей моторики

Основное содержание: игры на развитие мелкой моторики и навыков классификации:

» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);

«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);

«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.

Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие всех двигательных качеств.

Полученный результат:

• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;

• исчезла скованность движений.

Месяц: апрель

Направление работы: формирование представлений об окружающем мире

Основное содержание: рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;

Читайте также:  Книга развитие личности ребенка от 3 до 5 лет скачать

чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;

чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;

дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

• формирование представлений о диких и домашних животных,

• об их строении,

• среде обитания.

Полученный результат:

• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;

• называет и показывает части туловища животного игрушки,

• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).

• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.

Месяц: май

Направление работы:

• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,

• формы, величины

Основное содержание: игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Источник

Индивидуальный маршрут

сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»

старшего дошкольного возраста

Фамилия __________________________

Имя  _____________________________

Отчество__________________________

Дата рождения_____________________

                              Дата заполнения __________________________

ОУ________________________________________________

Рекомендации по ведению ИОМ

ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.

На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.

Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.

Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»

                                                                                                                                               Дата составления: _________

Читайте также:  Примеры индивидуальных образовательных маршрутов развития ребенка

                                                                                                                Дата окончания: __________

                                                                            Ответственный (ФИО)      

 _________________________

                                                                                                                _________________________

                                                                                                                                                          (подпись)

  Индивидуальный маршрут

 психолого-педагогического сопровождения

воспитанника

Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения     ____________Группа_______________________________

Воспитатели_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Задачи по решению проблемы ребенка:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                      Предполагаемый результат:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика на воспитанника

 МКДОУ д/с № 4  «Теремок» г. Семилуки Воронежской области

ФИ ребенка_______________________________________________________________

Группа (возрастная) ________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Дата рождения___________________

С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________

Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:

Мать:______________________________________________________________________

Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная.

Наличие братьев и сестер:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

_______________________________________________________________________

Успехами ребенка родители — интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

 Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».

Читайте также:  Права ребенка с отклонениями в развитии

Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.

Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.

Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____.____.201___ г.

              Воспитатели

_________________ (________________)

_________________(_______________)

Зам. заведующего по МВР

_________________(__________________.)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________

Дата рождения____.____.20_____ года рождения,

Группа       _______         МКДОУ д/с № 4 «Теремок»

 Посещает детский сад № 4  с ____.____.20__ года.

 Перенесенные заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  •   _________________________________________________________________

Сопутствующие заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________

Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.

Физическое развитие ____________________________

Группа здоровья ________________________.

                              Медсестра     ___________________________

Содержание

Участники сопровождения

Направления деятельности

Задачи

Содержание деятельности

Форма занятий, периодичность

Ожидаемый результат

Воспитатели (ФИО)

______________

______________
______________
______________

______________

_____________

Педагог-психолог (ФИО)

______________

_______________

_______________

Логопед (ФИО)

_______________

_______________

_______________

                                                                 Педагогическая диагностика (заполняет педагог)

№ п/п

Виды трудностей

Год сопровождения

2017___- 2018__

20___- 20___

20___- 20___

20___- 20___

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.

2

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

3

Неосознанность важности и необходимости учения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1

Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.

2

Неумение  организовать свою деятельность в соответствии с целью.

3

Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.

4

Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

5

Неумение адекватно понимать  оценку взрослого и сверстника.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1

Трудности во взаимодействии со взрослыми

2

Трудности во взаимодействии со сверстниками.

3

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.

4

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

5

Неумение находить способы разрешения конфликтов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.

2

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема

1

Знаково-символические

Неумение  использовать знаково-символические средства для решения задач.

2

Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.

1

Информационные

Неумение находить и выделять необходимую информацию.

2

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.

3

Неумение передавать информацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ

1

Подготовка к обучению грамоте

Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.

2

Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.

3

Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.

4

Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

5

Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.

1

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.

2

Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.

3

Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.

4

Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

5

Трудности в составлении различных видов рассказов.

6

Трудности в составлении  всех типов предложений.