Индивидуальное развитие ребенка в начальной школе

Индивидуальное развитие ребенка в начальной школе thumbnail

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап — результативно-коррекционный

1 этап — информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

— наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап — организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

— диагностика познавательной деятельности учащихся;

— исследования эмоционально-личностной сферы;

— диагностика межличностных отношений;

— диагностика психологического здоровья;

— исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

Читайте также:  Музыкального развития личности ребенка в детском саду

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях начальной  школы

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это физическое, интеллектуальное, политическое, правовое, экологическое, эстетическое развитие.

Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе.   Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности стать и быть самим собой. Начальная  школа и классный руководитель являются следующей ступенькой после детского сада в развитии личности ребенка, потому что большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. Основной целью деятельности учителя начальных классов является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь ему в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятельности.   Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти и развивать. Начинаю работу с классом совместно с психологом  с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. В нашей гимназии у каждого класса свой психолог, который сопровождает детей в течение всего периода обучения с 1 по 11класс. На уроках  перехожу от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а в основном помогает детям учиться самостоятельно, больше наблюдаю за действиями детей, пытаюсь выявлять побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать.  Использую вариативные дидактические карточки, которые дают возможность ребенку самому выбрать работу, работать в паре или индивидуально. Творчество – это источник индивидуальности, поэтому  стремлюсь создавать  творческую атмосферу в классе, где есть возможность проявлению и развитию своих склонностей и способностей.  Создание  атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе, одновременно развивая  индивидуальные способности школьников, все это прекрасно сочетается с личностно ориентированным обучением, при котором огромное внимание уделяется развитию  способностей и особенностей детей, заложенных в них природой. В режиме гимназии отводится время самоподготовке, поэтому учитель организует деятельность детей. Во время самоподготовки использую  личностное включение школьника в процесс, когда  ребенок сам направляет  и контролирует свою деятельность, может обратиться к учителю и к одноклассникам. Таким способом обеспечивается комфортное психологическое самочувствие детей при выполнении домашнего задания, резкое снижение конфликтов во внеурочное время. Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенний «Царица Осень»,  новогодний спектакль, День гимназии, конкурсы для мальчиков и пап к 23 февраля,  концерт для мам, посвященный 8 Марта, спортивные соревнования «Веселые старты», игры по станциям, праздник, посвященный окончанию учебного года. Понимая, что для ребенка мама и папа, бабушки и дедушки – самые первые учителя, мы семью привлекаем при организации свободного времени детей. Они занимаются совместно с детьми изготовлением костюмов, декораций, подготовкой призов. По окончании летних каникул в творческих работах « Наше лето!» ребята делятся своими впечатлениями о летнем отдыхе. Стараюсь не оставлять без внимания творческие успехи наших учеников, награждая их почетными грамотами, вручая благодарности.  Моя обязанность заботится о том, чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе, тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Реализуют свои таланты ребята, и участвуя в различных проектах классных, школьных. В начальной школе очень важно создавать ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность, Необходимо учитывать индивидуальные результаты каждого ученика. Оценивание ребенка педагогами практически всегда происходит в сравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными другими детьми. К тому же оценивание часто происходит количественно: в виде отметки. А вот за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности, соотнося  с ситуацией, с самочувствием ребенка  веду свое оценивание результата: Дерево успеха, Мешок подарков, Цветок радости. Еще мы  с детьми ведем Портфолио.  Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  и проследить индивидуальный прогресс учащегося  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Грамоты и благодарности занимают достойное место в папках достижений. По окончании праздников, после посещения театров и экскурсий, конкурсов ребята пишут отзыв, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе. Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, К. Коган, Б. М. Теплова), анализируя практический опыт других учителей гимназии, пришла к выводу, что воспринимать надо ребенка вне зависимости от того, что и как он делает,  уважать и принимать его таким, какой он есть. Внимательно относится ко всем проявлениям творческой активности школьников.

Читайте также:  Таблицы развития ребенка рост масса

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. «Проблемы психологии личности» Москва, 1977.

2. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность»

Москва, 1975.

3.А. и В. Петровских «Развитие личности»

4. Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.

Источник

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40

с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»

Программа

индивидуального развития младшего школьника

«Я – перспективная личность»

Из опыта работы

классного руководителя

3в класса МОУ «СОШ №40»

 Даниловой Ларисы Яковлевны

 Чебоксары- 2011 год

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других.     Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий — целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.                      

Цель программы:

  1. формирование здоровой, компетентной, социально активной  личности,
    имеющей определенную гражданскую позицию.

Задачи:

1.        Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала  ученика, повышение его общественного и личностного статуса;

2.        Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

3.        Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

4.        Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.

Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:

1.        «Интеллект»

Вид  работы классного руководителя:

  1. формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Формы внеклассной работы:

          интеллектуальные конкурсы, викторины;

          интеллектуальные бои, ранги, дебаты.

2.        «Здоровье»

Вид  работы классного руководителя:

  1. показать значимость физического и психического здоровья

Формы внеклассной работы:

          спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;

          Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;

           дни здоровья.

3.        «Гражданин»

Вид работы классного руководителя:

  1. формирование у учащегося  соответствующих знаний о праве, правовых нормах

Формы внеклассной работы:

          Конкурсы, викторины по правовой тематике;

4.         «Общение»

Вид работы классного руководителя:

  1. передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .

Формы внеклассной работы:

      тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

          Тренинги общения учащихся и их родителей;

          Праздники, конкурсы, дебаты.

