Развитие ребенка как процесс его становления

Развитие ребенка как процесс его становления thumbnail

Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным. Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни. Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.

Становление личности – процесс длиною в жизнь

Становление личности – процесс длиною в жизнь

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Читайте также:  Предметная деятельность развития ребенка младенческого возраста

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.

Роль родителей в становлении личности ребенка

В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.

Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:

  1. В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
  2. От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
  3. В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
  4. Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.

Становление личности наиболее активно происходит у детей

Становление личности наиболее активно происходит у детей

  1. Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
  2. Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.

Видео

Источник

Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.процесс развития ребенка

Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 классе

В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.

Развитие — всегда индивидуальный процесс

Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты игра с мамойприсущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.

Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».

Влияющие факторы

Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:

  • Родители и семья

В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.

  • Окружение

Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной общениесемьи, которых воспитывают родители — правильная компания.

Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.

  • Информационная среда

Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.

Основные направления развития

Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.

Физическое развитие

Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. физическое развитиеДальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.

За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.

Психика и эмоции

Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.

Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.

 Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.

Читайте также:  Нормативная база центров развития ребенка

Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.

Интеллект

Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс интеллектразвития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.

Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:

  • увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
  • появляется опыт;
  • повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
  • повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).

Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:

  • соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
  • как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
  • умеет ли ребенок использовать полученную информацию?

Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.

Речь

От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень раноинтеллект. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.

Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:

  • предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
  • описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
  • комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
  • помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
  • говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
  • аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.

Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.

Несколько советов для родителей

Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.

Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:

  • учиться общаться друг с дружбадругом, дружить;
  • решать простые конфликты, извиняться;
  • играть совместно;
  • различать формы, цвета предметов.

В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:

  • малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
  • занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
  • давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.

Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:

  • учиться писать буквы, считать, помнить числа;
  • вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
  • ориентироваться в пространстве;
  • классифицировать предметы по разным признакам;
  • расширять словарный запас;
  • учиться общаться, строить дружеские связи.

Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.

Источник