Индивидуальная логопедическая программа развития ребенка
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Школа № 77»
__________И. В. Паркина
Приказ № ___ от 30.08.2017
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
(указать учебный предмет, курс)
Программа разработана на основе: «Программы
коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная
образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического совета
МАОУ «Школа №77»
от 30.08. 2017 №1
____________Захватаева Л.В.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________Сорокина Л.Е.
от 30.08.2017
Ростов-на-Дону
2017/2018
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО ребёнка ___________________________________
Дата рождения ____________________________
Логопедическое заключение: __________________________________
Цель программы:
Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-
развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие
лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Формирование речевого дыхания.
6. Развитие интонационной стороны.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза.
8. Формирование правильного произношения звуков.
9. Формирование слоговой структуры слова
10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи
11. Развитие связной речи.
Форма логопедического воздействия – индивидуальная.
Методы логопедического воздействия:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Направления реализации программы
Логопедическая диагностика.
Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию
письменной речи ребёнка.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные консультации.
Открытые индивидуальные логопедические занятия.
Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.
Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).
Содержание логопедической деятельности:
1. Развитие понимания речи
• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;
• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
• Формировать понимание обобщающего значения слов;
• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью
2. Развитие общей и мелкой моторики:
• Логоритмические упражнения под музыку.
• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать зрительно-моторную координацию
• Развивать графические навыки.
3. Развитие мимики и эмоций:
• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,
печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики
• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и
удерживать их.
• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов
артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного
движения на другое.
5. Формирование речевого дыхания:
• Формирование целенаправленной воздушной струи.
6. Развитие интонационной стороны:
• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.
• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:
развивать силу, высоту голоса.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза:
• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-
тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
• Учить выделять звук из ряда звуков.
8. Формирование правильного произношения звуков:
• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж
языка;
• Артикуляционные упражнения для губ;
• Артикуляционные упражнения для языка;
• Постановка и автоматизация звуков;
9. Формирование слоговой структуры слова:
• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами
• Произнесение слов со стечением согласных.
10. Формирование лексико-грамматических средств языка:
— Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по
лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать
синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.
• Развитие грамматического строя речи:
— Формировать словообразования
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами -ик, -ин;
• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто
употребляемые глаголы.
— Формирование словоизменения:
• Изменять существительные по числам
• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах
• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в
• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования личных
местоимений с глаголами.
11 . Развитие самостоятельной фразовой речи
• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по
модели: «Кто? Что делает? Что?»
• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.
• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять
его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его
товарищу.
• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений
(я, ты, он, она, они).
• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений
(по вопросному плану).
• Расширять объём предложений за счёт введения однородных
подлежащих, сказуемых, дополнений.
• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из
двух, — трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и
вопросному плану).
• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами
предложение, начатое логопедом.
• Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь»,
«Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Времена года», «Животные и
птицы», «Транспорт», «Профессии» и. др.
Тематическое планирование занятий
Развитие понимания речи
Развитие лексико-грамматических средств языка.
3
8
Порядковые числительные 1, 2, много
2
9
Распространение предложений путем введения однородных сказуемых
2
10
Распространение предложений путем введения однородных дополнений
2
11
Р.п. существительных
1
12
Д.п. существительных
1
13
Т.П. существительных
1
14
Предлог «в»
1
15
Предлог «на»
1
16
Предлог «под»
1
17
Приставочные глаголы
2
18
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
2
19
Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)
2
20
Части предметов
2
всего
36
Развитие самостоятельной фразовой речи.
2
2
Разучивание стихов, потешек
3
3
Составление предложений по демонстрации действий
2
4
Составление предложений по вопросам
3
5
Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)
2
6
Составление простых рассказов по вопросному плану
3
7
Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»
3
8
Однородные подлежащие, сказуемые
2
9
Однородные дополнения
2
10
Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)
3
всего
25
Развитие произносительной стороны речи.
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:
-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),
гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);
-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложенных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка
расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.
Источник
Составление индивидуальной программы развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ
На логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад и имеющие следующие логопедические заключения: фонетическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие.
Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение учебного года. По итогам логопедического обследования разрабатываются направления коррекционно-развивающей работы по преодолению ФН и ФФН у воспитанников в соответствии с программными требованиями и с учетом возрастных и личностных особенностей детей, состояния их речи.
Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год.
Индивидуальная программа развития ребенка
Ф.И. ребенка: ___________
Возраст: 5 лет 8 мес.
Логопедическое заключение: ФФН. Стертая форма дизартрии
По данным логопедического обследования: речь смазана, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, недостаточный уровень сформированности связной речи.
Цель программы: формирование произносительных навыков, фонематических процессов, связной речи и высших психических функций у ребенка во время индивидуально-коррекционной работы.
Задачи:
- коррекция дефектов звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- формирование слоговой структуры слов;
- формирование просодической стороны речи;
- развитие связной речи – умения строить рассказ по сюжетной картине;
- активизация внимания, памяти, мышления.
Сроки реализации программы: 1 год.
Содержание логопедической работы
1. Коррекция звукопроизношения.
Подготовительный этап:
- Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
- Упражнения на развитие общей и мелкой моторики средствами интегративных физкультурно-речевых занятий.
- Игры с мелкими предметами (мозаика, пуговицы и пр.).
- Раскрашивание, штриховка, прохождение лабиринтов.
- Развитие мимики: формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
- Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка-хоботок», «Печем блины».
- Артикуляционные упражнения для языка: «Горка», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Чистим зубки», «Фокус», «Дятел», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Формирование произносительных умений и навыков:
- Постановка звуков в следующей последовательности: [Ш], [Л], [Р], [Рь].
- Автоматизация звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
- в слогах ([Л] – начиная с обратных, остальные – с прямых. [Р] автоматизируется в проторном состоянии);
- в словах ([Р] может автоматизироваться в проторном состоянии, обязательно перейти к раскатистому произнесению);
- в предложениях;
- в спонтанной речи.
- Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам: [С-Ш], [Л-В] (остальные по необходимости).
2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:
- Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
- Узнавание звука на фоне ряда звуков.
- Узнавание звуков на фоне слова.
- Определение первого гласного и согласного звука в слове.
- Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
- Определение последовательности звуков в слове.
3. Развитие слоговой структуры слов.
- Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность гласных звуков.
- Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность слогов.
- Формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слов.
4. Коррекция связной речи:
- Составление картинно-графических планов.
- Пересказ знакомых текстов по картинному плану.
- Составление описательных рассказов по лексическим темам.
5. Развитие ВПФ:
- Развитие мыслительных операций, сравнения, обобщения, анализа.
- Установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
- Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.
- Совершенствование зрительно-моторной координации.
Учитель-логопед ___________
Источник
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: № 1
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 5,9 лет
Место жительства:
Мать:
Отец: Год обучения: 2
Заключение ТПМПК № от Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная программа: АООП для детей с ТНР в ДОО.
Заключение ПМПк № от Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи 2 уровень речевого развития, запинки в речи.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Единственный ребёнок в семье. Родители заинтересованы в помощи ребёнка. Принимают активное участие в образовательном процессе. Двуязычия в семье нет. Нарушений речи у ближайших родственников нет. Социальные условия: материально обеспечены. С 6 мес. до 1,5 лет ребёнок воспитывался у бабушки.
Заключения специалистов: педиатр, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед — здоров.
В анамнезе выявлены вредоносные факторы биологического характера. В 2017г. установлен диагноз артроз тазобедренного сустава (со слов матери), длительный болезненный синдром, стационарное лечение с мамой.
Моторная сфера. Отмечается моторная напряжённость, повышенный тонус верхней части тела, неловкость, медленное переключение с одной позы на другую в общей и мелкой моторике.
Состояние речевого аппарата без особенностей.
Голосовая функция не нарушена. С сентября 2018г. стал говорить шёпотом при ответах.
Дыхательная функция — отмечаются непостоянные запинки при стремлении к быстрому высказыванию, эмоциональном возбуждении.
Двигательные функции мимической мускулатуры не нарушены.
Двигательные функции артикуляционной мускулатуры — не нарушены.
Нарушений слуха, зрения нет.
Кирилл в контакт вступает не сразу, первое время молчит, не выполняет инструкции. Знает своё имя и фамилию, понимает родственные связи.
Настроение ребёнка устойчивое, хорошее. Волевые особенности — нерешительность. Долго присматривается, выполняет задания не сразу.
Позже включается в работу. Работоспособность устойчивая, работает с интересом.
Реакции на замечания и одобрения адекватные.
Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния — новые условия, участники групп, педагоги.
Общая характеристика речи.
