Индивидуальная работа с ребенком в средней группе по развитию речи

Индивидуальная работа с ребенком в средней группе по развитию речи thumbnail

Наталья Калько
Индивидуальная работа по развитию речи. Лексическая тема: «Мебель»

Цель: закрепить знания детей по теме; продолжать работу по формированию грамматического строя речи; звуковой культуре речи; развитию связной речи.

Ход.

Организационный момент.

У всех людей есть дом, в котором они живут. У Незнайки тоже есть дом, и он приглашает к себе в гости. Хотите попасть в дом Незнайки? Но на двери весит замок, давайте его откроем.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери весит замок быстрое соединение пальцев обеих рук в замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, пальцы сцеплены руки тянутся в стороны

Покрутили, движения сцепленными пальцами от себя к себе

Потянули основания ладоней стучат друг о друга

И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в стороны

Посмотрите, какой красивый дом, а мебели в нем нет. Где ее можно взять?

Правильно, можно купить в мебельном магазине.

В магазине много мебели, давайте узнаем чего и сколько в нем.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

Цель: закреплять умения согласовывать существительные с числительными.

На столе выкладываются картинки с изображением мебели, с ними рядом кладем цифру. Что это? Сколько их в магазине? (7 столов, 5 шкафов, 3 дивана и т. д.)

Чтобы приобрести что-то в магазине, нужно правильно назвать, где находится предмет. Дидактическая игра «Определи место»

Цель: упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

Скажи, где находится стол?

Стол находится в верхнем ряду справа.

Где находится диван?

Диван находится в нижнем ряду, по середине. И т. д.

У Незнайке в доме много комнат и в каждую надо поставить мебель.

Дидактическая игра «Расставь мебель»

Цель: закрепить умения делить слова на на слоги. На кухне мы поставим ту мебель, в словах которых 1 слог (стол, стул, шкаф)

В гостиной поставим мебель в словах, которых 2 слога.

(диван, кресло, сервант, полка)

В спальне будет стоять та мебель, в словах, которых 3 слога.

(шифоньер, тумбочка, кроватка)

Много теперь в квартире мебели

Пальчиковая физминутка «Много мебели в квартире»

1,2,3,4 много мебели в квартире ритмичное сжимание и разжимание пальцев

В шкаф повесим мы рубашку, по очереди дети загибают пальцы обеих

А в буфет поставим чашку, рук начиная с большого пальца

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом

Чай с вареньем дружно пили, по очереди дети хлопают в ладоши

Много мебели в квартире. и кулачками

Много мебели в квартире? А какая она?

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Цель: закреплять умения подбирать слова признаки.

Скажите дети, а какая же мебель теперь у Незнайки в доме?

(новая, красивая, удобная)

Стол – деревянный, большой, овальный, обеденный, красивый.

Стул – удобный, жесткий, деревянный, маленький.

Диван – мягкий, кожаный, удобный, новый, красивый.

Шкаф – высокий, прямоугольный, двухстворчатый, широкий, посудный, платяной.

Кровать – односпальная, узкая, детская, удобная, двуспальная.

Тумбочка – низкая, квадратная, полированная, светлая.

Стал Незнайка готовиться к встрече гостей, да все перепутал, ничего не понятно, что он делал. Давайте поможем ему и правильно составим предложения.

Дидактическая игра «Исправь предложения»

Цель: развивать связную речь.

Стол, в, поставил, Незнайка, гостиной.

Незнайка поставил стол в гостиной.

Стоят, стола, вокруг, стулья.

Чашки, из, Незнайка, достал, буфета.

Лежит, сладостей, на, много, столе.

Упражнение «Штрихование мебели»

Цель: развивать мелкую моторику рук

После чаепития друзья Незнайки будут отдыхать, сидя на креслах. Давайте сделаем их яркими и красивыми. Штриховать нужно аккуратно, в одном направлении.

Мы Незнайке очень помогли, и теперь он может пригласить в гости своих друзей коротышек.

Источник

«План индивидуальной работы с детьми средней группы №1

( методическое обеспечение Францева И.М.).

Отношение к труду.

Индивидуальная работа.

1.Крылова Алина

2.Забродин Никита

3.Логунов Артем

4.Никитина Карина

5.Самошкина Маша

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.

  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.

  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.

  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.

  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.

  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.

  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.

Математика.

Индивидуальная работа.

1. Никитина Карина

2.Ермошкин Влад

3.Юнин Миша

4. Куплинов Никита

5.Лосева Юлдя

6. Мордовин Артем

7.Козина Алина

8.Рожков Никита

9.Сивков Миша

  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.

  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»

  • Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко – низко, широко – узко.

  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.

  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.

  • Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.

  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.

  • Пальчиковые игры.

  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.

  • Д/ игра «Урожай» — счет до трех.

  • Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.

Читайте также:  Скачать бесплатно глен домана гармоничное развитие ребенка

Творческо-продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

1Ширяев Егор

2.Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4.СамошкинаМаша

5.Митрушина Уля

6.Логунов Артем

7.Руднева Кира

8.Забродин Никита

9. Куплинов Никита

  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.

  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.

  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.

  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики

  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.

  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.

  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.

  • Д/ игра « Какой» — различать и называть цвета

  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.

  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.

Развитие речи.

Индивидуальная работа.

1. .Логунов Артем

2. Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4. Рожков Никита

5.Сивков Миша

6. Никитина Карина

7.Ермошкин Влад

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Игровая деятельность.

Индивидуальная работа.

1. Мордовин Артем

2.СамошкинаМаша

3.Митрушина Уля

4.Логунов Артем

5.Забродин Никита

6.Козина Алина

  • Д/ упражнение сложи пирамидку» — умение сооружать постройку.

  • Д/ игра «Кубики» — собери картинку.

  • Д/ игра «Катание кукол» — что можно делать с игрушками.

  • Д/ игра накроем стол» — закрепить предметы, продукты, действия.

  • Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» — расширить знания о предметах, действиях.

  • Д/ игра «Кукла заболела» — расширить знание о больнице.

  • Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.

  • Д/ игра «Сделай то – то» — дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.

  • Д/ упражнение «День рождение зайчика» — учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.

Мир природы.

Индивидуальная работа.

1.Ширяев Егор

2. Руднева Кира

3.Забродин Никита

4. Мордовин Артем

5.СамошкинаМаша

6. Митрушина Уля

7.Рожков Никита

8.Никитина Карина

  • Д/ игра «Домашние животные» — учить различать, называть д. животных и их детенышей.

  • Д/ игра «Кто к нам пришел» — учить узнавать диких животных.

  • Д/ игра «Чудесный мешочек» учить различать овощи и фрукты.

  • Д/ игра «Чей листочек» — учить называть деревья.

  • Д/ игра «Огород» — учить узнавать и называть садовый инвентарь.

  • Д/ игра «Кто что ест» — учить узнавать, чем питаются птицы животные, люди.

  • Д/ упражнение «Времена года» — учить определять по картинке время года и приметы.

  • Д/ упражнение «Что нужно цветам» — учить ухаживать за комнатными цветами.

  • Д/ игра «Паровозик» — учить определять цвет.

Мир социальных отношений.

Индивидуальная работа.

1. Мордовин Артем

2.Логунов Артем

3. Рожков Никита

4. Никитина Карина

5. Сивков Миша

  • Д/ игра «Поручения» — учить различать и называть игрушки, закреплять название окружающих предметов, название вещей.

  • Д/ игра «Я и мой друг» — учить заботиться о друге.

  • Д/ игра «Заболела кукла» — учить сопереживать и заботиться о больных.

  • Д/ игра «Кто что делает» — учить наблюдать за детьми, как они дружно играют.

  • Д/ игра «Гости» — учить правильно, принимать гостей, пользоваться добрыми словами.

  • Д/ игра «Мои вещи» — учить бережно, относиться к вещам и ухаживать за ними.

  • Д/ игра « Помоги маме» — учить заботиться о родных людях, помогать.

Источник

Перспективное календарно – тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста

Блок

«Я и детский сад»

Сентябрь

Лексическая тема. Форма работы

Программные задачи

«Мы дружные ребята»

Игры «Как зовут моего друга», «Мы – дружные ребята»

Обсуждение «Надо ли учиться говорить?»                                  

Рассматривание фотоальбома «Вот у нас, какие детки»

Чтение стихотворения О. Высоцкой «Детский сад»

Читайте также:  Сайт для онлайн развития ребенка

Развивать наблюдательность, связную речь. Формировать доброжелательное отношение к другу.

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Вызвать у детей симпатию к сверстникам.

Познакомить со стихотворением, помочь увидеть красоту поэзии.

«Опасные ситуации»

ЗКР «Повтори»

Игры «Дети на дороге»

Обсуждение «Инструкций по ОБЖ »

Рассматривание иллюстраций по ОБЖ

Чтение стихотворения А. Усачова «Правила дорожного движения»

Формировать умение четко повторять звуки, вырабатывать силу звукоподачи и интонационную выразительность.

Формировать представление о важности соблюдения правил безопасной жизнедеятельности.

Познакомить со стихотворением, способствовать обогащению опыта восприятия информации в образной форме.

«Краски осени»

«У осени в гостях. Деревня и город»

ЗКР «Чьи песенки живут в словах?»

Игры «С какого дерева детки?», «Осень наступила»

Обсуждение «Листопад», «Чем город отличается от деревни»

Рассматривание рябины.

