Индивидуальная программа психолога по развитию ребенка с ограниченными возможностями
Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Индивидуальная диагностика психического развития.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Программа развития сенсомоторной сферы включает:
- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
Развитие памяти и внимания:
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- следовое конструирование по образцу.
Развитие мышления:
- Сравнение и установление тождества объектов;
- развитие способности соотносить часть и целое;
- классификация объектов по 2-м признакам.
Развитие речи.
- развитие речевого общения с окружающими;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи.
Развитие эмоционально-личностной сферы:
- умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- формирование самооценки;
- обучение навыкам саморасслабления.
Подготовка к овладению учебной деятельностью:
- развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
- индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
- использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
- обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
- формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
- формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
- формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
- использование карандашей и ручек с отягощением;
- «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
- письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
- письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
- письмо по опорным точкам.
В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Источник
Государственное бюджетное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277
Кировского района Cанкт – Петербурга.
Рекомендована к использованию «Утверждаю»
Педагогическим советом Приказ от___________№______
Протокол от __________№_____ Директор ГБОУСОШ № 277
___________ зам. директора по УВР
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения
образования
ребенка – инвалида
(дата рождения )
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Ответственный за реализацию программы: педагог-психолог
Гусева Анна Викторовна
Пояснительная записка. Актуальность данной программы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель данной программы: Комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для ре-шения задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Задачи:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) развитие учебной и познавательной мотивации;
6) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Структура программы:
Программа психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка — инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;
Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка — инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Предметно-образовательный модуль. Организация обучения ребенка — инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
— координация действий всех участников сопровождения образования ребенка;
-психолого-педагогическая диаг-ностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
Сентябрь -октябрь 2016г.
2 этап
-реализация программы коррекционно-развивающих занятий;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка — инвалида (консультирование, беседы, обсуждения);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
-психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-психологическая беседа по профессиональному самоопределению.
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
ноябрь 2016г. — май 2017г.
3 этап
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
май 2017г.
Основные методы, средства и формы сопровождения:
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа, лекция;
— Наблюдение;
— Педагогический консилиум, педсовет;
— Создание проблемной ситуации;
— Консультирование;
— Развивающие упражнения и задания;
— Методы индивидуальной работы;
Основные воспитательные средства и формы:
беседы;
творческие конкурсы;
праздники;
социальные проекты;
литературно-музыкальные композиции;
театральные постановки;
выставки;
тренинги;
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:
собрание;
родительская конференция;
организационно — деятельностная и психологическая игра;
собрание-диспут;
родительский лекторий;
семейная гостиная;
встреча за круглым столом;
вечер вопросов и ответов;
семинар;
педагогический практикум;
тренинг для родителей;
праздник и др.
Процедура и критерии оценки эффективности программы:
Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной программы можно определить по следующим критериям:
повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
развитие личности учащегося;
школьная успешность ребенка-инвалида;
социализация ребенка-инвалида;
Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи-рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:
наблюдение;
анкетирование обучающихся и родителей;
сбор информации;
социологический опрос;
педагогические и психологические диагностики;
мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги).
Прогнозируемый результат:
восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
развитие творческих способностей;
развитие самостоятельности и самоорганизации
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
План мероприятий,
посредством которых реализуется
индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения
Ответственный за выполнение
Сентябрь
Сбор и оформление документов для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка
Анализ документов (ИПР, рекомендаций МСЭ)
Проведение родительского собрания для родителей детей-инвалидов с целью разъяснения им сути психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении
Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
ПМПк СОШ»
Учителя предметники (кураторы)
Октябрь
Консультирование родителей по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей-инвалидов
Координация деятельности всех участников психолого-педагогического сопровождения
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
ПМПк СОШ», педагог-психолог, социальные педагоги, учителя предметники,
кураторы
Ноябрь
Разработка рекомендаций для родителей детей-инвалидов («В помощь родителю»)
Патронаж семей детей-инвалидов
Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развивающей работы
Педагогический прогноз учебных возможностей ребенка – инвалида. Организация и ведение образовательного процесса (обучение)
Заседание ПМПк по итогам входной диагностики специалистов (педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога)
социальные педагоги, педагог-психолог
социальные педагоги
Педагог-психолог
Учитель предметник
(далее – куратор)
ПМПк школы
Декабрь
Консультативный прием родителей
Мероприятия в рамках декады инвалидов
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Выбор адекватных методов и средств обучения.
Социальные педагоги,
Педагог-психолог
соц. педагоги
педагог-психолог,
педагог-психолог
кураторы
Январь
Оптимизация эмоционально-волевой сферы
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения
Социальные педагоги,
педагог-психолог
кураторы
медицинский работник,
педагог-психолог
Февраль
Родительское собрание «Методы и стили воспитания»
Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия).
Отслеживание психологического климата в семьях с детьми-инвалидами
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Адаптивность к различны формам и методам обучения
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения
педагог-психолог
социальные педагоги
соц.педагоги, кураторы
ПМПк
медицинский работник,
педагог-психолог
Март
Консультации по решению материальных проблем семьи
Формирование адекватной самооценки и оптимизация эмоционально-волевой сферы
Тематическая выставка-экскурсия литературы для детей-инвалидов и их родителей
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения
соц. педагоги
педагог-психолог
соц. педагоги
кураторы
медицинский работник, педагог-психолог
Апрель
Формирование познавательной сферы детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)
Демонстрация фильмов о жизни семей с детьми-инвалидами (для родителей и детей-инвалидов)
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Развитие личности учащегося.
Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате
социальные педагоги
педагог-психолог
кураторы
медицинский работник, педагог-психолог
Май
Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.
Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.
Итоговое заседание ПМПк по вопросу реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения
Преподаватели социальные педагоги
педагог-психолог
кураторы
кураторы, другие члены ПМПк
Приложение 1.
Индивидуальный план психологического сопровождения
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
Выписка из заключения ПМПК:
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:
Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, кинезиологические упражнения;
Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, , музыкотерапия, арттерапия;
Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2016 г.), итоговая диагностика (апрель 2017г)
Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 ноября
по 15мая. Периодичность занятий – 1 раза в неделю, длительностью 45 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
п/п
Направление (вид) коррекционно-развивающей работы
Основные пути их решения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы
Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.
Развитие познавательных навыков
Формирование позна-вательных процессов
Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы
Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей
Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.
Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь-Декабрь)
Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. ( Декабрь-Январь)
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь)
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль)
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март)
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель)
Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май)
Источник