Индивидуальный маршрут развития ребенка с умственной отсталостью в доу

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

 Ф. И. ребенка: __________________________________

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие: развитие неречевого слуха и развитие речевого слуха)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

 «Разложи предметы по цветным ящикам»

«Подбери колеса для машины»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

 «Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?» «Геометрическая мозайка»

«Матрешки» (разбери и собери), «Пирамидка», «Елочки»

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кюизера)

«Дороги для машинок»

«Угадай, что звучит?»

 «Где спрятался колокольчик?» «Звени колокольчик»

«Кто в теремочке живет?», «Кто тебя позвал?»,

«Какая у меня картинка»

ноябрь – январь

февраль

март – май

май

ноябрь – декабрь

январь

январь – май

апрель — май

ноябрь – декабрь

январь

март – апрель

май

ноябрь – декабрь

январь — май

Развитие  восприятия  (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства и ориентировка в нем (высоко – низко, далеко – близко)

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

 «Тактильные дощечки»

«Чей это контур»

«Почтовый ящик»

«Спрячем и найдем»

«Дом для матрешки»,

«Будь внимательный, строй как я»

«Кто стоит наверху, внизу, рядом»

«Прятки»

ноябрь – март

ноябрь -февраль

март – май

Развитие внимания

Развивать объем внимания

Развивать  концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

« Лабиринты», «Смотри и ищи»

май

февраль

февраль-март

апрель

март-май

май

Развитие памяти

Развивать слуховую

память

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

Развитие двигательной памяти

«Какие инструменты ты слышал»

«Запомни звуки»

«У кого какой голос?»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

«Наша зарядка»

«Покажи руками»

«Как достать игрушку с полки?»

«Кто как передвигается?»

февраль

март-апрель

май

март

апрель

май

январь-май

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

 «Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Найди отличия»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

ноябрь – январь

март

май

февраль

апрель — май

май

декабрь

январь — февраль

февраль – апрель

апрель – май

май

Овладение способами усвоению общественного опыта

Развитие подражания

Усвоение действий по образцу

«Покатай куклу»

«Зеркало»

«Обезьянка»

«Куклы пляшут»

«Ловкий мишка»

«Сделай как я»

Игры с бросовым материалом

Игры с природным материалом

Игры по конструированию простейших построек

ноябрь-декабрь

январь

февраль-май

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

— понимание конкретных существительных

— понимание обобщающих слов

— понимание действий

— понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

— понимание форм ед. и мн. числа

существительных

— понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

Машины

Профессии доктор, повар, продавец, парикмахер

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

ноябрь- январь

март – май

ноябрь

январь

февраль – март

март

Ноябрь

декабрь – январь

февраль

Развитие речи

— понимание падежных конструкций

— понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

— понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Читайте также:  Статус ребенка с отклонениями в развитии

Фонематический слух

— развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

январь — февраль

март

ноябрь – май

ежедневно

ноябрь – май

апрель-май

ноябрь — март

Развитие речи

— развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

— развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Экспрессивная речь

Развитие делового эмоционального общения

Лексика

— развивать номинативный словарь

— развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

— развивать атрибутивный словарь

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Согласие и отказ»

«Позови»

«Передай колокольчик»

«Помоги»

«Найди, с кем играть»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?»

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Что мы делали — не скажем»

«Водители и строители»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

март

апрель

ноябрь-декабрь

 январь

февраль-март

март

март – апрель

май

апрель – май

Развитие сюжетно-ролевой игры

Последовательное обыгрывание игрушек

Сюжетные игры

«Наведи порядок»

«Накрой на стол»

«Покорми куклу»

«Уложи зайчика спать»

«Одень куклу на прогулку»

«Завези машины в гаражи»

«Ремонт машины»

«Магазин»

«Доктор»

«Автобус»

«Кафе»

«Парикмахерская»

ноябрь  -январь

февраль — май

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

 «Игры с фасолью»

 «Рисуем по крупе»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Рисуем ладошкой»

«Рисуем пальчиками»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

ежедневно

ноябрь-декабрь

январь-март

февраль — март

апрель

май

При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего  дошкольного возраста  пользовалась следующими источниками:

Источник

Раздел программы

Работа с ребенком

Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД, брошюры/

Развитие ручной моторики

Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж

  • Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»
  • Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук

развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в  действиях форму, величину предмета (маленькие предметы  хватать одной рукой, большие – двумя руками),  учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

  • Брошюра «Игры для развития хватательных движений»
  • Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.

развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

  • Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»
  • Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины

подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

  • Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»
  • Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний,  закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв; письмо букв в прописях

Читайте также:  Оценка физического развития недоношенного ребенка
  • Информация на стенде «Развитие графических навыков»
  • Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Развитие речи

а) Развитие импрессивной стороны речи

  • Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
  • Развивать понимание инструкций
  • Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
  • Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, со сверстником
  • Учить понимать действия, изображенные на картинке
  • Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»
  • Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи

б)Развитие экспрессивной стороны речи

  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха
  • Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками — учить  воспроизводить звукоподражания
  • Накопление словаря по лексическим темам
  • Работа над слоговой структурой слов
  • Учить строить фразу из 2-3 слов
  • Учить высказывать свои потребности в активной речи
  • Учить составлять описательный рассказ с опорной схемой
  • Учить составлять предложения по картине
  • Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.
  • Выполнение домашних заданий по лексическим темам

Формирование элементарных количественных представлений

  • Выделять 1, 2 и много предметов из группы;
  • Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
  • Находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
  • Различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
  • Составлять равные по количеству группы предметов;
  • Пересчитывать предметы в пределах трех-пяти;
  • Осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
  • Выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех
  • Информация на стенде «Закрепление математических знаний в играх»
  • Выполнение дома упражнений на закрепление математических представлений: закреплять умение считать в пределах 5, название геометрических фигур, величин, составлять аппликации из геометрических фигур, выкладывать фигуры из счетных палочек

Сенсорное развитие

а) зрительное

восприятие

  • Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.
  • Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.
  • Сличение величин («такой — не такой»), затем большой — маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий — низки, длинный — короткий и т.д.)
  • Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)
  • Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»
  • Брошюра «Игры на различение цвета, величины, формы»
  • Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?»
  • Изготовление пособий по сенсорному развитию и презентация их на родительском собрании совместно с ребенком.
  • Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие

б)слуховое восприятие

  • Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
  • Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
  • Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
  • Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
  • Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
  • Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».

в)тактильное восприятие

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4);
  • определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Развитие психических процессов

а)память

б)внимание

в)мышление

Развитие процессов переработки сенсорной информации

Развитие внимания (объем, концентрация, устойчивость)

Развитие памяти (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного)

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Развитие познавательной активности

  • Информация на стенд «Развитие высших психических функций»
  • Изготовление пособий «Игры и упражнения для развития психических процессов»
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросам интеллектуального развития ребенка

Социальное развитие

а) Развитие навыков самообслуживания

б) Развитие коммуникативных навыков

Читайте также:  Как развитие ребенка в утробе

а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.

б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания;  здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).

  • Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»
  • Изготовление совместно с ребенком альбома  «Моя семья»
  • Изготовление поделок по темам «Любимое животное», «Любимая игрушка» (аппликация, рисунок, поделка из природных материалов)
  • Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.

                                                                                                                                  (подпись родителей)                         (расшифровка)

Источник

Елена Ниткина
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения

Индивидуальный образовательный маршрут

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к игрушкам и к действиям с ними.

2. Неумение фиксировать взгляд на лице взрослого

Цель: Формирование интереса к игрушкам, предметам и действиям с ними. (фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете, прослеживать за движением предмета, формировать захват руки.) Формирование умения фиксировать взгляд на лице воспитателя при обращении.

Содержание:

*Обыгрывание ситуации «Котик Мотик в гости пришел»

*Игра «Кошка»

*Игра «Где спрятался волчонок?» (Куклы Бибабо)

*Игра «Где звенит?»

* Игра «Колокольчик»

* Упражнение: «Котята здороваются»

* Игра «Прятки» (игра проводится с платком)

* Игра «Ку-ку»

* Игровое упражнение «Посмотри на меня»

2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Виды трудностей: 1. Трудности в представлении о себе, других людях и объектах ближайшего окружения.

2. Неумение ориентироваться в здании детского дома интерната (1 этаж). Трудности в умении производить действия с предметами.

Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, близких детям по ежедневному опыту. Формирование первичных представлений об объектах (знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений.). Формирование умения производить действия с предметами.

Содержание:

Д/Игра: «Покажи где ручки?»

Д/Игра: «Покажи где у Котика Мотика глазки»

Д/Игра: «Любимые игрушки»

Д/Игра: «Такие разные грибочки»

Д/Игра: «Игрушки»

Д/Игра: «Уложим куклу спать»

«Путешествие по 1 этажу детского дома».

Игра «Покажи где твоя группа?»

Д/игра «Поиграем с мячами»

Д/игра «Нанизываем кольца»

3. Образовательная область «Речевое развитие».

Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к художественным произведениям.

2. Неумение слушать и эмоционально реагировать на чтение художественной литературы.

Цель: Формирование положительного эмоционального настроя к художественным произведениям.

Формирование умения слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем говорят, читают, рассказывают.

Содержание:

потешки:

*«Киска, киска, киска, брысь.»

* Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси».

*«Пошел кот под мосток…»

*«Ладушки, ладушки.»

Игра «Путешествие по комнате»

Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к музыкальным произведениям.

2. Трудности в адекватных действиях с бумагой, карандашом. Неумение фиксировать взгляд на предмете на занятиях по изобразительной деятельности.

3. Трудности в адекватных действиях с пластилином. Не развита мелкая моторика.

Цель: Формирование интереса к музыкальным занятиям.

Формирование способности слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Формирование положительного эмоционального настроя к изобразительной деятельности. Развитие понимания обращенной речи (выполнять простые однословные инструкции: «возьми», «дай», «положи».) Обучение умению фиксировать взгляд на предмете. Формирование положительного эмоционального настроя к лепке. (знакомство детей с пластилином (держать, мять, Развитие мелкой моторики. Формирование умения фиксировать взгляд на поделке, изготовленной взрослым.

Содержание

* «Кап Кап на ладошку» (мультпесенка)

* «Кап — Кап, тук — тук» (мультпесенка)

*«Выглянуло солнышко из-за серых туч» (мультпесенка)

* «Веселые грибочки» (мультпесенка)

* «Ягодки» (мультпесенка)

*«Песенка про животных»

* Песня «Лошадка»

Игра «Вам, малыши, цветные карандаши»

Игра «Дождик»

Игра «Травка»

Игра «Листопад»

Лепка:

* «Пряники для Котика Мотика»

* «Пирожок для Котика Мотика»

*«Угостим птичку ягодкой»

Источник