Индивидуальная программа развития у ребенка познавательных процессов 4 лет

Индивидуальная программа развития у ребенка познавательных процессов 4 лет thumbnail

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество.

 В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

Цель психологического сопровождения: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. Индивидуальная работа с детьми проводится (1 раз в неделю) продолжительностью 15 минут. Количество игр и упражнений в занятиях могут   варьироваться от 4-5.

Месяц

Содержание

Октябрь

Занятие 1.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость

Ребёнок получает мячики 3-4 цветов: одни — красного, другие – синего, третьи – желтого, мячики располагаются разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит мячик (красный, синий, желтый).

По сигналу педагога «Идем гулять!»  ребёнок расходится по площадке группками или в одиночку. По сигналу педагога «Найди свой цвет!»  бежит к флажку соответствующего цвета.

Упражнение «Веселые грибочки»

Цель: развитие внимания

Упражнение «Флажок, рыбка, мяч»

Цель: развитие внимания

Разминка «Листопад»

Падают, падают листья,                   Взмахи пуками.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья                 Повороты вокруг себя.

По ветру вьются, летят.

Игры в интерактивной песочнице «Радуга»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Занятие 2.

 Игра «Не опоздай»

Цель: учить ребёнка быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание.

Педагог раскладывает на полу кубики. Ребёнок становится у кубиков. По сигналу педагога он разбегается по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бежит к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить бегать как лошадки.

Во время игры педагог следит, чтобы ребёнок убегал от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

Упражнение «Одинаковые картинки»

Цель: развитие внимания. 

Упражнение «Ваза с цветами»

Цель: развитие внимание, мышления

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Разминка «Тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые                                          

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А дождь такой неугомонный,

Льёт, льёт, льёт.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Шагают на месте.

Прыгают на месте.

Шагают на месте.

Хлопают а ладоши.

Шагают на месте.

Прыгают на месте.

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Занятие 3.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним.  Вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину.

Упражнение «Найди пару каждому предмету»

Цель: развитие мышления        

Упражнение «Чего не хватает на картинке»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики

Разминка «Ветер»

Ветер тихо клён качает,

Вправо – влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

 Наклоны туловища вправо и влево.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 4.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» — ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» — ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» — разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» — садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Кто где живёт»

Цель: развитие мышления        

Упражнение «Что было сначала, а что потом»

Цель: развитие мышления        

Разминка «Ветер»

Ветер тихо клён качает,

Вправо – влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

 Наклоны туловища вправо и влево.

Игры в интерактивной песочнице «Ищем клад»»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, ориентация в пространстве, развитие  мелкой моторики рук.

Занятие 5.

Игра «Кто скорее соберёт»

Цель: развитие у ребенка дошкольного возраста навык сортировки предметов по размеру и цвету, способствуют развитию внимания и логического мышления.

Педагог , посадив  ребёнка за стол,  раздает пирамидку. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание ребёнка:

— Посмотрите,  какое кольцо внизу: большое или маленькое?
— Большое.
— А вот это какое? (Показывает на кольцо под ним.)
— Это поменьше.
— А наверху какое кольцо?
— Самое маленькое.

Если  ребёнок  самостоятельно не могут ответить, взрослый напоминает им об этом:

— Запомните, что внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое?
— Самое маленькое.
— Правильно. А теперь послушай, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку. (Снимает кольца, кладет их на стол.) И вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собрать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выигрывает. Он получит флажок.

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка по никитиным

Малыши разбирают свои пирамидки, педагог дает сигнал, и дети начинают собирать их. Не сразу удается всем правильно собрать пирамидку, воспитатель напоминает, что нужно каждый раз выбирать самую большую:

— Надел колечко, ищи самое большое, надел еще, опять найди самое большое колечко. Вот и последнее, самое маленькое надел. Пирамидка собрана правильно и быстро. Игру можно проводить несколько раз, так как действие с кольцами.

Упражнение «Соедини одинаковые картинки между собой»»

Цель: развитие мышления, внимания.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Разминка «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.

Хлопки на каждое слово.

Развороты кистей в разные стороны,

Пальцы кистей соприкасаются.

Рука двигается вправо – влево.

Приседание.

Танцевальные движения.

Имитировать лепку, рисование.

Руки «замок»  перед собой

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 6.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать  внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» — ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» — ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» — разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» — садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Найди на рисунке одинаковые картинки и раскрась одним цветом.

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.        

Упражнение «флажки для зверят»

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.        

Разминка «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.

Хлопки на каждое слово.

Развороты кистей в разные стороны,

Пальцы кистей соприкасаются.

Рука двигается вправо – влево.

Приседание.

Танцевальные движения.

Имитировать лепку, рисование.

Руки «замок»  перед собой

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Декабрь

Занятие 7.

Игра «Собери картинку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Упражнение «Дорога для машины»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель: освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; форма и размер).

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Занятие 8.

Игра «Собери картинку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Упражнение «Раскрась шарики разным цветом»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Обведи картинку по пунктирным линиям»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Коробка форм»

Цель: развитие восприятия формы и пространственных отношений.

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Занятие 9.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Упражнение «Сбей мячики и кегли

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Положи яблоки в тарелки»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Черепаха»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Январь

Занятие 10.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Упражнение «Штриховка фигур»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Расчёски и лесенки»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Занятие 11.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» — ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» — ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» — разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» — садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Обведи фигуры по точкам и раскрась их»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Собери пирамидку»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 12.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним.  Вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину.

Упражнение «Больше меньше»

Цель: развитие мелкой моторики, величины предметов.

Упражнение «Дорисуй прямые полоски на коврике»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игры в интерактивной песочнице «Радуга»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Февраль

Февраль

Занятие 13.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Игра «Большой и маленький предмет»

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие, мелкой моторики рук.

Занятие 14.

Игра «Угадай – ка», «Соберем бусы»

Цель: развивать наглядно – действенное мышление и мыслительные операции

Упражнение «Найди грибок»

Цель: развитие внимания

Упражнение «Елочка»

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Занятие 15.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним.  Вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину.

Читайте также:  Основные факторы психического развития роль в развитии ребенка

Упражнение «Бусы»

Цель: развитие мышления        

Упражнение «Кто что любит есть»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики

Игра «Коробка форм»

Цель: развитие восприятия формы и пространственных отношений.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 16.

Игра «Собери картинку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Упражнение «Веселые задания»

Цель: развитие мышления

Игра «Коробка форм»

Цель: развитие восприятия формы и пространственных отношений.

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

2  Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 1997г.

Источник

«Познавай-ка»

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка:

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

 Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..
Направленность программы коррекционно- развивающая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат :  дети 4-5 лет
Показание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.
Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .
Цель программы развить познавательные процессы.
 Цель достигается через решение следующих задач:
 Задачи 
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5. Повышение самооценки.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ — терапия. Упражнение на сплочение.

Входная и выходная диагностика:

  • Диагностика внимания:

Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.

  • Восприятие.

Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).
Формы. Разложить геометрические фигуры.
Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.

  • Диагностика памяти.

Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень,  мама, дождь, свеча, луна,  бант.
Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.
Затем картинки убираются.

  • Диагностика мышления.

Разложить картинки по заданному  принципу.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.
 Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал по количеству детей.
 Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
 Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
 Необходимые материалы :

  • Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.

  • Краски и кисточки.

  • Расходный материал (который готовится заранее).

  • Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики.
Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематический план

Тема занятий

Цель занятий

Содержание

Количество часов

N1  «Колобок»

 Развитие мелкой моторики.
.

1.Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
2.Пальчиковая гимнастика
3.Упражнение
 « Раскрась колобка».
4.Вспомнить изображение. 
5.
« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. « Достань звезду»

20 мин

N2 « Маша и медведи»

Развитие мышления.

1.Разложить фигуры по росту. 
2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.
3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки
 ( тренируем мышления).
4.Упражнение 
« Запомни узор».
5.Релаксация « Достань звезду»

20 мин

N3
« Котенок»

 Развитие восприятия цвета и форм.

1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».
2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери. 
5.Помогите Котенку расселить зверей 
( домашние и дикие). 
6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

20 мин

N4 
« Теремок»

 Развитие мелкой моторики и внимания.

1. « Веселые приветствие»
2.Сделай Котенка из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Найди и зачеркни.
5.Вспомнить героев сказки.

20 мин

N5

«Мышонок»

 Развитие мышления и творческого потенциала.

1. « Веселые приветствия»
2.Найди в стихотворении ошибки.
3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.
4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы
5.Припоминание.

20 мин

N6 
« Шалтай- Балтай»

Развитие памяти и 
мелкой моторики.

1.Зачеркните все подснежники на листе.
2.Вспомните, где лежала игрушка.
3.Соедини точки так чтобы получилось изображение
 ( рыбка, домик, зонтик)
4.Отгадайте загадки.
Придумывают свою загадку.
5.Релаксация « Шалтай-болтай».

20 мин

N7 «Фигуры»

Развитие мышления и
мелкой моторики.

  • Приветствие

  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).

  • Упражнение

  •  « Зоркий глаз».

  • Выкладывается узор из геометрических фигур.

  • Релаксация.

20 мин

N8 
« Подарок»

Развитие памяти и 
 мышления.

  • Приветствие:

  • Шуточные тесты

« Найдите ошибку художника»
3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.

  • Раскрась мандалу.

  • Релаксация.

20 мин

N 9 «Кляксы»

Развитие памяти и  воображения.

 Приветствие.
 1.Проверим память.
Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка
2.Разрезные картинки.
3. « Кляксы».
4.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
5.Релаксация.

20 мин

N10
 « Овал»

Развитие мышления и
 воображения.

Приветствие.
« Веселые приветствия».
1.Дорисуй овалы.
2.Четвертый лишний.
3.« Жмурки».
4. Корректурная проба.
5.Релаксация.

20 мин

N 11 « Будь внимателен»

 Развитие внимания.

1.Приветствие.
2.«Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
3.« Камень ножницы бумага».
4.« Разведчики».
5.Релаксация.

20 мин

N 12 «Итог»

Развитие мышления.

Приветствие.
1.Четвертый лишний.
2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
3.Расставь изображения по местам.
4.Узнай, что лежит в коробке..
5.« Зеркало».

20мин

Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.

Занятие N 1. Сказка «Колобок»
Цель: 
1. Приветствие
2 Развитие восприятия форм и цвета.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие зрительной памяти и внимания.
5.Развитие мышления.
6 Релаксация.

Оборудование:
-Цветные карандаши.
-4 геометрические формы. 
-Тренировочные тетради — развитие мышления. 
-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.
Ход:
1.Приветствие:
Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того кто любит яблоки
                                 Кто в брюках
                                 Кто сегодня умывается
                                 У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
Упражнение « Раскрась колобка».
 Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце,  траву и небо.
4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение.
( повторяется несколько раз)
5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. Релаксация
« Достань звезду» 
Припоминание.
Прощание.

Читайте также:  Развитие ребенка на первых стадиях

Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».

Цель: 
1. Восприятие форм, цвета и величины.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация

Оборудование: 
-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.
— Крупа и коробочки.
-Тарелочки бумажные.
-Краски и кисточки.
-Тетрадь тренируем мышление и память.

Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение группы:
Основная часть:
Припоминание сказки « Маша и медведи»

1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу — самые большие.
2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
Раскрасить тарелку для Мишутки.

  • Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.

  • Упражнение « Запомни узор»

На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.

  • Релаксация « Достань звезду».

Занятие N 3 « Котенок»
Цель: 
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и мышления.
4. Релаксация.

Оборудование: 
-Цветные карандаши. 
-Трафаретные линейки. 
-Карандаши.
Ход:
Приветствие.

  • Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»

  • Основная часть.

Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок. 
Сосчитать фигуры.
 Раскрасить круг — желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.

  • Пальчиковая гимнастика.

Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы
 ( развести руки, руки к себе,  ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.) 
Проведи дорожку к домику Котенка.

  • Тренируем память.

Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.

  • Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.

  • Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

Занятие N 4 « Теремок»

Цель: 
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Релаксация.

Оборудование:
-бланк- корректурная проба
-герои сказок теремок
-геометрические фигуры

Ход:

Приветствие:
« Веселые приветствия»

  • Сделай Котенка из геометрических фигур:

— овала
— круга
— 6 треугольников
— прямоугольник
Раскрась:
Круг- желтым
Треугольники- черным
Прямоугольник и овал- белым.
Приклей на бумагу.

  • Пальчиковая гимнастика.

« Веселая мышка»
Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)

  • Расставить и  зачеркнуть.

  • Вспоминаем героев сказки « Теремок».

Изображение животных (4)
Убираем 1 героя.

  • Релаксация.

Занятие N5 « Мышонок»
     Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
4. Развитие мышления и творческого потенциала.
5. Релаксация.

Оборудование:

-Листы с кругами и овалами
— 5 игрушек из разного материала
-цветные карандаши

Ход:

1.Упражнение на сплочения.
« Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.

2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник « Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
      Я тигренок, а не миска (киска)!

3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)

  • Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)

  • Превратить фигуры в разные предметы.

Занятие N 6 « Карандаш»
Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация.
Оборудование:
— листы корректурной пробы
— листы с точками
Ход:

  • Зачеркните все подснежники на листе.

  • Вспомните, где лежала игрушка.

  • Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)

  • Отгадайте загадки:

Сто одежек и все без застежек.( Капуста)
Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок) 
      Зимой белый а летом серый.( Заяц)
       Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)
       Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)
       Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)
        2 стекла на носу болтаются.
Придумывают свою загадку.

  • Релаксация « Шалтай-болтай»

Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:

Шалтай-болтай 
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.

Занятие N 7 « Фигуры»
Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие мышления.
3. Развитие памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Релаксация.
Оборудование:
— Лото геометрических фигур
— счетные палочки

Ход:

  • Приветствие

  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).

  • Упражнение « Зоркий глаз»

Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.

  • Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.

  • Релаксация.

Занятие N 8 « Художники»

Цель:

  • Развитие внимания.

  •  Развитие памяти.

  • Развитие мышления.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Релаксация.

  
Оборудование:
-лист бумаги
— шуточные тесты

Ход:

  • Приветствие:

  • Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»

  • Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.
 

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.

  • Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.

  • Релаксация.

Занятие N 9 « Клякса»

Цель: 
1.Развитие памяти.
2.Развитие речи и мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Рефлексия.

Оборудование:
-открытки на каждого
-краски и чистый лист бумаги
— 4 игрушки
— пуговицы разные

Ход:

1 Приветствие.
2.Разрезные картинки.
Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.
Необходимо собрать целое.
3. « Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память.
Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.

5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.

  • Релаксация.

Занятие N 10 «Будь внимателен»

Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие коммуникаций.
5.Рефлексия.
Оборудование:
— Лист корректурной пробы на каждого
— лист с овалами
Ход: 
1.Приветствие.
« Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
2.Дорисуй овалы.
3.Четвертый лишний.
4.« Жмурки»
Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.