Индивидуальный маршрут развития для ребенка с алалией
разделы
содержание
I период
Динамика
II период
Динамика
III период
Динамика
Импрессивная
речь
- Формирование потребности в речевом общении.
- Понимание слов, обозначающих:
- предметы
- действия
- признаки
- Понимание и выполнение инструкций :
- одноступенчатых
- двухступенчатых
- трехступенчатых
- Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
- Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Различение количества предметов (много — мало — один)
- Различение величины (большой — маленький),
- Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
- Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
- Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки).
Экспрессивная речь
Словарь
- Вызывание
- аморфных слов
- звукоподражаний
- Формирование активного словаря:
- Существительные:
- логические группы
- части предметов
- Глаголы
Граммат. строй речи
- Словоизменение ед. и мн. число существительных;
- Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
- Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
- Согласование («Мой, моя, мое»).
Слоговая
Структура
- Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
- Слова разной слоговой структуры:
- 2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
- 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
- 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
- 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
- 2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
- 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).
Связная речь
- Уметь отвечать на поставленные вопросы
- однословным предложением (да, нет)
- простым двусоставным предложением
- простым распространенным предложением.
- Учить заканчивать фразу нужным словом
- Составлять предложения по картинке.
Общая и мелкая моторика
1. Имитация походки животных, птиц;
прыжки на 2-х ногах, на 1-й ноге.
2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.
3. Мелкая моторика:
- «Ладушки»,
- «Сорока — белобока»,
- «Рыбки»,
- «Птички клюют зерно»,
- «Коза»,
- «Заяц»,
- «Молоток»,
- «Человечки»,
- «Кольцо»,
- «Ножницы»,
- «Очки»,
- «Стол»,
- «Стул».
4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:
- «Кулак-ладонь»,
- «Стол-стул»,
- «Собери крошки со стола»,
- «Бусы»,
- «Мозаика»,
- «Разложи крупу»,
- «Закручиваем — откручиваем, застегиваем — расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
- «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
Артикуляционная моторика
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
- широко открыть рот,
- улыбка,
- трубочка,
- лопатка,
- жало,
- качели,
- маятник
Просодическая сторона речи
- Формировать длительный речевой выдох.
- Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
- Уметь произносить доступный речевой материал:
- шепотом – громко,
- ласково – сердито,
- низко – высоко.
Звукопроизношение
- Вызывать правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
- Закреплять правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
Психологическая база речи
1. развитие всех видов восприятия:
1.1. зрительного
- «Парные картинки»,
- «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
1.2. слухового
- «Угадай, что звучит?»,
- «Кто позвал?»,
- «Где звучит?»
1.3. тактильного
- конструирование предметов из палочек:
- по образцу
- по памяти
- «Зашей коврик»,
- «Чудесный мешочек»;
2. развитие памяти и внимания:
2.1. зрительной и зрительного:
- «Запомни, какой игрушки не стало?»,
- «Кто появился?»,
- «Запомни игрушки и найди их среди других»
- «Что изменилось?»;
2.2. слуховой и слухового:
- «Хлопни, как я»,
- «Чей молоток стучит (лиса I — II; заяц II ),
- «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми),
- «Запомни и повтори (2-3 слова),
3. развитие мышления:
- «Почтовый ящик»,
- «Доска Сегена»,
- пирамидка;
- «Составь целое» (картинки, кубики)
- 2 части
- 3 части
- 4 части
- «Что едим, что надеваем»,
- «Большой — маленький (кубики, матрешки)
- Сложи матрешку, (кубик в кубик).
- Покажи, где один — много; «много — мало».
Источник
Наталья Кротенко
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с дизартрией и алалией
Комитет образования и науки города Новокузнецка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» (ул. Жасминная, дом № 29, г. Новокузнецк Кемеровской области, 654028,тел. 39-14-11, ОКПО 37710452, ОГРН 1124253001641, ИНН / КПП 4253006219 / 425301001, E-mail: detskijsad-15@yandex.ru
Утверждаю
Заведующая ___Е. В. Вороненко
Приказ № ___ от “___” ___ 20__г
Индивидуальный образовательный маршрут
Разработчик: Кротенко Наталья Сергеевна
учитель- логопед
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на Диану Г., 14.05.2013 г. р.
Поступила в старшую логопедическую группу в возрасте 5 лет 4 мес. с заключением ТПМПК Дизартрия средней степени Синдром алалии ОНР (I уровень). Низкий уровень сформированности регуляторной сферы и познавательных процессов (№ 1052от 23.05.17)
Обращенную речь девочка понимает в полном объеме.
Моторика. Состояние общей моторики без особенностей, уровень развития мелкой моторики недостаточен, ведущая правая рука, при выполнениее упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья») наблюдаются неточности.
Артикуляционный аппарат строение без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движеий. Звукопроизношение. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения
Звуко-слоговая структура. Умеет воспроизводить слова 1-3–го типов, в более сложных конструкциях — затруднения.
Фонематическое восприятие. Грубо нарушена дифференциация парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков.
Грамматический строй. Не способна изменять по числам имена существительные с окончаниями –А, -Ы по инструкции без изменения основы слова (глаз – глаза, нос — носы). Наблюдаются аграмматизмы в согласовании прилагательного с существительным (например: красный кукла, существительного с числительным 1,2,5 (например: 5 дома)
Словарный запас. Словарь ограничен пределами обихода. В речи преобладают имена существительные, реже глаголы. Девочка не знает обобщающие слова.
Связная речь. Наблюдается отстование в развитие связной речи, при ответах на вопросы пользуется простыми словами, пересказа нет.
Логопедичекое заключение: Дизартрия средней степени, ОНР II уровень.
Направления коррекционно – развивающей работы Задачи коррекционно – развивающей деятельности Методы, приемы, способы Дидактические игры, упражнения, задания Форма оценки результатов работы
октябрь ноябрь декабрь
Моторика Упражнять в поочереднодном показывании, поднимании и перебиранием пальцев рук, поочередно правой и левой рукой, совместно обоими. Показ,
Повтор сопряженно,
Отраженно.
Кинизионогические упражнения типа «Колечко»
Игры типа
«Этот пальчик»
Артикуляционный аппарат Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционого апарата (точность движений, их плавность)
Выработка широкой, теплой, слабой рассеяной струи по направлению к передней части языка Выполнение упр. по подражанию взрослого,
• по образцу,
• по словесной инструкции.
Удержание позы на счет.
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Чистим широким язычком нижние зубки»
«Чашечка»,
«Вкусное варенье»,
«Чистим широким язычком верхние зубки»
«Сдуй снежинку с носика»
Звукопроизношение. Формировать у ребенка правильного звучания нарушенного звуков С, Ш
Использование двигательно — кинестетического метода, по подражанию.
На индивидуальных занятиях концентрический метод (использование базовых звуков для постановки других). «Повтори»
«Бусы»
«Найди звук»
«Найди букву»
Д. и. «Лото»
Звуко-слоговая структура Формирование умения воспроизводить слова 4-6 го типов Многократное повторение,
Повтор слов (сопряженно, отраженно). Игры типа «Повтори»
Фонематическое восприятие Формирование умения выделять заданный звук в начале слова (б-п, д-т)
Коментирование,
Проговаривание,
Ответы на вопросы. «Отбери картинку на заданный звук»
Игры типа «Какой звук спрятался»
Грамматический строй Упражнять в изменении существительных по числам,
в согласовании прилагательного с существительным, существительного с числительным Показ образца,
Коментирование,
Проговаривание,
Договаривание.
Игры типы «Один — много»,
«Какой, какая»
«Сколько»,
«Сосчитай»
Словарный запас Расширение и активизация словарного запаса: накопление колличественного словаря через тематическое ознакомление с окружающем миром с учетом основных частей речи Многократное повторение,
Повтор слов (сопряженно, отраженно,
Коментирование,
Проговаривание,
Договаривание. Игры типа «У кого что?»,
«Что у вас?»
«Назови общим словом»
Связная речь Формировать умения отвечать на вопросы распространенным предложениям Коментирование,
Поговаривание,
Ответы на вопросы.
Игры типа «Какая, какой»
«Повтори»
«Что запомнил?»
