Индивидуальный маршрут развития ребенка по адаптации

Татьяна Щербакова
Составление индивидуального маршрута развития ребенка

В своей публикации я остановлюсь на рассмотрении ряда вопросов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. А именно на психологической характеристики процесса адаптации; на технологии психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период; на технологии психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации и на разработке индивидуального образовательного маршрута.

2сл. Психологическая характеристика процесса адаптации.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Её необходимо рассматривать не как пассивное приспособление, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психического благополучия.

3 сл. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому,их необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

состояние иммунной системы;

— особенности обменных процессов;

— тип нервной системы и темперамента;

— тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

— психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях)

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания.Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителям.

Тяжело протекает адаптация также в том случае,если она неправильно организована:

— не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

—процесс адаптации ускоряется взрослыми:

— неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

4сл. Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей адаптация носит негативистический характер. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

У тормозимых, боязливых детей адаптация носит депрессивный характер. Активный протест проявляется с отсрочкой — в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное, движения заторможены, бедны, дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнат.

Существует так называемая псевдоадаптациия. Дети по — своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.

О подлинной адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

— положительный эмоциональный фон;

— продуктивность действий в новых условиях;

— гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

— инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня,бытовых процессов:

наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами. Для достижения этой цели разработана Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, автор Ю. А Афонькина.

5 сл. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства и адресованы детям третьего года жизни, также как и диагностические показатели (Н. д. Ватутина). Описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью (Е. В. Жердева, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.

В основу разработанной и представленной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.

6 сл. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Иными слова научить ребенка общению с новыми взрослыми и освоению нового пространства.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.

При разработке содержания программы автор исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится, прежде всего, как профилактическая.Все факторы объединяются в три группы:

7 сл. — новая организация взаимодействия со взрослыми;

— новая организация среды;

— необходимость взаимодействия с ровесниками.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из этапов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. В соответствии с факторами выделяются 3 этапа работы над программой психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.

Читайте также:  Почему важно раннее развитие ребенка это

8 сл. Первый этап — развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками — забавами, игры-шутки.

9 сл. Второй этап — освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон. Учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

10 сл. Третий этап — формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Решение этих задач достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности,имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя. Вся эта работа придерживается определенных принципов.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

— педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

— используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

— приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

— усвоение правил протекает в игровой форме;

— обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

При этом необходимо выполнять требования к организации взаимодействия:

— взрослый организует действие поочередно с ребенком;

— взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

— взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

— необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

— важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

— предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

— переключение;

— игры с песком, водой;

— игры с бытовыми предметами;

— пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

— спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

— игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

Кроме всего перечисленного,необходимо выполнять требования к проведению адаптационных игр:

— игра повторяется в течение дня несколько раз;

— при введении новой игры знакомые игры повторяются;

— задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; (например: после того, как вы наладили контакт с ребенком, переходите ко второму этапу – освоению пространства, но при этом ребенок не самостоятельно изучает предметную среду, а совместно с вами. Воспитатель называет предметы, обучает взаимодействию с ними. Таким образом, контакт с вами продолжается, но уже в более конструктивной деятельности).

— знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

— игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

— за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

11сл. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, воспитателю совместно с психологом необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. На первом этапе первичной диагностики определяются факторы, которые могут затруднить адаптацию. С этой целью проводится анкетирование родителей до посещения ребенком дошкольного учреждения (нажать кнопку). На основе ответов на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Полученные факты сравниваются с таблицей (нажать кнопку) «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго— третьего года жизни определяется прогноз на течение адаптации.Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

— нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

— несформированность культурно-гигиенических навыков;

— недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

12 сл. Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»

13 сл. На втором этапе проводится текущая диагностика.

Целью которой, является охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Наиболее эффективным методом является наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу (нажать кнопку) «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

В конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты (привлекаются к работе более активно педагог-психолог, родители и воспитатели, если есть проблема в протекании процесса адаптации).

14 сл. На третьем этапе проводится итоговая диагностика.

Целью, которой, является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Так же основным методом является наблюдение.

За ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результаты обсуждаются коллегиально совместно с воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка в возрасте от 2

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Индивидуализация работы с детьми — важнейшее условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутовопределяется следующими факторами:

— различен опыт отрыва от матери;

— различен уровень тренированности нервных процессов;

— отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

— по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания;

— дети отличаются по типу нервной системы;

— дети отличаются по темпу как психического развития в целом,так и их отдельных сторон: индивидуальный путь развития ребенка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи.

По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период». На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в карту сопровождения.

