Влияние игры на развитие памяти ребенка

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

В.А.Сухомлинский

       В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

      Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

      Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.  

      Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде Целевых ориентиров дошкольного образования (ч.IV, п.4.1 ФГОС ДО).  К целевым ориентирам дошкольного образования согласно ФГОС ДО относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры Программы  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. [7]  

    Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
    В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения  стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка –  игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
   Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
    Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. 
   Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.       Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
   Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
     Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности

Читайте также:  Природа как фактор здоровья и развития ребенка

      На сегодняшний день большие требования предъявляются к уровню развития ребенка, а именно к развитию его психических процессов.

      Любое овладение знаниями и навыками предполагает определенный уровень развития памяти. Поэтому задача взрослых искать и использовать, как можно больше методов и приемов для развития этого процесса. Большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение: с первых же дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль, развиваются произвольные психические процессы.

      В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти. Детям дается задача — запомнить что-либо, но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивают память.  Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, так как этот вид деятельности упорядочивает поведение ребенка, что способствует более продуктивному запоминанию. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

  Дидактические игры содержат необходимые условия, способствующие целенаправленному развитию памяти ребенка. Во-первых, во всех играх у ребенка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения. Во-вторых, в каждой игре ребенку предлагаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.

  По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». [5]. Н.М. Аскарина, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, А.К. Бондаренко говорят, что именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, что если один из них не сформирован, то остальные дальше просто не развиваются.

   Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, улучшают воображение, наблюдательность и помогают легче перейти от программы детского сада к программе школьной, которая требует определенных навыков и умений. В.А. Дрязгунова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова отмечают, что увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию [1].

Читайте также:  Ребенок с нарушениями умственного развития в семье

       Используя развивающую игру как средство умственного воспитания и форму обучения, педагог руководствуется общими дидактическими требованиями [6,4]. Одним из требований является системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.                   Необходимость повторности игр определяется тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Во всех этих случаях ребенок не подвергает материал никаким изменениям и запечатлевает его в той последовательности элементов, которая дана ему в готовом виде.

        Проводить развивающие игры и упражнения проще, распределяя детей на подгруппы, так как каждый ребенок хочет принять участие, но не всегда может быстро дать ответ. Поэтому необходимо подбирать задания в соответствии с особенностями детей, и тогда они принесут больше радости и желание играть, а значит, помогут развивать мышление, память и внимание. Зная особенности памяти детей своей группы, воспитатель проводит с некоторыми из них индивидуальные упражнения, направленные на развитие способности запоминания. Используя различные вспомогательные средства для запоминания — картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов — можно развить у ребенка память, увеличить скорость и объем запоминания.

Дидактическая игра характеризуется сочетанием наглядности, слова воспитателя и действий самих детей (с игрушками, предметами, картинками и т.д.). Наглядность в игре представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов. [6, 4].

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения  игровых действий, вопросы к детям — все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения. [6,4].

      А. И. Сорокина утверждает, что упражнения являются одной из форм обучения, умственного воспитания. Вместе с тем они используются и как прием обучения на занятиях и в дидактических играх [6,2]. Упражнения содействуют более глубокому усвоению знаний, умений, навыков, формированию способов практических и умственных действий и развитию познавательных способностей. Еще КД. Ушинский, придавая им, особое значение в развитии мыслительной деятельности, включал в «Родное слово» разнообразные упражнения на группировку предметов по разным признакам, на классификацию их. Упражнения он считал школой мышления [6,2].

Читайте также:  Центр развития ребенка на ленской

       Особенностью упражнений как формы обучения является самостоятельность детей в решении той или иной познавательной задачи. Однако самостоятельность не предполагает свободу не управляемых воспитателем действий или процесса деятельности детей: она подлежит обучающему и направляющему руководству воспитателя. Но постепенно формы, мера руководства изменяются: прямое, открытое руководство, когда воспитатель ставит ту или иную задачу, указывает способы ее решения, характер упражнений, все больше и больше заменяется руководством самостоятельной деятельностью детей. При этом прямые указания заменяются советами, активизацией самостоятельности детей в поисках наиболее эффективных способов упражнений, обеспечивающих наилучший результат. По мере развития самостоятельности привлекается активность детей, и руководство воспитателя выражается в том, что он лишь контролирует правильность упражнений  [1,5].

      Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Разнообразные игры с картинками помогают детям упражняться в операции отнесения и усвоения обобщающих слов. Усвоение детьми обобщенных названий «животные», «растения» и др., а также упражнение детей в практическом создании группы однородных предметов осуществляется в различных настольно- печатных играх [3,4]. После определенного количества игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки следует вводить различные словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь на  имеющиеся у них знания [3,4].

      Таким образом, дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

      Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.

     Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989,- С,- 45.
  1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
  1. Житникова Л.М. Учим детей запоминать: Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1985.-С.-17.
  1. ИстоминаЗ.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун- та, 1981. -С.-252
  1. Квавилашвили Л.Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти. // Вопросы психологии — 1986,- №4,- С.-150.
  1. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду,- М.: Просвещение, 1982. — С,- 5-27.
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября2013 г. № 1155. – www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.htm

Источник