Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по речевому развитию

Ф.И. ребенка: ___________

Обращённую речь понимает.

Полиморфное нарушение звукопроизношения — межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).

Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.

Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.

Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).

Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный  этап

(октябрь)

Сенсорное развитие

  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов,  геометрических фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  9.  Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап

Коррекция звукопроизношения

  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. использовать элементы биоэнергопластики
  3. Постановка свистящих звуков.
  4. Автоматизация свистящих звуков.
  5. Постановка Р,Р᾿.
  6. Автоматизация Р,Р᾿.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

  1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
  2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. «Наращивать» слова.
  4. Произносить слова со стечением согласных.
  5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударнозо слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  16. Закрепление знания известных детям правил правописания.
  17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря

  1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
  4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
  5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
  6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
  7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать  грамматические  категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать  навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать  навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать  навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.        Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
  2.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
  3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
  5.  Согласование числительных два и пять с существительными.
  6. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  7. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
  8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.        Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Источник

Людмила Буравцева
Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы

по разделу программы «Речевое развитие»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.

Задачи:

— Активизация смысловой стороны речи.

— Понимания речи.

— Формирование словаря.

— Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

— Усилие контроля над собственной речью.

— Формирование звуковой культуры речи, знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

Фамилия Имя ребенка :

Организация занятий: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Опорный источник:

Бизикова О. А. «Материал к планированию работы по развитиюграмматического компонента речи у дошкольников: игры и упражнения для реализации задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7лет

Селеверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974

Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

Ткаченко, Т. А.Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие.

Володина В. С «Альбом по развитию речи»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

(октябрь) Сенсорное развитие

1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций 1. развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция звукопроизношения

1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. 1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы биоэнергопластики

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. 1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Упражнять в словоизменении.

3. Упражнять в словообразовании. 1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи-тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи 1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с существительными.

11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

составленному плану.

Источник