Понимание речи. Не нарушено.
Состояние фразовой речи. Может построить собственное высказывание, отмечаются частые запинки в речи (в начале слова с согласного звука). Весной отмечается ухудшение.
Грамматический строй речи. Словообразовательные словоизменительные навыки соответствуют возрасту. Отмечаются редкие ошибки в согласовании существительных с числительными ( 5 стулов, куклов), редкие аграмматизмы типа «продавает», при уточнении Кирилл может исправить ошибки.
Лексический запас. Достаточный для осуществление полноценной коммуникации. Фонематический слух развит. Фонематическое восприятие соответствует возрасту. Навыки звукового анализа и синтеза активно формируются. Доступно определение начального и конечного звука в слове, места звука в слове в позиции начало – конец – середина слова.
Слоговая структура грубо не нарушена. Отмечается несформированность навыков слогового анализа и синтеза.
Звукопроизношение нарушено: свистящий сигматизм шипящих – замена Щ=Сь; параротацизм Р=Л, Рь=Ль.
3. Индивидуальный образовательный план.
Предмет | Групповые занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | Педагог |
Развитие речи | 1 | Воспитатель, учитель-логопед | ||
ФЭМП | 1 | Воспитатель | ||
Познавательное | 1 | Воспитатель | ||
Физкультура | 3 | Инструктор по физической культуре | ||
Музыка | 2 | Музыкальный руководитель | ||
Рисование, лепка, аппликация | 3 | Воспитатель | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 2 2 | Учитель-логопед, педагог-психолог | |
Всего | 11 | 2 | 4 |
4. Основные направления работы.
4.1. Перспективный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребёнком.
1) Развитие моторики, дыхательной деятельности:
- тонкой моторики рук;
- артикуляционной моторики;
- вырабатывать речевое дыхание, сильный длительный выдох и направленную воздушную струю.
2) Формирование лексико-грамматических средств языка.
- учить согласовывать существительные с числительными;
3) Развитие фонематического восприятия.
- Учить узнавать и различать:
— звукокомплексы по высоте, силе, тембру,
— фонемы, слоги, слова, близкие по звуковому составу;
— формировать навыки слогового, звукового анализа.
4) Формирование правильного произношения.
- Постановка звуков Щ, Р, Рь;
- Автоматизация поставленных звуков в речи.
- Дифференциация звуков: Щ и Сь.
5) Время занятий: Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.
4.2. Поэтапное содержание психокорекционной работы.
I ЭТАП
Подготовительный (3 занятия)
Задачи:
— установление эмоционально-позитивного контакта с ребёнком;
— формирование умения произвольно направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка с логоневрозом интерес к взаимодействию с игрушкой, преодолеть робость и неуверенность.
II ЭТАП
Отреагирование детских страхов и тревожности (8 занятий).
Задачи:
— обогащения эмоционального опыта положительными переживаниями;
— снятие эмоционального напряжения;
— формирование умения различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно – не приятно, страшно, радостно, удивительно, печально);
— формирование умения понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;
— отреагирование чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.
Ожидаемый результат: помочь ребёнку с логоневрозом научиться различать базовые эмоции с помощью цвета, мимики, интонации, игрушки, а также отреагировать тревожность, связанную с боязнью самостоятельных действий.
III ЭТАП
Формирующий (8 занятий).
Задачи:
— формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих и потенциально опасных ситуациях;
— фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления тревоги;
— повышение чувства уверенности в себе;
— расширение поведенческого репертуара и навыков общения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка способы уверенного поведения в опасных (темнота0 или незнакомых (новый детский коллектив) ситуациях; научить с помощью мимики, жестов, позы, походки и реплик передавать различные настроения.
IV ЭТАП
Заключительный (6 занятий).
Задачи:
— обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования в психотравмирующих ситуациях;
— формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;
— перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.
Ожидаемый результат:
— закрепить способы уверенного поведения ребёнка с логоневрозом в дошкольном учреждении при взаимодействии со сверстниками.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
учитель-логопед | |
педагог-психолог |
6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| Фиксация в тетрадях консультаций специалистов |
7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2016г.
Рабочая программа учителя-логопеда.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия», 1998.
Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1984.
Коррекционные, развивающие игры и пособия специалистов .
8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Обследование в начале, середине, конце учебного года.
Учитель – логопед ____________ /
Педагог-психолог ____________ /
Источник