Значение зрения для развития ребенка

Значение зрения для развития ребенка thumbnail

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.

Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.

Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.

Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.

Читайте также:  Ценности воспитания в семье ребенок с нарушением в развитии

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.

Т. Б. Епифанцева

Источник

2016-05-21
Wizzard

Визуальное восприятие внешнего мира — очень важный фактор, влияющий на здоровое развитие вашего ребенка. В этой статье мы поговорим об особенностях развития органов зрения у детей. Наши рекомендации помогут вам сделать все от вас зависящее, чтобы зрение вашего ребенка развивалось без нарушений.

Друзья, здравствуйте. Если вы впервые посетили наш блог, то подпишитесь на обновления, чтобы в будущем не пропускать новые полезные материалы!

Роль зрения в развитии детей.

Зрение — одно из самых ценных чувств вашего ребенка. Еще до его рождения, правильная подготовка к беременности и хорошее питание очень важны для развития глаз вашего малыша, т. к. это очень сложные и утонченные органы. После рождения, удостоверьтесь, что зрение вашего ребенка было проверено на наличие врожденных нарушений. Конечно, такое бывает редко, но при наличии проблем со зрением, лучше всего идентифицировать их как можно раньше.

Смотреть и изучать

По мере взросления вашего ребенка, 80% новой информации он будет получать с помощью зрения. Ребенок должен четко видеть все предметы как вблизи, так и издалека. Зрительно-моторная координация очень важна для ребенка. Она защищает его от опасностей окружающей среды и помогает лучше адаптироваться к местам его прибывания. В конце концов, правильное развитие зрения очень важно для таких навыков, как: чтение, письменный навык и математика.

Особенности развития детей с нарушением зрения.

Маленькие дети с нарушением зрения часто даже не осознают этого. Как правило, любое зрение для них является нормой, т. к. им просто не с чем сравнивать. Также, проблемы со зрением могут проявляться очень медленно, и дети их просто не замечают. Кроме того, ребенок с еще небогатым словарным запасом часто просто не в силах объяснить свои переживания по поводу зрения.

Если вы посмотрите в объектив камеры со смазанным фокусом, вы поймете, как маленькие дети с близорукостью видят окружающий их мир. Представляете, как им тяжело разобрать, что написано, например, на школьной доске. Это часто ослабляет внимание ребенка, и он ведет себя рассеянно. Хорошо, если ребенок общительный и сразу дает понять учителю, что он плохо видит. Но в реальности, маленькие дети очень застенчивы, чтобы побеспокоить учителей. В дальнейшем, это может привести к плохим оценкам и неуверенности в себе.

Близорукость не единственное нарушение зрения, которое может встречаться у детей. Ребенок может быть дальнозорким и слабо видеть предметы вблизи. Это мешает ему комфортно читать книги, писать и заниматься работой, которая требует хорошего зрения вблизи.

Существуют и другие нарушения зрительного аппарата ребенка:

  • неспособность совмещать то, что видит каждый глаз, в одно целое;
  • нарушение зрительной мышцы;
  • неспособность сфокусироваться на предмете;

Таким образом, раннее обнаружение таких проблем поможет вам вовремя среагировать и успешно избавить ребенка от подобных нарушений. Если же запустить этот процесс, то можно наткнуться на гораздо более серьезные проблемы со зрением ребенка в будущем.

Читайте также:  Центр развития ребенка санкт петербург

Важные детали, которые ваш ребенок пропускает из-за слабого зрения на уроках, сильно замедляют процесс его обучения. Чем дольше ребенок испытывает такие проблемы, тем сильнее это сказывается на его успехах. Кроме того, слабое зрения негативно влияет на социальное развитие ребенка.

Врачи выделают основные симптомы, которые помогут вам понять, что ваш ребенок испытывает проблемы со зрением:

  • легкое косоглазие при рассмотрении дальних объектов;
  • поворот или наклон головы в сторону левого/правого глаза;
  • слишком близкое расположение книги при чтении;
  • нежелание выполнять что-то, что требует хорошего зрения вблизи;
  • сильное изменение положения тетради или книги во время письма и чтения;
  • частая потеря места чтение на странице книги;
  • частое использование пальца, чтобы не потерять место чтения;
  • частые ошибки в коротких словах во время чтения;
  • частое протирание глаз руками;
  • головные боли в области висков и затылка;

К сожалению, некоторые нарушения не имеют ярко выявленных симптомов. Проблема может быть и тогда, когда ребенок хорошо видит. Офтальмологи помогут выявить данные нарушения. Кроме того, этот врач может обнаружить и другие проблемы: диабет, высокое давление, опухоли головного мозга. Таким образом, рекомендуется регулярно обследовать ребенка в возрасте до 3 лет у врача. Школьников достаточно обследовать раз в год. И независимо от возраста, детей с симптомами нарушения зрения, нужно показать врачу немедленно!

Друзья, мы желаем крепкого здоровья вам и вашим детям! Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ею с друзьями!

На прощание, хотим разделить с вами видео обзор живой раскраски «Дино и друзья», которая может стать отличным подарком для вашего ребенка!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(2 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник

Значение зрения в жизни ребенка. Гигиена зрения детей.

Значение зрения в жизни ребенка. Гигиена зрения детей.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей формированию предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в вертикальном направлении . Образование зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в пространственном поле.

Одновременно со познавательной деятельности.
Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме, изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

Читайте также:  Ларго ремо развитие ребенка от 0 до 4 скачать

Надо помнить и о рациональной расстановке мебели  с тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещения на столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене.

Естественное освещение Это в большей степени определяет благоприятную световую обстановку для зрительной работы.

Искусственное освещение

 Родителям, по возможности, необходимо выделить ребенку наиболее светлую часть комнаты для его игр и некоторых обязательных занятий. Родители должны следить за тем, чтобы в помещение проникало достаточно солнечного света.
 В домашних условиях очень важно, чтобы дети при выполнении зрительной работы, даже во время игры, пользовались местным освещением.

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие.

Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее — в 11-12 и в 14-15 лет. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объеме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции.

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь.

Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.

Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд , Футбол , Хоккей , с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.

Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.

Упражнения для снятия усталости глаз

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 — 5 сек).

Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.

Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

подобрать подходящие очки. Этот метод подходит как взрослым, так и детям, и может применяться практически при любых нарушениях зрения. К выбору очков нужно подойти очень ответственно: не стоит покупать очки без соответствующего рецепта врача и в «неправильных» местах — рынках, вокзалах, переходах метро. Неподходящие очки могут стать причиной постоянных головных болей, усталости глаз и других неприятных последствий.

контактные линзы. Линзы имеют множество преимуществ: они незаметны окружающим, обеспечивают лучшее, чем очки, качество коррекции зрения, и имеют более широкие медицинские показания. Между тем, линзы требуют определенного ухода, а также соблюдения специальных осложнений. Именно поэтому этот способ коррекции зрения подходит не всем (в частности, он не годится для маленьких детей и очень пожилых людей).

и наиболее популярная в настоящее время В заключение следует сказать, что только творческая  работа врача, при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения детей.

Автор: Е. М. Белостоцкая

Источник: https://www.detskiysad.ru

Источник