Индивидуальной карты развития ребенка по адаптации детей в детском саду

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Источник

Татьяна Щербакова
Составление индивидуального маршрута развития ребенка

В своей публикации я остановлюсь на рассмотрении ряда вопросов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. А именно на психологической характеристики процесса адаптации; на технологии психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период; на технологии психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации и на разработке индивидуального образовательного маршрута.

2сл. Психологическая характеристика процесса адаптации.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Её необходимо рассматривать не как пассивное приспособление, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психического благополучия.

Читайте также:  Норма развития речи ребенка в 2 года 5 месяцев

3 сл. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому, их необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

состояние иммунной системы;

— особенности обменных процессов;

— тип нервной системы и темперамента;

— тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

— психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях)

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителям.

Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:

— не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

— процесс адаптации ускоряется взрослыми:

— неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

4сл. Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей адаптация носит негативистический характер. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

У тормозимых, боязливых детей адаптация носит депрессивный характер. Активный протест проявляется с отсрочкой — в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное, движения заторможены, бедны, дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнат.

Существует так называемая псевдоадаптациия. Дети по — своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.

О подлинной адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

— положительный эмоциональный фон;

— продуктивность действий в новых условиях;

— гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

— инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов:

наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами. Для достижения этой цели разработана Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, автор Ю. А Афонькина.

5 сл. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства и адресованы детям третьего года жизни, также как и диагностические показатели (Н. д. Ватутина). Описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью (Е. В. Жердева, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.

В основу разработанной и представленной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.

6 сл. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Иными слова научить ребенка общению с новыми взрослыми и освоению нового пространства.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года мальчика что должен уметь

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.

При разработке содержания программы автор исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится, прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединяются в три группы:

7 сл. — новая организация взаимодействия со взрослыми;

— новая организация среды;

— необходимость взаимодействия с ровесниками.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из этапов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. В соответствии с факторами выделяются 3 этапа работы над программой психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.

8 сл. Первый этап — развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов). Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками — забавами, игры-шутки.

9 сл. Второй этап — освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде). Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон. Учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

10 сл. Третий этап — формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Решение этих задач достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя. Вся эта работа придерживается определенных принципов.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

— педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

— используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

— приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

— усвоение правил протекает в игровой форме;

— обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

При этом необходимо выполнять требования к организации взаимодействия:

— взрослый организует действие поочередно с ребенком;

— взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

— взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

— необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

— важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

— предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

— переключение;

— игры с песком, водой;

— игры с бытовыми предметами;

— пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

— спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

— игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

Кроме всего перечисленного, необходимо выполнять требования к проведению адаптационных игр:

— игра повторяется в течение дня несколько раз;

— при введении новой игры знакомые игры повторяются;

— задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; (например: после того, как вы наладили контакт с ребенком, переходите ко второму этапу – освоению пространства, но при этом ребенок не самостоятельно изучает предметную среду, а совместно с вами. Воспитатель называет предметы, обучает взаимодействию с ними. Таким образом, контакт с вами продолжается, но уже в более конструктивной деятельности).

— знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

Читайте также:  Педсовет игра как средство развития ребенка

— игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

— за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

11сл. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, воспитателю совместно с психологом необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. На первом этапе первичной диагностики определяются факторы, которые могут затруднить адаптацию. С этой целью проводится анкетирование родителей до посещения ребенком дошкольного учреждения (нажать кнопку). На основе ответов на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Полученные факты сравниваются с таблицей (нажать кнопку) «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго— третьего года жизни определяется прогноз на течение адаптации. Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

— нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

— несформированность культурно-гигиенических навыков;

— недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

12 сл. Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»

13 сл. На втором этапе проводится текущая диагностика.

Целью которой, является охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Наиболее эффективным методом является наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу (нажать кнопку) «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

В конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты (привлекаются к работе более активно педагог-психолог, родители и воспитатели, если есть проблема в протекании процесса адаптации).

14 сл. На третьем этапе проводится итоговая диагностика.

Целью, которой, является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Так же основным методом является наблюдение.

За ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результаты обсуждаются коллегиально совместно с воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Индивидуализация работы с детьми — важнейшее условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами:

— различен опыт отрыва от матери;

— различен уровень тренированности нервных процессов;

— отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

— по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания;

— дети отличаются по типу нервной системы;

— дети отличаются по темпу как психического развития в целом, так и их отдельных сторон: индивидуальный путь развития ребенка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи.

По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период». На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в карту сопровождения.

На примере разберем, как заполнить карту. У ребенка благоприятные факторы психофизиологического компонента, но наблюдаются факторы риска социально-психологического компонента: недостаточно выраженная способность к подражанию. Приемы поддержки со стороны воспитателя: игры на подражание, которые привлекают ребенка, при этом необходимо всячески поощрять малыша, говорить слова одобрения и поддержки. Со стороны педагога-психолога: наладить эмоциональный контакт, создавать ситуации успеха (предлагать игры, в которых у ребенка все получается хорошо, проводить психогимнастику. Родителям необходимо вселять в ребенка уверенность в своих силах и возможностях, быть терпеливыми.

В заключение своего выступлении хочу еще раз напомнить этапы адаптационного периода: развитие контактов со взрослым; освоение новой окружающей среды; развитие контактов со сверстниками. Переходить к каждому из них необходимо после того, как ребенок успешно освоит предыдущий этап. С «Картой индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период» работают в течение всего времени пока необходима поддержка, а возможно и коррекция адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Насколько пройдет успешной адаптация, конечно же, в первую очередь зависит от нас – взрослых, в которых ребенок должен видеть доброжелательных помощников.

Источник