Педсовет игра как средство развития ребенка

ирина коноплина
Педсовет «Игра как приоритетное средство развития дошкольника»

ПЕДСОВЕТ

Тема: «Игра – как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель. Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта в педагогической науке

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры, способствовать творческому поиску.

Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»

Вступительное слово

Педсовет сегодня начнём со стихотворения, которое написали педагоги и дети одного из детских садов.

Играть мы любим очень, вы, знаете, друзья!

Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем сегодня новый век,

Без знаний и учёбы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять

Чего нам не хватает ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть

В семью, солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись, всё ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей,

Что снова поиграем в компании друзей.

Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями, мы взрослых назовём!

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом.

В игре формируются произвольное поведение, активизируются познавательные интересы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребёнок воссоздаёт действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям, а также развивается духовно. Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у него появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами становятся «родителями». Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребёнка. В игре ребёнок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребёнка, взрослые должны руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития.

Наши дети растут в непростое время. И всё же они – надежда и опора родителей. Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре: с её помощью он познаёт окружающий мир и учится в нём ориентироваться. В игре ребёнок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хоти, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребёнком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования.

Ход игры: выбор жюри, деление педагогов на две команды

1 задание: «Визитная карточка»

(приветствие команд, название, девиз)

2 задание: «Разминка»

1 команде. Что требуется для развития игровой деятельности?

(для развития игровой деятельности надо чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей, обладали необходимыми конструктивными умениями, чтобы были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему)

2 команде. Какой должна быть предметно-игровая среда?

(учёт предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей, учёт половых особенностей и предпочтения детей, стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальные творческие проявления, развитие положительных отношений между детьми)

1 команде. Какова роль взрослого в организации детской игры?

(взрослый руководит игрой, создаёт условия для её возникновения и развития, поддерживает и развивает сюжет, подсказывает что-то новенькое)

2 команде. Какие психологические процессы развиваются у ребёнка в игре?

(фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, целенаправленное произвольное поведение)

1 команде. Чем отличается сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, режиссёрская игра?

(основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, где ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её самостоятельно. Элементы сюжетно-ролевой игры: игровой замысел – сюжет, игровые действия – роли. Игра – драматизация – разыгрывание в лицах литературных произведений. Сюжет можно видоизменять. В режиссёрской игре ребёнок проявляя творчество и фантазию, сам создаёт сюжет игры, определяет её участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Главный компонент в режиссёрской игре – речь)

Читайте также:  Как конструктор лего влияет на развитие ребенка

2 команде. Каким должен быть стиль общения между ребёнком и взрослым в игре?

(детям не безразличен стиль общения, малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, творить, видеть в педагоге не покровителя, а товарища по игре)

3 задание: «Игра за столом»

Ведущий крутит волчок.

1 сектор. Педагогические ситуации

1 команде «Маша, Ваня и Антон решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля – говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан» — запротестовали Маша и Антон».

Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники?

2 команде «Дети решили играть в игру «Космическое путешествие». Максим самый первый быстро взял себе все игрушки: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи. «А нам чем играть? Раз всё взял, сам и играй, не будем с тобой играть – сказали дети».

Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

1 команде «Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя»

Какова должна быть реакция педагога?

2 команде «Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается»

Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?

2 сектор. Сюжетно-ролевые игры младшего и среднего возраста.

1 команде. Назовите приёмы руководства играми малышей.

(участие воспитателя в играх)

2 команде. Сформулируйте задачи руководства играми малышей.

(обогащение и развитие игровых действий, развитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом)

1 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Шофёры»

2 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Семья»

3 сектор. Сюжетно-ролевые игры.

1 команде. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом.

(магазин, больница, почта, школа, парикмахерская, автосервис, бензозаправка, кафе и др)

2 команде. Назовите общественно-политические сюжетно-ролевые игры.

(«в войну», «индейцев», митинг, «в выборы», «спасатели»)

1 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Морской порт»

(корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки и др.)

2 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Переправа»

(шлюзы, корабль, машины, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки люди)

Чёрный ящик

Против знатоков играет медсестра детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.

(наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Против знатоков играет заведующая детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!

2 команде. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры.

(Жуковская В. И., Усова А. П., Менджерицкая Д. В., Михайленко Н. Я., Эльконин Д. Б., Щербакова Е. И.)

Против знатоков играют родители. Внимание! Вопрос!

1 команде. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру.

(оказывать поддержку, выдвигать на центральные роли)

2 команде. Надо ли запрещать военизированные игры?

(нет, даже если убрать все пистолеты и автоматы, ребёнок всё равно найдёт возможность поиграть в «войнушку», такие игры предназначены для выражения и ослабления эмоционального и психологического состояния ребёнка)

Подведение итогов.

(время ответов, активность групп, полнота ответов, творчество и компетентность участников игры)

Решение педсовета:

• в целях совершенствования условий для организации сюжетно-ролевых игр, в группах пополнить развивающую среду, атрибуты для игр в соответствии с возрастом и ФГОС;

систематически планировать и проводить сюжетно-ролевы

Источник

Гребенкина Ольга
Выступление на педсовете «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Читайте также:  Уровень развития достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.

Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски», чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Средство всестороннего воспитания личности.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей младшего возраста.

Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Эстетическое воспитание:

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание:

Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.

Дидактические игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно.

Виды дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку, «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.

Читайте также:  Психолог в центре развития ребенка

Дидактическая задача.

Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в ввиду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять своеобразие дидактических игр.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие — определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие — предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Источник