Детский коллектив в воспитании и развитии ребенка

Детский коллектив в воспитании и развитии ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание у де­тей активности в той или иной деятельности, особенно в учебной, скука, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования дея­тельности детей -соревнование.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

В процессе накопления социального опыта, самоопределе­ния своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя. Специальные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятель­ности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

Соревновательность заложена в самой психологии челове­ка. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательно­сти и строится метод соревнования.

У соревнования как метода — большие воспитательные возможности:

— оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность дли­тельная и уже «потускнела» ее привлекательность;

390

соревнование способно проявить совершенно неожидан­ные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

— соревнование сплачивает детей, развивает дух коллекти­визма, укрепляет дружбу.

Но соревнование- «оружие обоюдоострое». Если оно ор­ганизовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство то­варищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогиче­ских условий.

1. Соревнование организуется в связи с конкретной педа­гогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к кото­рой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную ра­боту, снять напряжение.

2. Не все виды деятельности детей требуют применения ме­тода соревнования. В детской среде не должно быть соревно­ваний во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкур­сы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревно­ваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас — самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. По этому по­воду замечательно написано в стихотворении А.Барто «Два очка за старичка».

3. Особой методики требует соревнование в учебной дея­тельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а сла­боуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможно­сти, способности ребенка, его интерес именно к этому предме­ту, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т.д.

Но как же тогда стимулировать учебную деятельность де­тей? Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов:

на лучшего математика, знатока словесности, истории, гео­графии, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордиста и т.д. Прин­цип таких соревнований один — каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы

391

и знаки почета. Не забывайте — из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

5. Важны в соревновании гласность и сравнимость ре­зультатов. Весь ход соревнования должен открыто пред­ставляться детям (например, на специальном стенде, в опе­ративных «Листах гласности»), чтобы они сами могли ви­деть и понимать, какая деятельность стоит за теми или ины­ми очками и баллами.

Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощре­ние. Этот метод призван выполнять очень значимые функции:

одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетво­рения (собой, сделанной работой, товарищами). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о которой чаще всего и пекутся взрослые, значит немного. Можно ку­пить очень дорогой и желанный подарок, но так устроить си­туацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживания радости и счастья. А порой короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым бла­годарность унесет маленького человека на седьмое небо. Он навсегда запомнит, за что его так похвалили, и будет дер­жаться этой линии поступков.

Читайте также:  Центр развития ребенка балаково телефон бульвар роз

Секрет настоящих воспитателей еще и в том, что они обла­дают непререкаемым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые по­ощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения, об­ращения по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда.

Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощ­рению. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось мне­ние, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Но это не так. Многие вы­дающиеся педагоги-гуманисты (И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это — позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.

Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глу­пые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический

392

метод. В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях — повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживает­ся его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Понимая наказание так, воспитатель будет добиваться не послушания детей любой ценой, а их личностной активности, работы по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем ре­прессивными мерами добиваться дисциплины и порядка.

Традиции авторитарного воспитания еще, к сожалению, сильны в нашей жизни и в среде педагогов, и в семьях. Одна из главных его особенностей — придание особого значения методу наказания, ограничение, принуждение детей, стремле­ние добиваться детского послушания едва ли не как главного результата воспитания. А так как мы еще не можем обходить­ся в воспитании без наказаний, организацию последних сле­дует хотя бы демократизировать: сделать более человечными, найти формы, не унижающие человеческое достоинство детей. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» из­вестного психотерапевта В.Леви:

«Важно помнить:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физиче­скому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать — не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

И еще одно важнейшее предупреждение: что бы ни случи­лось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Даже если ребенок набезобразничал так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были об­наружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности пре­ступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.

393

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не нака­зания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родите­лей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, нака­зание не должно восприниматься им как торжество вашей си­лы над его слабостью и как унижение его человеческого дос­тоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказа­ние вызовет у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О преж­них его проступках больше ни слова!»

В методе наказания, так же как и в методе поощрения, важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, те пе­реживания, которые вызваны у ребенка. Это хорошо иллюст­рирует известный эпизод из повести М.Твена о Томе Сойере. Помните, тетушка Полли наказала Тома и заставила его кра­сить забор. Это его занятие так привлекло приятелей, что они отдавали свои мальчишечьи сокровища за право прокрасить несколько досок забора. Редкий момент счастья, радости, при­знания и материального удовлетворения, который пережил Том, стал самым настоящим поощрением.

Читайте также:  Если у ребенка задержка развития 4 года

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчер­пывают все их многообразие. Мы лишь попытались разо­браться в общих характеристиках их системы. Но знание об­щих методов воспитания — не «ключик от всех дверей»!

Нет такой системы воспитания, которая может решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открывать эту систему воспита­ния. С ориентациями этого пути мы с вами и познакомились.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?

4. Каковы главные особенности организации методов накопле­ния детьми социального опыта?

5. В чем заключается назначение словесных методов воспитания и каковы условия их педагогической эффективности?

6. Какое значение в воспитательном процессе имеют методы са­моопределения личности и как их организовать в детском возрасте?

7. Каковы важнейшие педагогические условия организации мето­да соревнования в детской среде?

394

8. Почему многие педагоги предлагают специально ограничивать применение методов поощрения и наказания в воспитательном процессе?

9. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществле­нии методов воспитания?

10. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Литература

Основная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить ребенка. — М., 1990.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1977. — Т. 1.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания.- М., 1993.

Дополнительная

Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. —

СПб., 1992.

Караковский В. А. Стать человеком. — М., 1993. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.

Н.Е.Щурковой.-М., 1997.

Паркинсон К. Н. Дети, как их воспитывать. — М., 1993. Сидоркин А. М. Методы воспитания // Магистр. — 1992. — № 1. Учимся думать о себе и о других / Сост. Н. П. Лукина, Г. В. Пень-

кова,Н.И.Элиасберг.-СПб., 1996.

Глава 18

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Читайте также:  Недоношенный ребенок 2 месяца развитие и психология

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник