Индивидуальная программа развития познавательной сферы ребенка

Индивидуальная программа развития познавательной сферы ребенка thumbnail

Программа

индивидуальных

коррекционно — развивающих занятий

Название программы «Развитие познавательной сферы»

Возраст 8-9 лет

Количество часов 10 (1 часа в неделю)

Ф.И.О. педагога Бондаренко Юлия Петровна

Должность педагог-психолог

Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательной сферы ребенка.

Методологические принципы построения программы Методологические и теоретические основы программы

Данная программа строится на научных теориях Н.Ф.Виноградовой, Л.Е.Журовой, концепциях школьной зрелости Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, Р.В.Овчаровой, концепциях современной нейропсихологии детского возраста; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и практические наработки Сиротюк А.Л., Локаловой Н.П. по организации помощи слабоуспевающим детям.

Теоретические основания программы исходят из современных представлений о психических структурах как «сквозных» процессах (И.А.Скворцов), а психическое развитие происходит качественными скачками. Причем нервная система ребенка особенно восприимчива в этот период к коррегирующим воздействиям, а сам скачок возможен через устранение дефицитарности и отклонений развития, элиминации повреждающих факторов, создания стимулирующих социальных условий развития.

Методические принципы программы:

  • принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

  • принцип нормативности и природособразности, связанный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

  • деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении школьника в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

  • принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;

  • принцип от сложного к простому, предполагающий расширение и углубление уровня психического развития через создание зоны ближайшего развития;

  • принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи;

Цель программы заключается в коррекции развития познавательной сферы младшего школьника.

В качестве основных задач в программе выделены следующие:

  • Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;

  • Стимулирование и развитие психофизиологических предпосылок высших психических функций;

  • Развитие пространственных представлений и отношений;

  • Развитие произвольного внимания;

  • Развитие способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности, зрительного анализа и синтеза;

  • Развитие зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти;

  • Формирование навыков саморегуляции поведения;

  • Развитие рефлексии.

Форма организации занятий — индивидуальная. 

Методические приемы и средства – элементы арт-терапии, упражнения на развитие познавательных процессов: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д.

К числу параметров прогнозируемой

результативности занятий относятся:

  • умение сформулировать принцип или алгоритм решения задания и переносить данный алгоритм с одного задания на другое;

  • активное включение ученика в деятельность, проявление интереса и творческой инициативы;

  • вариативность мышления, умение находить нестандартные решения и восстанавливать недостающие фрагменты;

  • целостность и избирательность восприятия и внимания;

  • развитие произвольности психических процессов.

Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, развитии нейропсихологических основ психической деятельности, подтверждаемых повторной диагностикой.

Критерии отслеживания результативности программы:   

Параметры: 

  1. Память (слуховая, зрительная, логическая). Диагностические методики: «10 слов», «12 цифр», «Логическая память».

  2. Внимание. Тест Тулуз-Пьерона.

Мышление (мыслительные операции). Диагностические методики: «Подбор простых аналогий», «Исключение понятий», «Анаграммы».

  1. Школьная мотивация.  «Анкета школьной мотивации» Н.Г.Лускановой. 

Тематическое планирование:

Кол-во часов:

Диагностика

1

Знакомство

1

Тренируем воображение

1

Тренируем слуховую и зрительную память

2

Тренируем внимание

2

Тренируем мышление

2

Диагностика

1

Итого:

10

Содержание программы

Занятие 1

Тема: Диагностика.

Цель: выявление актуального уровня развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и мотивации учения у обучающегося.

Диагностические методики:

— «10 слов»

— «12 цифр»

— «Логическая память»

— Тест Тулуз-Пьерона

— «Подбор простых аналогий»

— «Исключение понятий»

— «Анаграммы»
— «Анкета школьной мотивации» Н.Г.Лускановой 

Занятие 2

Тема: Знакомство.

Цель: установление контакта с ребенком, развитие внимания и произвольности запоминания.

Читайте также:  Темы занятий раннего развития ребенка

Структура занятия:

  1. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне…»

  2. «Рассказ о семье».

  3. Упражнение «Картинки на цветном фоне».

  4. Упражнение «Переплетенные линии».

  5. Рефлексия занятия.

Занятие 3

Тема: Тренируем воображение.

Цель: развитие воображения и произвольности запоминания.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Волшебный карандаш».

  2. Упражнение «Шифр».

  3. Упражнение «Цифры на цветном фоне».

  4. Рефлексия занятия.

Занятие 4

Тема: Тренируем слуховую и зрительную память.

Цель: развитие внимания, слуховой и зрительной памяти.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Буквы на цветном фоне».

  2. Упражнение «Послушай и запомни».

  3. Упражнение «Логические цепочки».

  4. Упражнение «Пиктограммы».

  5. Рефлексия занятия.

Занятие 5

Тема: Тренируем слуховую и зрительную память.

Цель: развитие внимания, слуховой и зрительной памяти.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Нарисуй и опиши».

  2. Упражнение «12 цифр».

  3. Упражнение «10 картинок».

  4. Упражнение «Что изменилось?».

  5. Рефлексия занятия.

Занятие 6

Тема: Тренируем внимание.

Цель: развитие произвольного внимания и логической памяти.

Структура занятия:

  1. Графический диктант «Страус».

  2. Упражнение «Составь предложения».

  3. Упражнение «Запомни пару».

  4. Упражнение «Шифр».

  5. Рефлексия занятия.

Занятие 7

Тема: Тренируем внимание.

Цель: развитие устойчивости внимания.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Фигуры на цветном фоне».

  2. Графический диктант «Зонт».

  3. Упражнение «Шифр».

  4. Рефлексия занятия.

Занятие 8

Тема: Тренируем мышление.

Цель: развитие логического мышления, умения выделять и строить обобщения понятий.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Буквы на цветном фоне».

  2. Графический диктант «Бабочка».

  3. Упражнение «Четвертый лишний».

  4. Упражнение «Пиктограммы».

  5. Рефлексия занятия.

Занятие 9

Тема: Тренируем мышление.

Цель: развитие логического мышления, умения выделять и строить обобщения понятий.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Подбери слово».

  2. Графический диктант «Собака».

  3. Упражнение «Два текста».

  4. Рефлексия занятия.

Занятие 10

Тема: Диагностика.

Цель: выявление актуального уровня развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и мотивации учения у обучающегося.

Диагностические методики:

— «10 слов»

— «12 цифр»

— «Логическая память»

— Тест Тулуз-Пьерона

— «Подбор простых аналогий»

— «Исключение понятий»

— «Анаграммы»
— «Анкета школьной мотивации» Н.Г.Лускановой 

Список литературы

  1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.

  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. — М. 1998 г.

  3. Зак А.З. Познавать играя: Развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет.

  4. Князева Т. Н. Я учусь учиться – М.: АРКТИ, 2004

  5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., «Академия развития», 2002

  6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). — М., «Академия развития», 2008.

  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001.

  8. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. — М., Изд-во МПСИ, 1999

  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.

  10. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 — 4 класс. М.,2008 г.

  11. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. Учебно – методический комплект. — М.,2012г.

Источник

Индивидуальная программа развития познавательной сферы

Максим У. (нарушение слуха, имплантат нам правое ухо КИ)

1 Блок. Психолого-педагогический эпикриз

Дата рождения: 27.11.2006г.

Уровень развития познавательных процессов: слабый уровень развития словесно – логической памяти, понятийного логического, интуитивного, образного мышления. Слабый уровень развития свойств внимания (объём, переключение, распределение).

Мотивы: преобладают игровые.

Познавательные интересы: слабо выражены, на занятиях включается в работу (по пониманию инструкции).

Овладение общей способностью к познанию: интерес к занятию сохраняется ненадолго, часто отвлекается. Задания старается выполнять, но часто не понимает смысла инструкции. Выполнение заданий возможно при разъясняющей помощи взрослого и только на картинном материале. Темп деятельности замедленный.

Социальное развитие: охотно идёт на контакт со взрослыми, но инициатором общения не является. Принимает помощь взрослого. В играх со сверстниками мальчик доброжелательный, не конфликтный.

Эмоциональное развитие: уровень тревожности в норме (во время обследования, отмечается, что ситуацию не понимает, в результате оценивает неадекватно).

Анализ поведения ребенка: Максим спокойный, выдержанный.

2 Блок. Общие методические рекомендации

Педагогам: Воспитателям в индивидуальной работе использовать игры с картинным материалом на развитие понятийного мышления: «Что наоборот», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др. Для развития словесно – логической памяти использовать игры для развития памяти: «Заполни таблицу по памяти», «Что у нас в мешочке», «Снежный ком». Использовать так же различного типа задания-шифровки: «Зачеркни букву», «Обведи в кружочек заданный предмет» и др. Для развития графо-моторных навыков использовать дидактические игры «Собери из палочек», «Клеточки с зайчиком», «Повтори по точкам», «Повтори по клеточкам». Для развития произвольности чаще использовать игры с правилами.

Читайте также:  Развитие ребенка до года рост

Родителям: Для развития словесно – логической памяти использовать в домашней практике игры на развитие памяти: «Что лежит под платочком?», «Снежный ком», «Запомни таблицу». Так же применять настольно – печатные игры «Говори наоборот» «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», различного вида лото, домино. Для развития зрительно-моторной координации использовать задания с ножницами, вышивание, а так же игры «Повтори по клеточкам», «Повтори по точкам», тематические раскраски. Для развития свойств внимания использовать в домашней практике игры-шифровки «Обведи в кружок, или зачеркни, или подчеркни букву»

3 Блок. Технологическая карта

Максим У. (группа №12)

Литература

Примечания

Повышение уровня развития общей осведомлённости.

Игры: «Явления природы», «Что из чего делают», «Когда это бывает», «Чей это инструмент».

«Обучалочка. Новый сборник развивающих заданий» (5 – 6 лет)

Тесты для детей 6 – 7 лет.

Соколова Ю.

с.3 – 6, с.27 – 29,

54 – 56

с. 60 – 63

Коррекция развития понятийного мышления.

«Маленький – большой», «Найди лишнее», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Подбери заплатку», «Найди закономерность и дорисуй недостающее».

«Обучалочка. Новый сборник развивающих заданий» (5 – 6 лет)

Тесты для детей 6 – 7 лет.

Соколова Ю.

Задания выполняются на картинном материале и на рабочих листах.

Коррекция кратковременной памяти.

Дидактическая игра «Смотри, играй, запоминай». «Рассмотри и запомни»

Тесты для детей 6 – 7 лет.

Соколова Ю.

Задания только на картинном материале (с.14 – 20)

Коррекция свойств внимания (переключение, распределение, произвольность

«Найди отличия», «Сколько картинок?», «Найди пару», «Найди такой же», «Повтори рисунок». Упражнения: расставь значки, различного вида шифровки.

«Повтори движения», «Да – нет»

Тесты для детей 6 – 7 лет.

Соколова Ю.

Задания выполняются на картинном материале и на рабочих листах.

с. 5 – 12

Развитие зрительно-моторной координации

«Пройди по дорожкам», «Нарисуй так же», «Продолжи узор», «Дорисуй», раскраски, графические диктанты.

«Обучалочка. Новый сборник развивающих заданий» (5 – 6 лет)

Тесты для детей 6 – 7 лет.

Соколова Ю.

с.14 – 15, 26, 40 – 41, 52 – 53, 64 – 65

Задания выполняются на картинном материале и на рабочих листах.

4 Блок. Карта реализации программы

Фамилия, имя ребенка: Максим У.

Дата рождения: 27.11.2006г.

Группа: подготовительная к школе группа №12, компенсирующей направленности.

Дата начала занятий: ноябрь 2013г.

Периодичность занятий: 4 раза в неделю

Педагог-психолог по коррекционной работе:

Результативность (на конец курса занятий)____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дата____________________ Подпись_____________________

Источник

Ксюша Никулина
Цикл индивидуальных занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальное занятие № 2

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. «Волшебные узелки»

Цель: Развитие мелкой моторики

Задание 2. «Что ты услышал?»

Цели: обучение способности концентрации внимания на слуховых сигналах.

Содержание

Педагог стучит молотком, звонит в звонок и т. д. Ребенок должен угадать, каким предметом произведен звук.

Звуки на начальном этапе должны быть яркими контрастными, а затем могут быть похожими по звучанию.

Задание 3. «Четвертый лишний»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, умения классифицировать предметы.

Задание 4. «Выкладывание из палочек геометрических фигур» (квадрат, треугольник, ромб, четырехугольник и т. д.)

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Задание 5. Физкультминутка «Зайчик»

Задание 6. «Учимся рассказывать по картинкам»

Цель: развитие речи, умение выражать свои мысли.

Внимательно рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке, что они делают?

Расскажи, что произошло, когда бабушка ушла?

Что увидела бабушка, когда пришла в комнату?

Задание 7. «Раскрась картинку, на которой гриб выше цветка»

Цель: развитие зрительного восприятия

Рефлексия

Читайте также:  Перспективные планы социально личностного развития ребенка

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 3

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. «Волшебные узелки»

Задание 2. «Найди ошибки в рисунке художника»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия и памяти.

Содержание

Внимательно рассмотри картинку и скажи, какие ошибки допустил художник.

Задание 3. «Найди дом для каждого животного»

Цель: развитие памяти, мышления, развитие умения применять жизненный опыт в игре.

Задание 4. «Коробочка форм»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия.

В нашем кабинете тоже есть очень интересный домик. В нем живут разные фигуры. У каждой фигуры есть свое окошко. Попробуй его найти. Ребенку предлагается коробочка форм и несколько фигур.

Задание 5. Физкультминутка «Краб. Сороконожки»

Задание 6. «Учимся рассказывать по картинкам» Сюжет сказки «Колобок»

Цель: развитие связной, последовательной речи.

Содержание

Вспомни сказку «Колобок» и начни ее рассказывать.

Задание 7. «Дорисуй лампы»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, целостного восприятия

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 4

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. Чудесные пуговицы «Сделай бусы»

Цель: развитие мелкой моторики

Содержание

Перед тобой лежат пуговицы и образец бус, которые ты попробуешь сделать.

Задание 2. «Учимся находить одинаковые фигуры»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия, мышления, умения сравнивать предметы.

Содержание

В каждой строке есть две одинаковые фигуры. Одна из них находится слева. Найди вторую и обведи ее простым карандашом.

Раскрась одинаковые фигуры в верхней строке красным карандашом, в средней зеленым, а в нижней строке – синим.

Задание 3. Разрезная картинка «У лукоморья дуб зеленый»

Цель: развитие памяти, мышления, внимания.

Содержание

Посмотри на картинку. Кто на ней изображен? Как ты думаешь, из какой это сказки? Эта картинка разрезана на семь частей. Попробуй ее собрать.

Задание 4. «Сравнение предметов по величине».

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия.

Содержание

Рассмотри картинку и скажи, что мы можем назвать широким, а что узким?

А в нашей комнате есть широкие и узкие предметы? Вспомни, что еще можно назвать широким и узким на улице или дома.

Задание 5. Физкультминутка «Краб. Сороконожки»

Задание 6. Учимся рассказывать по картинкам «На берегу озера»

Цель: развитие связной, последовательной речи.

Что ребята делали на берегу озера?

Кто играл вместе с ребятами?

Что случилось?

Кто и как достал мяч из воды?

Задание 7. «Дорисуй предметы»

Цель: развитие внимания, целостности восприятия, умения пользоваться карандашом.

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 5

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. Чудесные пуговицы «Сделай часы»

Задание 2. «Кто куда спрятался»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия и памяти.

Содержание

Дети решили поиграть в прятки. Помоги мальчику найти друзей.

Задание 3. «Чего не хватает»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Содержание

Рассмотри карточку и скажи, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

Задание 4. «Найди домик для фигуры»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Содержание

На листе изображены различные геометрические фигуры разного цвета. Это домики. Найди им жильцов.

Задание 5. Физкультминутка «Братья»

Задание 6. «Опиши предмет»

Цель:обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Содержание

Ребенку предлагается любой предмет, который он должен описать.

Вначале опиши предмет с закрытыми глазами, а потом с открытыми глазами.

Задание 7. «Дорисуй прожилки у листьев»

Цель: развитие внимания, целостности восприятия.

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Источник