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Формировать умение сравнивать слова по звучанию. Познакомить с понятием «звуки».

Формировать знания детей о характерных признаках осени, обогащать словарный запас.  Активизировать в речи названия деревьев, раскрыть понятие «листопад».

Формировать умение узнавать рябину, составлять краткое ее описание.

Познакомить со стихотворением об осени, приобщая детей к поэзии и развивая поэтический слух.

Октябрь

«Осень в деревне. Фрукты и овощи»

ЗКР (звук [у])

Игры «По грибы, по ягоды», «Один — много»

Обсуждение «Что из чего получается»

Рассматривание овощей и фруктов

Чтение стихотворения В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»

Упражнять в четкой артикуляции звука [у].

Помочь классифицировать овощи и фрукты по признакам, дополнить и уточнить представления об их пользе. Формировать умение правильно употреблять существительные в форме множественного числа.

Формировать умение составлять описательный рассказ об овощах по плану и образцу воспитателя. Формировать положительное отношение к поэзии.

«Осень в лесу. Дикие животные»

ЗКР (звук [о])

Игры «Назови родителей», «Кто больше?»

Обсуждение «Зачем звери готовятся к зиме?»

Рассматривание картин «Мир животных»

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Упражнять в четком произношении

звука [о] в словах.

Познакомить детей с животными  наших лесов и условиями их обитания. Формировать умение называть характерные признаки животных и развивать умение производить сравнительный анализ, используя сложноподчиненные предложения. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки и оценке характеров и поступков героев.

«Я в этом мире – Человек»

Ноябрь

«Какие мы разные. Одежда. Обувь»

ЗКР (звук [ы])

Игры «Мальчик и девочка», «Найди пару», «Угадай, чего не стало»

Обсуждение «Для чего нужна одежда?»

Рассматривание альбома «Наша одежда»

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Упражнять в четком произношении звука [ы].

Формировать умение видеть признаки сходства и различия детей и выражать их в речи.

Знакомить детей с особенностями одежды и обуви, формировать представление о их назначении. Устанавливать связь между выбором одежды и погодой.

Познакомить с новой сказкой. Развивать умение замечать и использовать «сказочные слова», образные выражения.

«Моя семья»

ЗКР (звуки [м], [м’])

Игры «Кто с тобой живет?», «Назови ласково»

Обсуждение «Как мы помогаем маме»

Рассматривание семейных фотографий

Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Упражнять в четком произношении звуков [п], [п’ ].

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Уточнить назначение и название отдельных предметов посуды. Развивать навыки монологической речи.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, цвету, подбирать определения, согласовывая прилагательные с существительными в роде, числе.

Познакомить с новой сказкой.

Декабрь

«Зимушка – Зима»

«Идет волшебница Зима»

ЗКР (звуки [б], [б’])

Игры «Когда это бывает?», «Доскажи словечко»

Обсуждение «Что изменилось в природе с приходом зимы?»

Рассматривание картины «Не боимся мороза» с составлением рассказа.

Чтение стихотворение И. Сурикова «Зима»

Упражнять в четком произношении звуков [б — б’].

Дополнить знания детей о временах года, характерных для них явлениях природы. Развивать связную речь, способность концентрировать внимание.

Рассматривая картину, составлять небольшой рассказ, отражающий ее содержание.

Учить читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

«Встреча Нового года»

ЗКР (предлоги «на», «в», «за»)

Игры «Когда это бывает?», «Скажи со словом «новогодний»

Обсуждение «Традиции встречи Нового Года»

Рассматривание елочных игрушек

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Упражнять детей в употреблении в речи существительных с предлогами «на», «в», «за».

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Побуждать детей, при рассматривании игрушек, называть их цвет, детали, назначение.

Формировать умение понимать идею сказки, оценивать характеры героев.

Январь

«Зимние виды спорта»

ЗКР (звуки [н], [н’])

Игры «Угадай вид спорта», «Кому что?»

Обсуждение «Каким видом спорта я хочу заниматься»

Рассматривание иллюстраций «Зимняя Олимпиада»

Чтение произведения Е. Багрян «Маленький спортсмен»

Упражнять в четком произношении звуков [н], [н’].

Формировать представление детей о зимних видах спорта, называть действия спортсменов, используемый ими спортивный инвентарь, познакомить с некоторыми спортивными правилами.

Читайте также:  Занятия для успешной развития ребенка

Развивать умение согласовывать слова в словосочетаниях, составляя описательные рассказы.

Поддерживать у детей интерес к спорту.

Познакомить детей с новым литературным произведением.

Январь

«Мой город»

«Наземный транспорт»

ЗКР (звуки [г], [г’])

Игры «Светофор», «Куда едет машина?»

