Общие закономерности развития личности ребенка

Общие закономерности развития личности ребенка thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

Читайте также:  Взаимодействие семьи и доу в развитии речи ребенка

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Марта Ляшева
Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

– усвоение нравственных норм (усвоение дошкольниками норм и форм поведения, возникновение нравственной саморегуляции поведения, переход к автоматизированным формам нравственного поведения, проявление моральных качеств личности в общении);

– эмоционально-мотивационная регуляция поведения: развитие мотивации общения в дошкольном возрасте, включение в общение мотивов, связанных с учением и трудом, появление социальных мотивов (стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов, возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции;

– формирование основных личностных качеств у ребенка- дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности;

– психологические новообразования дошкольного возраста: возникновение образного и внутреннего символического плана действий, объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления, соединение воображения, мышления и речи, возникновение внутренней речи, завершение формирования речи как средства общения, становление внутренней нравственной саморегуляции поступков, развитие мотивации общения с людьми, выявление индивидуальности ребенка.

Основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1. Возникают новые мотивы поступков и действий, и прежде всего мотивы общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

2. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Формируется произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Овладение умением управлять собой, соим поведением и поступками выделяется как особая задача.

4. Вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми становится взрослыми перед ребенком как важная задача. На основе эого возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание: «могу» и «не могу» начинает мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений.

5. Развитие взаимоотношений ребенка и взрослых и усложнение содержания основных видов деятельности приводит, во-первых, к осознанию общественной значимости труда взрослых, во-вторых, к выделению особых функций взрослых в отношении ребенка – функций руководства и обучения, в-третьих, к выделению ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений.

Факторы, влияющие на становление личности: наследственность, среда, воспитание и деятельность, их можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в игре

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка. Все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом.

Источник

Общие закономерности развития личности ребенка

Министерство
культуры РФ

Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
образования

“Санкт-Петербургский
государственный институт культуры”

Реферат
по предмету «Педагогика»

на
тему

«Развитие
личности, общие закономерности, факторы,
влияющие на него. Периодизация детства,
педагогическая характеристика видов
детства. Полный жизненный цикл по Э.
Эриксону»

Студент:
Безрукова Н.А.

Группа:
441-1/1

Проверил:
Ходаковская О.В.

Санкт-Петербург

Развитие
личности: общие закономерности 3

Закономерности
развития 6

Периодизация
детства 11

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ 13

Полный
жизненный цикл по Э. Эриксону 15

Литература: 17

Развитие личности: общие закономерности

Личность
— это не врожденная и генетически не
заданная характеристика человека.
Ребенок рождается биологическим
индивидом, которому только предстоит
стать личностью. Однако это может
произойти лишь при определенных условиях.

Исходным
и естественным условием становления
личности является нормальная (без
патологических отклонений) биологическая
природа (индивидная организация) ребенка.
Наличие соответствующих отклонений
или затрудняет, или делает вообще
невозможным развитие личности. Особенно
это касается головного мозга и органов
чувств. Например, при врожденной или
ранее приобретенной аномалии головного
мозга у ребенка может возникнуть такое
психическое заболевание, как олигофрения.
Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной
отсталости) и личности в целом. При
глубокой олигофрении (в стадии идиотии)
ребенок вообще не может стать личностью
даже при самых благоприятных
условиях воспитания.
Он обречен на индивидное (животное)
существование.

Врожденные
аномалии зрения (слепота) или слуха
(глухота) тоже существенно затрудняют
процесс воспитания личности.

Для
преодоления и компенсации подобных
отклонений приходится использовать
специальное коррекционное обучение,
развитие и воспитание. В целом, индивидные
свойства и особенности человека выступают
как факторы, облегчающие или затрудняющие
развитие тех или иных личностных
образований: интересов, черт
характера, способностей,
самооценки и др. Поэтому их необходимо
хорошо знать и принимать во внимание
при разработке стратегии и тактики
воспитания. Надо сказать, что они
недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы
являются предметом такой отрасли
психологии, как психогенетика.

Личность
— это осознание себя, внешнего мира и
места в нем. Такое определение личности
дал в свое время Г. Гегель. А в современной
педагогике применяется следующее
определение: личность — это автономная,
дистанцированная от общества,
самоорганизованная система, социальная
сущность человека.

Известный
философ В.П. Тугаринов к числу важнейших
признаков личности
 относил:

  • разумность;

  • ответственность;

  • свободу;

  • личное
    достоинство;

  • индивидуальность.

Поскольку
личностные качества человека развиваются
прижизненно, для педагогики важное
значение имеет раскрытие сущности
понятия «развитие».
Развитие — реализация имманентных,
внутренне присущих задатков, свойств
человека.

Читайте также:  Развитие ребенка в детском доме видео

Развитие
личности представляет собой активный
процесс усвоения ребенком социальных
норм и соответствующих им способов
поведения. Он требует от него огромных
усилий, направленных на овладение
собственной биологической сущностью,
на преодоление непосредственных
естественных желаний и возможностей
(вести себя как хочу и как могу) и
подчинение их социальной необходимости
(как надо). Например, ребенку не хочется
собирать свои игрушки, но он должен
овладеть умением преодолевать это
непосредственное побуждение и следовать
соответствующей социальной норме.
Поэтому другое основное условие
становления личности -наличие социальной
среды, то есть конкретных людей — носителей
и трансляторов социальных норм. В
качестве таковых выступают люди, с
которыми ребенок связан значимыми
отношениями: родители, члены семьи,
родственники, воспитатели, учителя,
сверстники, соседи, герои художественных
произведений и кинофильмов, исторические
деятели, священнослужители и др.
Отсутствие социальной среды делает
невозможным развитие личности. Об этом
свидетельствуют многочисленные случаи
«воспитания» детей среди животных.

По
своей психологической сущности они
были похожи на своих «воспитателей» и
не имели ничего личностного. Все возможные
аномалии и дефекты социальной среды
приводят к соответствующим личностным
дефектам воспитанных в таких условиях
детей. Примером таковых могут служить
дети, выросшие в неблагополучных семьях,
детских домах, исправительных колониях
и т.п.

Процесс
передачи ребенку социальных норм
называется воспитанием. Он может быть
целенаправленным или стихийным.
Целенаправленное воспитание является
специально организованным и упорядоченным
педагогическим процессом, состоящим
из таких педагогических актов, как
ознакомление с социальными нормами,
демонстрация эталонных способов
поведения, организация упражнений,
контроль, поощрение и наказание и др.
Стихийное воспитание как бы встроено
в реальную повседневную жизнедеятельность
воспитателя и воспитанника. Оно
складывается из тех же самых педагогических
актов, хотя и не преследует специальных
педагогических целей. Поэтому получение
некоторых воспитательных результатов
является, скорее всего, побочным продуктом
иных действий.

Воспитание
не следует понимать как процесс
односторонней активности педагогов.
Социальные нормы и соответствующие им
способы поведения не «вкладываются» в
ребенка, а усваиваются (присваиваются)
им на основе собственной активной
деятельности и общения. Другие люди
(родители, воспитатели и т.д.) лишь
содействуют этому с той или иной долей
успешности. Например, для того чтобы
воспитать у первоклассника ответственное
отношение к учебе, родители и учителя
могут предпринять множество приемов
педагогического воздействия: объяснение,
демонстрация положительных примеров,
организация деятельности, поощрение,
наказание и др. Однако они не могут
выполнить за него ту систему конкретных
учебных действий, из которых складывается
и на основе которых формируется
ответственное отношение к учебе. Это
ежедневное выполнение домашнего задания,
записывание в дневник, складывание
необходимых учебников и вещей и т. п.
Каждое из них требует от ребенка
определенных умений, а самое главное —
способности преодолеть собственную
индивидную сущность, которая может
выражаться в естественном отсутствии
желания это делать.

Таким
образом, следующее чрезвычайно важное
условие развития личности — это активная
деятельность ребенка, направленная на
усвоение социальных норм и способов
поведения. Ее можно рассматривать как
своеобразный инструмент усвоения
социального опыта. Для того чтобы
деятельность (бытийная активность)
имела развивающий эффект, она должна
отвечать определенным требованиям.
Прежде всего это касается ее содержательного
соответствия усваиваемым социальным
нормам. Например, нельзя воспитать
смелость (смелое поведение) вне ситуаций
преодоления опасности. Существует также
множество других психологических
условий организации бытия (общения и
деятельности), при которых становится
возможным эффективное усвоение социальных
норм и формирование устойчивых личностных
образований. Сюда относится фактор
соответствия воспитания возрастным
срокам, количество упражнений, характер
мотивации и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    22.03.201641.24 Mб15Пашина О. Народное музыкальное творчество. Учебник, ред. СПб. 2005.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник