Индивидуальная образовательная программа развития ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

Читайте также:  Особенности развития ребенка от года до трех лет

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Ф.И.О. ребенка

  • Б. Вероника Андреевна

Дата рождения

  • 7 июля 2012 г.

Дата зачисления на логопедический пункт: 5 сентября 2018 г.

Дошкольная группа:

  • подготовительная к школе группа;

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Заключение и рекомендации ПМПК

Конкретизация категории ОВЗ:

  • ПрАООП для детей с ТНР

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: ребенок опрятен, аккуратен.
  • Исследование движений и действий: общая моторика в норме; мелкая моторика сформирована недостаточно.
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение ребенка: спокойное, доброжелательное.
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: во время занятий отвлекается, произвольные память и внимание снижены. Медленно запоминает и быстро забывает.
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: запас представлений о себе и окружающем мире сформирован по возрасту.
  • Особенности речевой деятельности: Нарушено произношение звуков «Р», «Л»,»ЛЬ», «С», «З»,»Ц»; Фонематическое восприятие сформировано недостаточно; Допускает ошибки при произнесении слов сложной логовой структуры; Ошибки при изменении форм существительных в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах. Трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, пересказе.
  • Состояние игровой деятельности: умеет играть в игры, требующие соблюдения правил.
  • Состояние продуктивной деятельности: навыки самообслуживания сформированы; умеет решать задачи в пределах 5, прямой счет до 15. Рисует, лепит, конструирует по возрасту.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, коммуникативной и компенсации нарушений в развитии.

Читайте также:  Создание благоприятной атмосферы для развития ребенка

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • В групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В группе должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.
  • Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

  • Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Первая группа здоровья

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

  • ПрАООП для детей с ТНР

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях подготовительной к школе группы.

Читайте также:  Семь месяцев ребенку развитие режим дня

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.
  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
  • Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.
  • Частая смена видов деятельности.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.
  • Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции внимания портала Мерсибо.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.
  • Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие образно-логического мышления.
  • Развитие элементов словесно-логического мышления.
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия

Воспитатели:

Б. Ольга Ивановна

Б. Инна Владимировна

Логопедическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия

Логопед:

С.Наталия Евгеньевна

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Музыкальные досуги

Музыкальный руководитель:

А.Елена Сергеевна

С. Ольга Владимировна

Физкультурные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Физкультурные досуги

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Л. Галина Николаевна

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы
  • Корректировка ИОМ и ИОП

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Тематические встречи
  • Открытые занятия
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Тематические встречи
  • Открытые занятия
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Вечер вопросов и ответов
  • Совместные поручения с детьми

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования

5.2. Итоговый контроль

«Согласовано»

Методист _________________________ ФИО

Воспитатели: ___________________ Б. Ольга Ивановна ___________________ Б. Инна Владимировна

Специалист коррекционного профиля (логопед): ___________________ С.  Наталия Евгеньевна

С результатами работы за год ознакомлен
Родитель: ___________________ Б. Людмила Викторовна

Источник