Обсуждение «Что мы знаем об автомобилях специального назначения»

Рассматривание карточек с изображением спецтранспорта

Чтение стихотворения С.Михалкова «Светофор»

Упражнять в четком произношении звуков [г], [г’].

Познакомить детей с наземным транспортом, его видами, их составными частями и назначением. Формировать знания о специальных видах транспорта, учить сравнивать и выделять специфические особенности строения машин.

Приобщать детей к поэзии, развивая поэтический слух.

Февраль

«Воздушный транспорт»

ЗКР (звук [й])

Игры «Узнай и покажи», «Назови ласково»

Обсуждение «Чем похожи и чем отличаются?»

Рассматривание карточек с изображением самолета и вертолета

Упражнять в четком произношении звука [й].

Расширить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных видах транспорта, учить их сравнивать, выделяя характерные особенности. Развивать наблюдательность, навыки творческого рассказывания, активизировать словарь.

«Наши мамы, наши папы»

«Мужские профессии»

ЗКР (звуки [в], [в’])

Игры «Назови профессию», «Кем работает папа?»

Обсуждение «Кем стать?»

Рассматривание картин  с изображением военных из разных родов войск

Чтение рассказа Л. Кассиля «Твои защитники»

Упражнять в четком произношении звуков [в], [в’].

Уточнить и расширить представление детей о мужских профессиях. Познакомить с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других: военный, пожарный, милиционер.

Познакомить детей с новым рассказом, эмоционально откликаться на его содержание.

Март

«Весна»

«Удивительная природа»

ЗКР (звук [з])

Игры «Кому нужна вода», «Небо. Земля. Вода»

Обсуждение «Вода в жизни человека»

Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»

Упражнять в четком произношении звуков [с], [с’].

Формировать представления детей о первых весенних изменениях в природе, наблюдать, самостоятельно находить эти признаки. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Приобщать детей к поэзии, развивать память, внимание.

«Перелетные птицы»

ЗКР (звуки [з], [з’])

Игры «Угадай», «Летает – не летает», «Скажи, что общего»

Обсуждение «Как мы встретим скворцов»

Рассматривание картин из серии «Перелетные птицы»

Чтение рассказа Н. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг»

Упражнять в четком произношении звуков [з], [з’].

Активизировать в речи детей названия перелетных птиц, описывать их внешний вид, называть место обитания. Познакомить с правилами поведения в период гнездования птиц.

Обсудить содержание нового рассказа, выяснить, как мы будем встречать скворцов. Развивать внимание, мышление.

Апрель

«В мире искусства»

«К звездам на ракете»

ЗКР (звук [ш])

Игры «Звезды на небе», «День – ночь»

Обсуждение «Земля – какая она?»                                        

Рассматривание детской карты «Космос»

Чтение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом»

Упражнять в четком произношении звука [ш].

Формировать представление детей о космосе, Вселенной. Расширить представление о Солнце, Земле, обогащая и активизируя активный словарь. Объяснить  происхождение непонятных слов.

Формировать интерес к литературе научного характера.

«Народный костюм»

ЗКР (звук [ч’])

Игры «Подбери признак», «Мой. Моя»

Рассматривание картин из серии «Народные костюмы», экспонатов выставки «Пасхальные яйца»

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»

Упражнять в четком произношении звука [ч’].

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси.

Формировать умение при составлении описательного рассказа, называть характерные признаки, строить законченные предложения. Побуждать детей активно участвовать в инсценировке и драматизации сказки.

Май

«В мире природы»

«Цветы и насекомые»

ЗКР («согласные звуки»)

Игры «Собери букет», «Назови ласково», «Кто, где спрятался?»

Обсуждение «Что мы видели на поляне»

Рассматривание картины «На поляне»

Чтение стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»

Развивать умение различать звуки живой природы, закрепить знакомство с понятием «гласные звуки» — «согласные звуки».

Расширить представление детей о цветах и насекомых, их внешнем виде, особенностях строения, называть знакомые им цветы и насекомых.

Составляя рассказ по картине, придерживаться определенной последовательности.

Помочь детям запомнить стихотворение, развивать интонационную выразительность.

«Люблю тебя, Петра творенье…»

«День города»

ЗКР (звуки [р], [р’])

Игры «Найди по описанию», «Моя улица»

Обсуждение «Что мы видим за окном?»

Рассматривание панорамы города

Чтение стихотворения К. Озеровой «Моему городу»

Упражнять в четком произношении звуков [р], [р’].

Продолжать формировать знания детей о праздновании дня рождения города, о его достопримечательностях.

Побуждать детей составлять описательный рассказ, отвечая на вопросы воспитателя, отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Познакомить со стихотворением о городе, приобщая детей к поэзии и развивая поэтический слух.

Источник