Условные обозначения оценки результатов работы:
0- не выполняет
1 – выполнить без помощи не может
2- вылоняет, с незначительной помощью
3 — выполняет самостоятельно
—
Источник
Тип дизонтогенеза
(отклоняющего развития)
Коррекционные задачи
Специалист
Используемые программы.
Режим занятий
Куда направлен
Тяжёлые речевые нарушения
- Алалия
- Ринолалия
- Дизартрия
Адаптация к образовательной программе
воспитатель
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Фронтальные занятия с индивидуальной поддержкой логопеда
Алалия
Развитие всех сторон речи:
- Формирование коммуникативных способностей
- Развитие понимания речи
- Развитие внимания и слухового восприятия
- Развитие активной подражательной речевой деятельности
- Развитие лексико-грамматических средств языка
- Развитие произносительной стороны речи
- Развитие самостоятельной фразовой речи
логопед
Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы её преодоления»
Кузьмина Н.И. «Воспитание речи у детей с моторной алалией»
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи»
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Дизартрия
- Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (гимнастика и массаж)
- Коррекция дыхания и голоса
- Развитие слухового восприятия и звукового анализа, формирование просодического компонента речи
- Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков
логопед
Архипова Е.Ф.
«Логопедическая работа с детьми раннего возраста»
Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР»
Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами».
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Ринолалия
- Нормализация деятельности артикуляционного аппарата
- Формирование артикуляции звуков
- Устранение назального оттенка голоса
- Дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа
- Нормализация просодической стороны речи
Автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении
логопед
Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков»
Соломатина Г.Н. «Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции»
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)
воспитатель
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
В рамках фронтальной работы в группе
Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)
психолог
Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию».
Консультирование воспитателя с опорой на социометрию.
Включение ребёнка в общую деятельность на занятия по основной программе
Музыкальный работник, воспитатель по физической культуре
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(в соответствии с программой более раннего возраста) под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Фронтальная образовательная деятельность
Развивать компенсаторный механизм становления психики и деятельности ребёнка с ОВЗ
дефектолог
«Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Серебряковой Н.В.
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах
Расширение практического опыта детей, объём их знаний и представлений об окружающем мире, формирование целенаправленных предметных действий.
дефектолог
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах
Источник
Тип дизонтогенеза
(отклоняющего развития)
Коррекционные задачи
Специалист
Используемые программы.
Режим занятий
Куда направлен
Тяжёлые речевые нарушения
- Алалия
- Ринолалия
- Дизартрия
Адаптация к образовательной программе
воспитатель
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Фронтальные занятия с индивидуальной поддержкой логопеда
Алалия
Развитие всех сторон речи:
- Формирование коммуникативных способностей
- Развитие понимания речи
- Развитие внимания и слухового восприятия
- Развитие активной подражательной речевой деятельности
- Развитие лексико-грамматических средств языка
- Развитие произносительной стороны речи
- Развитие самостоятельной фразовой речи
логопед
Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы её преодоления»
Кузьмина Н.И. «Воспитание речи у детей с моторной алалией»
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи»
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Дизартрия
- Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (гимнастика и массаж)
- Коррекция дыхания и голоса
- Развитие слухового восприятия и звукового анализа, формирование просодического компонента речи
- Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков
логопед
Архипова Е.Ф.
«Логопедическая работа с детьми раннего возраста»
Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР»
Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами».
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Ринолалия
- Нормализация деятельности артикуляционного аппарата
- Формирование артикуляции звуков
- Устранение назального оттенка голоса
- Дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа
- Нормализация просодической стороны речи
Автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении
логопед
Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков»
Соломатина Г.Н. «Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции»
Индивидуальная образовательная деятельность и в группах
Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)
воспитатель
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
В рамках фронтальной работы в группе
Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)
психолог
Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию».
Консультирование воспитателя с опорой на социометрию.
Включение ребёнка в общую деятельность на занятия по основной программе
Музыкальный работник, воспитатель по физической культуре
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(в соответствии с программой более раннего возраста) под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Фронтальная образовательная деятельность
Развивать компенсаторный механизм становления психики и деятельности ребёнка с ОВЗ
дефектолог
«Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Серебряковой Н.В.
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах
Расширение практического опыта детей, объём их знаний и представлений об окружающем мире, формирование целенаправленных предметных действий.
дефектолог
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах
Источник