5.        «Нравственность»

Вид  работы классного руководителя: 

  1. помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.

Формы внеклассной работы:

          Тренинги нравственного самосовершенствования;

          классные часы по теме нравственность.

6.        «Досуг»

Вид  работы классного руководителя:

  1. создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы внеклассной работы:

          Посещение разных кружков;

          Посещение театров, музеев, выставок;

          Празднование памятных дат календаря.

7.         «Экология» 

Вид  работы классного руководителя:

  1. формирование экологического мировоззрения.

Формы внеклассной работы:

          Благоустройство  нашей улицы;

          Работа на пришкольной территории, на клумбах;

          Изготовление скворечников, кормушек.

8.        «Семья»

             Вид  работы классного руководителя:

  1. максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

Формы внеклассной работы:

          Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;

          Дни открытых дверей;

          Тренинги родительского взаимодействия.

Виды деятельности учащегося:

  1. Учебная деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Общественно-полезная деятельность;
  4. Творческая деятельность;
  5. Спортивно — оздоровительная;
  6. Экологическая деятельность.

Предполагаемые  результаты:

          физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;

          компетентная, социально активная  личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;

          культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;

          творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;

          гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;

Этапы индивидуального развития ребенка:

1 этап — Информационно – аналитический

Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На этом  этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:

          метод анализа документов;

          метод независимых характеристик;

          наблюдение;

          беседа;

          анкетирование (самого подростка, его родителей)

          тестирование

По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.

  1. Общие сведения об ученике
  1. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
  1. Взаимодействие с классом:
  1. Учебная деятельность
  1. Направленность личности учащегося и специальные способности:
  1. Здоровье школьника:

2 этап- Диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:

          диагностика познавательной деятельности учащихся;

          исследования эмоционально-личностной сферы;

          диагностика межличностных отношений;

          диагностика психологического здоровья;

2.        Компьютеризация  полученных результатов.

Карта личностного развития ученика …

1.Здоровье

Группа здоровья

Хронические заболевания

Количество дней, пропущенных по болезни

Особенности функционирования нервной системы

основная

————

12

Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко  переключается на другой вид деятельности

2. Успеваемость —  хорошая

3. Внешкольные занятия — спортивная секция

Читайте также:  Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка

4. Развитие познавательных способностей

Способы познания (зритель, слушатель, деятель)

Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение)

Прочность усвоения знаний и умений

Легкость усвоения знаний

деятель

2 балла

2 балла

2  балла

5.Социально- личностное развитие

Патриотизм

Товарищество

Уважение старших

Доброта

Честность

Трудолюбие

Бережливость

Дисциплинированность

Прилежание

Любознательность

Любовь к прекрасному

Стремление быть сильным, ловким, закаленным

2балл

3балл

2балл

2балла

1балл

2балл

2балл

1балл

2балл

3балл

2балла

3балла

Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:

  1. 3 балла — высокий
  2. 2 балла — средний
  3. 1 балл —  низкий

Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:

  1. Умственное
  2. Физическое
  3. Нравственное
  4. Эстетическое
  5. Экономическое
  6. Экологическое
  7. Правовое

Умственное

Трудовое

Физическое, здоровье

Нравственное

Эстетическое

Экологическое

Правовое

Посещение группы продленного дня.

Подготовка и участие  в интеллектуальных играх и НПК

Беседа «Без труда и рыбки из пруда…»

Уборка кабинета

Уборка территории вокруг школы

Посещение кружка по борьбе

Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы

Уроки санитарии

Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Беседы по этическим темам

Привитие привычки бережно относиться к другим людям.

Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность

Чтение художественной литературы

Посещение театров и выставок  

Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам

Уборка территории вокруг школы

Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Соблюдение «Правил для учащихся»  и

«Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня.

В  конце  1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:

  1.  Активное участие во всех мероприятиях;
  2.  Имеется желание получать хорошие оценки;
  3. Больше доброжелательности по отношению к окружающим.

 Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.

Месяц

Развитие интеллектуальных способностей и

любознательности

Воспитание патриотизма

Воспитание товарищества

Воспитание

честности

Воспитание бережливости

Воспитание прилежания, аккуратности

Воспитание дисциплинированности

Воспитание любви

к  прекрасному

 январь

Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла

Урок «Государст-венная символика России»

  Беседа «Дружный класс»

 Беседа

«По одежке встречают, по уму провожают»

Беседа о соблюдении правил поведения

Февраль

 Проведение тренингов   (отв. психолог)

Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества

Проведение игр на сплочение коллектива

Парта — не альбом и не тетрадь (обсуждение)

Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей

 Обсуждение отдельных поступков  Максима

  Составление презентации «Зимняя краса»

март

Игры на развитие  внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игра-конкурс «Путешествие по родной стране».

Проведение игр на сплочение коллектива

Постоянный контроль за внешним видом

Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей

 Апрель

 Развитие речи

Беседа об известных людях г. Чебоксары

Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!»

Психологический тест (психолог)

Урок- обсуждение «  Бережливый человек»

 Беседа     «Твой внешний вид»

Классный час « Наш класс на перемене»

 Участие в конкурс фотографий

«Весна – красна»

Май

 Подготовка к итоговым контрольным работам

  Герои Великой Отечественной войны нашей республики

Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным»

Беседа о поведении

 .

В мае 2011 года подводится  итог, чтобы поставить задачи на следующий год.   

Источник