На примере разберем, как заполнить карту. У ребенка благоприятные факторы психофизиологического компонента,но наблюдаются факторы риска социально-психологического компонента: недостаточно выраженная способность к подражанию.Приемы поддержки со стороны воспитателя: игры на подражание, которые привлекают ребенка, при этом необходимо всячески поощрять малыша, говорить слова одобрения и поддержки.Со стороны педагога-психолога: наладить эмоциональный контакт, создавать ситуации успеха (предлагать игры, в которых у ребенка все получается хорошо, проводить психогимнастику. Родителям необходимо вселять в ребенка уверенность в своих силах и возможностях, быть терпеливыми.

В заключение своего выступлении хочу еще раз напомнить этапы адаптационного периода: развитие контактов со взрослым; освоение новой окружающей среды; развитие контактов со сверстниками. Переходить к каждому из них необходимо после того, как ребенок успешно освоит предыдущий этап. С «Картой индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период» работают в течение всего времени пока необходима поддержка, а возможно и коррекция адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Насколько пройдет успешной адаптация, конечно же, в первую очередь зависит от нас – взрослых, в которых ребенок должен видеть доброжелательных помощников.

Источник

Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду

Самусева Светлана Анатольевна,

воспитатель,

Старицина Вероника Михайловна,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка».

Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду

В настоящее время образование носит инновационный характер. Он заключается во внедрении компетентностного подхода: интеллектуальной, социальной компетенции и т.д. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение ребенком общественного опыта  происходит только в совместной деятельности и в общении с другими людьми. Взаимодействие ребёнка со сверстниками в игре является одним из основных компонентов социальной компетентности. В тоже время взаимодействие ребенка со сверстниками в игре – это показатель адаптации ребенка к детскому саду.

Картина адаптации ребенка к детскому саду диагностична в плане проявления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких родных, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным.

По данной проблеме мы стали работать в 2007-2008 учебном году, когда был набор детей во 2 младшую группу. Это дети, впервые поступали в детский сад. Всего поступивших детей — 15. Из них семь девочек и восемь мальчиков. В октябре-ноябре проводилось обследование по выявлению степени адаптации. Результаты адаптации таковы: Готовы к поступлению — 12 детей. Условно готовы — 2 человека. Не готовы — 1 ребенок. Также определили степень течения адаптации:

легкая адаптация (от 5 дней – до 1 недели) 10 детей;

адаптация средней тяжести (от 15 дней – до 3 недель) 4 детей;

адаптация усложненная (от 25 дней – до 5 недель) 1 ребенок.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что у трети детей наблюдаются проблемы во взаимодействии с взрослыми и детьми, вследствие чего частые пропуски детей детского сада по болезни, отрицательный общий эмоциональный фон поведения и пассивность во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, неприятие изменений привычной ситуации.

Результаты обследования взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками показали, что в общении детей со взрослыми средний уровень составляет 26,7 %, низкий уровень – 73,3 %.

В отношениях «ребенок – сверстники» низкий уровень составляет 66,7%, средний 33,3 %.

Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование отношений «ребенок – сверстники» находятся в прямой зависимости от сформированности отношений «ребенок – взрослый». То есть, чтобы научить детей общаться между собой, решать конфликты, необходимо решить задачу формирования умения вступать во взаимодействие со взрослым.

Полученные в ходе обследования данные позволили определить направления работы, составить индивидуальные маршруты. Мы определили направления и содержание работы. В составлении индивидуального маршрута мы опирались на результаты мониторинга и идеи Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Я.И. Ковальчук подчеркивает, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, «если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми».

Разница в два-три месяца имеет существенное значение для освоения образовательной программы. Поэтому мы не вправе применять усредненные подходы к развитию детей, использовать преимущественно фронтальные методы обучения. Нельзя также пытаться «подтягивать» одного ребенка к уровню развития другого, сравнивать детей между собой. Это антигуманно. Кроме того, следует помнить, что генетические и биологические законы игнорировать нельзя, как нельзя не принимать во внимание тот факт, что психическое развитие ребенка совершается в определенной последовательности и соответствующими темпами. А наша задача – обеспечить этот темп всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.

При составлении индивидуальных маршрутов мы руководствовались Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» и анализом зоны актуального развития каждого ребёнка.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 4 года физическое развитие

После проведения диагностических срезов, составляются индивидуальные маршруты.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКА ГРУППЫ 2 младшая группа «В»

МДОУ ЦРР ДС № 16 «ЛАСТОЧКА»

Ф.И. ребенка: _____________________

Проблемы

Декабрь

Янв.

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Социальные отношения

Ребенок и взрослые

1.

2.

3.

+-

+-

+-

+

+

Ребенок и сверстники

1.

2.

3.

+-

+-

+

+

Разработанный маршрут на каждого ребенка также является инструментом отслеживания результатов.

В маршрутах каждую неделю отслеживалось, насколько справился ребёнок с той или иной задачей или нет, результаты фиксировались знаками: « — » задача не усвоена;

« -, + » задача усвоена в некоторой степени;

«+» задача усвоена.

В своей деятельности мы наметили направления работы, а именно:

1. Ребенок и взрослые.

2. Ребенок и сверстники.

Только в такой последовательности можно обеспечить благоприятную адаптацию детей. При поступлении в детский сад ребенок учится общаться, вступать во взаимодействие со взрослым, только потом он вступает в общение со сверстниками.

В нашей работе мы также учитывали уровень развития детей, а также идеи деятельного подхода, предложенные Л.С. Выготским, Л. С.Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и т.д. Идеи ведущих специалистов в области педагоги позволили поставить цель работы: формировать элементарные способы общения в процессе адаптации между сверстниками, с взрослыми посредством проектирования индивидуальных маршрутов развития. В свою очередь цель мы конкретизировали в ряде задач.

Задачи:

1.Способствовать благоприятной адаптации и формированию социальной компетентности через внедрение деятельного подхода при проектировании индивидуального маршрута.

2.Организовать взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми с учётом их индивидуальных особенностей.

3.Привлечь родителей в процесс овладения детьми способами общения.

Направления

Задачи

Ф.И. ребенка

Планирование

Специально-организованная деятельность

Совместная

деятельность

Ребенок и взрослые

1. Формировать умение понимать взрослых людей по половому признаку.

2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви взрослых людей.

3. Формировать умение различать эмоциональные состояния взрослых: радостный, грустный, сердитый, испуганный.

4. Формировать умение выделять на картинках факты доброго отношения взрослых к детям и, наоборот.

Тема: «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».

Праздник Знакомства

Тема: «Прогулка в зимний лес».

Бал «Посвящение в жизнь детского сада»

Тема: « Грубость и драка».

Тема: «Шаловливые игры».

Тема: «Злой язычок».

Тема: «Цирк».

Тема: «В гостях у зайчихи».

Игра «Давайте познакомимся»

Игра «Лови – лови»

Игра «Чей голосок?»

Игра «Раздувайся пузырь»

Психогимнастические упражнения:

«Новая кукла»

«Баба-Яга»

«Золушка»

«Лисичка подслушивает»

«Кот Васька»

«В лесу»

«Кто съел варенье?»

Ребенок и сверстники

1. Формировать знания и умение различать изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви мальчика и девочек.

3. Формировать знания и умение различать элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный, сердитый.

4. Формировать умение устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей или игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями (понимает, что если кто-то плачет или огорчен, надо ему помочь).

В своей работе мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах деятельности, в дальнейшем применении результата данной деятельности и самооценки.

2. Деятельностный подход. То есть, формируем навыки общения в совместной деятельности.

3. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я — концепция». Он заключается как в изучении особенностей детей, так и в создании управляемой системы форм и методов индивидуального развития.

4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построение с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития. 

Социальная среда считается источником психического развития ребенка, который «врастает» в культуру и понимает самого себя через другого человека. Семья, как первая социальная общность, закладывает основы личностных качеств ребенка, обеспечивает опыт общения.

Изучение родительских запросов выявило необходимость обучать родителей взаимодействию взрослых с детьми в адаптационный период. Методами консультирования – психологического типа, методом тренингов, деловых игр и лекций. Для этого было разработано перспективное планирование работы с родителями по взаимодействию с детьми и сверстниками.

Перспективный план работы с родителями

Тема

Форма поведения

Срок проведения

Ответственный

1. «Адаптация без угроз».

2. Игра «Здравствуйте».

Консультация

Тренинг

Сентябрь

Воспитатели

1. «Адаптация к детскому саду» или искусство встречи вольных и невольных гостей».

2. «Международный симпозиум».

Консультация

Упражнение

Октябрь

Воспитатели

1. «Как помочь детям с нарушениями в общении?»

2. «Какие дети разные!»

Консультация

Ноябрь

Воспитатели

1.Праздник – знакомства.

Тренинг

Февраль

воспитатели

муз руководитель

1. «Дети – зеркало семьи»

Консультация

Март

воспитатели

1. День открытых дверей

Апрель

воспитатели

1. Успехи детей

2. «Страхи позади»

Выставка совместных работ детей и родителей. Родительское собрание

Май

Май

воспитатели

Это позволяет наглядно отслеживать процесс формирования взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

В апреле 2008 года было проведено повторное обследование сформированности социальных навыков.

Динамика формирования отношения «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники»

Ф.И.О.

Ребенок и взрослые

Ребенок и сверстники

с

к

с

к

1.

Кирилл

с

в

в

в

2.

Елизавета

с

с

с

с

3.

Анастасия Б

н

в

н

в

4.

Амаль

н

в

н

с

5.

Никита

н

в

н

в

6.

Арина

с

в

с

в

7.

Вадим

н

в

с

в

8.

Анастасия И.

н

в

н

с

9.

Полина

н

в

н

в

10.

Мигель

н

в

н

с

11.

Илья

н

в

н

с

12.

Константин

н

в

н

с

13.

Егор

н

в

н

с

14.

Вероника

с

в

с

в

15.

Мария

н