Индивидуальная программа развития ребенка с особыми потребностями

Специальная индивидуальная программа развития
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед, психологом, учителями-дефектологами, учителями- логопедами, воспитателями нашего дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника с РАС и интеллектуальной недостаточностью. Особые образовательные потребности таких детей диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), для их обучения и воспитания.
Целью реализации такой программы является обретение воспитанником таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
СИПР разрабатывается на основе адаптированной Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность»; Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок»; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, и нацелена на образование детей с РАС и детей с нарушением интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
общие сведения о ребёнке;
характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
содержание образования в условиях организации и семьи;
организацию реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
I. Общие сведения о ребёнке содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося. Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (представления об окружающих предметах, явлениях);
8) потребность в уходе и при осмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
III. Содержание образования СИПР включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся — лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени.
IV. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития детей является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и режима дня.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
•ООД, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
принцип опоры на обучаемость ребенка;
принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!;
принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
V. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Реализация индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется командой специалистов дошкольного образовательного учреждения. Так как программа является комплексной, в ее составлении участвуют: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитьель, медики, воспитатели. Она включает в себя весь комплекс необходимых ребенку в первую очередь мероприятий, оптимально планируются, и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.
VI. Программа сотрудничества специалистов с семьей дошкольника включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об
образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
VII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
VIII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и в конце учебного года. В ходе мониторинга специалисты образовательной организаци оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР (3 – «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу» 2 – «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью» 1 – «действие не выполняет»; представление: 3 – «узнает объект», 2 – «не всегда узнает объект» (ситуативно), 1 – «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Грамотное составление индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
При составлении Программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста. Но крайне необходимо оптимизировать эти формы, избавить членов консилиума, педагогов и специалистов от лишней документации. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в ДОУ.
3
Источник
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями направлена на расширение возможностей их удовлетворения, обеспечение коррекции нарушений развития в условиях освоения основной образовательной программы общего или дополнительного образования, способствующей созданию условий для социальной адаптации, самоопределения и самореализации обучающихся.
Программа индивидуального сопровождения обучающихся обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и областной психолого-медико-педагогического комиссии;
возможность освоения детьми содержания основной образовательной программы общего или дополнительного образования и их интеграции в школе;
создание условий для социальной адаптации, свободного развития способностей, самоопределения и самореализации обучающихся.
Программа должна содержать:
цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся;
краткую психолого-педагогическую характеристику потребностей обучающихся и необходимых в связи с этим форм индивидуального сопровождения;
перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения результатов индивидуального сопровождения обучающихся;
количество часов, на которое рассчитана программа индивидуального сопровождения;
обоснование варьирования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
планируемые результаты коррекционно-развивающей работы;
формы контроля за результатами обучающихся, приобретенных в форме индивидуального сопровождения (текущего, промежуточного, итогового);
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий всех участников образовательного процесса (учителей, специалистов сопровождения, родителей и других заинтересованных лиц).
Программа индивидуального сопровождения образовательной программы, может уточняться и корректироваться.
Структура и содержание программы индивидуального сопровождения.
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность индивидуального сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает программы изучения потребностей и достижений обучающихся различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и направления консультирования.
Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает отбор содержания и специальных условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль включает проведение лечебно-профилактических мероприятий (соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий и другое).
Социально-педагогический модуль предполагает планирование повышения профессиональной культуры педагогов, специалистов сопровождения и других участников образовательного процесса по актуальным направлениям в разных формах (КПК, самообразование, использование социально-педагогической помощи и другое).
Структура индивидуальной программы сопровождения:
1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС).
2. Пояснительная записка (характеристика потребностей обучающихся, цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся, информация о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и др.)
3. Индивидуальный учебный план
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты освоения ИПС за период реализации.
6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС (расширение системы отношений и развитие форм педагогического, психотерапевтического, социального и правового сопровождения детей, родителей и других участников образовательного процесса).
Пример.
Цель программы:
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации, самоопределения и самореализации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и областного ПМПК).
Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога — психолога, логопеда школы.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
В школе создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, педагог-организатор, воспитатели и медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, развитие навыков достижения цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).
III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)
Практическая значимость программы сопровождения состоит в том, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают своевременную индивидуальную психологическую и педагогическую поддержку в условиях общеобразовательного учреждения, проявляющуюся в устойчивом продвижении детей в развитии; развивается профессиональная культура педагогов и обогащается педагогический опыт родителей; расширяется образовательное пространство, изменяется репутация образовательной организации.
Индивидуальная карта сопровождения ребенка
Карта психологического (педагогического, социального или другое) сопровождения ученика
Индивидуальный лист здоровья и коррекции
Дневник наблюдения за ребенком
Рекомендации по ведению дневника наблюдений за ребенком
1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:
Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;
Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны
2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник медицинским работником по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.
3.Рекомендации к оформлению наблюдений:
наблюдения записываются в дневник при наблюдении за учебной и внеучебной деятельностью ребёнка
фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в школу, после длительных больничных при переходе в 5класс, при смене ученического коллектива);
информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;
сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.
Список использованной литературы
Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.
Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.
Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под.ред. И. М. Бгажноковой.- М. :Владос, 2007. – 239с.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова,
Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт.- Волгоград: Учитель, 2011, -95с.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. ,Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001
Баряева Л. В., Зарин А. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001
Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.- 134
Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.
Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизи-ческом развитии и эмоциональной сфере.-М:ВЛАДОС, 2003
Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83
Источник