Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз по зрению

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

I. Общие сведения

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

— построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— дозировка работы со зрительной нагрузкой

— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

— посадка ребенка:

— рабочая поверхность:

— размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

— постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

—  щадящая зрительная нагрузка

—  максимальная зрительная нагрузка

— зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

— зрительная нагрузка №

— характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

— время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы — игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

— не сформированы моральные и нравственные ценности;

— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

— не сформированы познавательные действия;

— не развито воображение, творческая активность;

— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

— не знает (путает) цвета;

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с зпр

— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 — формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— развитие познавательных интересов;

— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

— развитие любознательности, познавательной мотивации;

— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

— учить считать до 5 (10);

— учить составлять и решать задачи;

— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

— формирование гражданской принадлежности;

— формирование представление о планете как общем доме людей;

— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

— не употребляет в речи синонимы, антонимы;

— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

— не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

— не может прочесть стихотворение наизусть;

— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

— развивать понимание речи, инструкций;

— совершенствовать речь как средство общения;

— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

— приучать ребенка слушать литературные произведения;

— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

— обучить умению вести диалог;

— развивать (совершенствовать) связную речь;

— воспитывать умение слушать литературные произведения;

— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

— формировать интерес к книгам;

— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

Читайте также:  Период раннего возраста его значение в развитии ребенка

— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

— учить аккуратно закрашивать рисунки;

— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

— учить составлять композиции;

— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

— учить создавать игрушки из природного материала;

— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

— не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

— учить называть, различать органы чувств и части тела;

— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник

Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Общие данные

Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Отец: —

Домашний адрес: ул. д.

Телефон:

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Специалисты:

Учитель- логопед: ФИО

Психолог: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

Рекомендации:

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

Противопоказания:

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год):

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое развитие

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Словесный

• Практический

• Игровой

Формы работы:

• НОД

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Источник