Индивидуальная программа развития внимания ребенка

Стрелкова Татьяна
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста.

Составила:

Педагог-психолог

Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно- развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М. Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

Задачи:

1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3. Развить волевую сферу.

4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно- развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка книги по психологии

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся

Индивид.

Работа

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

7

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

11

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

20

Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

Итого:

23 часа

17 часов

Условия для знакомства детей в микро-группе

ЗАНЯТИЕ 01

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

1. Приветствие

Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра «Волшебный клубок».

Дети сидят в кругу.

Психолог:

«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».

Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:

Читайте также:  Центры развития ребенка в реутове

«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

Психолог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.

Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».

Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

Психогимнастическое упражнение.

Психолог: Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».

Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:

САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».

Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».

Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.

Психолог: Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.

Участники выполняют данное задание в тетрадях.

Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

Психолог:

Послушайте внимательно.

1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Предлагает участникам ритуал прощания.

Развитие концентрации, объёма и распределения внимания

Источник

Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности. Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.

Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей.

Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых имеет свою направленность:

1 Блок: развитие произвольности, наблюдательности, объема внимания.

2 Блок: развитие устойчивости внимания.

3 Блок: развитие концентрации внимания

4 Блок: снижение отвлекаемости внимания

5 Блок: как хорошо быть внимательным.

В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания, но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять, что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.

Содержание работы:

Читайте также:  Психология воспитание и развитие ребенка от 5 до 6 лет

Блок 1. Развитие произвольности, наблюдательности и объема внимания

В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять, он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.

Занятие А

Задание 1 Заметить порядок.

Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.

Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.

Задание 2 Заметить все

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)

Задание 3 Хамелеон

Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.

Блок 2. Развитие устойчивости внимания

Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.

Занятие Б

Задание 1 «Шалтай-болтай»

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.

Задание 2 Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки», а 3 раза – возобновляют ходьбу.

Задание 3 Расставь значки

Материал: бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Демонстрационный материал: плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.

Детям предлагается расставить значки по образцу

Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.

Занятие В День корректурной пробы

Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек

Варианты заданий:

Вычеркнуть девочек с черными бантиками

Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами

Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично

Занятие Г Школа разведчиков

Задание1 Кодирование слов

Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.

Пример: Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слова рак – 132, ура – 413

Задание 2 Школ шифровальщиков

Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.

Задание 3 Расшифруй и посчитай

На доске записывается набор букв — арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.

Блок 3. Развитие концентрации внимания

Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.

Занятие Д

Задание 1 Насос и мяч

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

Задание 2 Зеркало

Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.

Задание 3 На берегу моря

Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.

Занятие Е Концентрация на теле

Задание 1 Пальцы

Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.

Задание 2 Концентрация

Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.

Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания

Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.

Занятие Ж

Задание 1 Слушай и исполняй

Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.

Задание 2 Птица, рыба, зверь

Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…». Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.

Занятие З Сверхвнимание

Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный». Внимательные должны изобразить, сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.

А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.

Блок 5. Как хорошо быть внимательным

На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.

Занятие И

Задание 1 Самый внимательный

Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.

Задание 2 Камень, ножницы, бумага

Участники делятся на группы. На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах: камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.

Задание 3 Съедобное — не съедобное

Водящий называет предмет — бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.

Источник