Индивидуальная логопедическая программа развития ребенка

Индивидуальная логопедическая программа развития ребенка thumbnail

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза

Мыльникова Владимира Васильевича»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Школа № 77»

__________И. В. Паркина

Приказ № ___ от 30.08.2017

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

(указать учебный предмет, курс)

Программа разработана на основе: «Программы

коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»

Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная

образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями

речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)

Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического совета

МАОУ «Школа №77»

от 30.08. 2017 №1

____________Захватаева Л.В.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________Сорокина Л.Е.

от 30.08.2017

Ростов-на-Дону

2017/2018

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО ребёнка ___________________________________

Дата рождения ____________________________

Логопедическое заключение: __________________________________

Цель программы:

Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-

развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Формирование речевого дыхания.

6. Развитие интонационной стороны.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза.

8. Формирование правильного произношения звуков.

9. Формирование слоговой структуры слова

10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи

11. Развитие связной речи.

Форма логопедического воздействия – индивидуальная.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;

  • Наглядные;

  • Практические.

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.

  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию

письменной речи ребёнка.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.

  • Открытые индивидуальные логопедические занятия.

  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.

Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).

Содержание логопедической деятельности:

1. Развитие понимания речи

• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;

• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;

• Формировать понимание обобщающего значения слов;

• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью

2. Развитие общей и мелкой моторики:

• Логоритмические упражнения под музыку.

• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

• Развивать зрительно-моторную координацию

• Развивать графические навыки.

3. Развитие мимики и эмоций:

• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,

печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики

• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и

удерживать их.

• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов

артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного

движения на другое.

5. Формирование речевого дыхания:

• Формирование целенаправленной воздушной струи.

6. Развитие интонационной стороны:

• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.

• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:

развивать силу, высоту голоса.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза:

• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-

тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

• Учить выделять звук из ряда звуков.

8. Формирование правильного произношения звуков:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж

языка;

• Артикуляционные упражнения для губ;

• Артикуляционные упражнения для языка;

• Постановка и автоматизация звуков;

9. Формирование слоговой структуры слова:

• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами

• Произнесение слов со стечением согласных.

10. Формирование лексико-грамматических средств языка:

— Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по

лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать

синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.

• Развитие грамматического строя речи:

— Формировать словообразования

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами -ик, -ин;

• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто

употребляемые глаголы.

— Формирование словоизменения:

• Изменять существительные по числам

• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах

• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в

• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования личных

Читайте также:  Главная задача познавательного развития ребенка

местоимений с глаголами.

11 . Развитие самостоятельной фразовой речи

• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по

модели: «Кто? Что делает? Что?»

• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.

• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять

его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его

товарищу.

• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений

(я, ты, он, она, они).

• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений

(по вопросному плану).

• Расширять объём предложений за счёт введения однородных

подлежащих, сказуемых, дополнений.

• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из

двух, — трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и

вопросному плану).

• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами

предложение, начатое логопедом.

• Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь»,

«Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Времена года», «Животные и

птицы», «Транспорт», «Профессии» и. др.

Тематическое планирование занятий

Развитие понимания речи

Развитие лексико-грамматических средств языка.

3

8

Порядковые числительные 1, 2, много

2

9

Распространение предложений путем введения однородных сказуемых

2

10

Распространение предложений путем введения однородных дополнений

2

11

Р.п. существительных

1

12

Д.п. существительных

1

13

Т.П. существительных

1

14

Предлог «в»

1

15

Предлог «на»

1

16

Предлог «под»

1

17

Приставочные глаголы

2

18

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

2

19

Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)

2

20

Части предметов

2

всего

36

Развитие самостоятельной фразовой речи.

2

2

Разучивание стихов, потешек

3

3

Составление предложений по демонстрации действий

2

4

Составление предложений по вопросам

3

5

Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)

2

6

Составление простых рассказов по вопросному плану

3

7

Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»

3

8

Однородные подлежащие, сказуемые

2

9

Однородные дополнения

2

10

Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)

3

всего

25

Развитие произносительной стороны речи.

Ожидаемые результаты.

В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:

-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;

-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

-понимать простые грамматические категории;

-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),

гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных

слов из сохранных и усвоенных звуков;

-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,

используемых в рамках предложенных конструкций;

-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка

расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.

Источник

Составление индивидуальной программы  развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ

На логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад и имеющие следующие логопедические заключения:         фонетическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие.                

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение учебного года. По итогам логопедического обследования разрабатываются направления коррекционно-развивающей работы по преодолению ФН и ФФН у воспитанников в соответствии с программными требованиями и с учетом возрастных и личностных особенностей детей, состояния их речи.

Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год.

    Индивидуальная программа развития  ребенка

Ф.И. ребенка: ___________

Возраст: 5 лет 8 мес.

Логопедическое заключение: ФФН. Стертая форма дизартрии

           По данным логопедического обследования: речь смазана, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, недостаточный уровень сформированности связной речи.

Цель программы: формирование произносительных навыков, фонематических процессов,  связной речи и высших психических функций у ребенка  во время индивидуально-коррекционной работы.

Задачи:

  • коррекция дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование слоговой структуры слов;
  • формирование просодической стороны речи;
  • развитие связной речи – умения строить рассказ по сюжетной картине;
  • активизация внимания, памяти, мышления.

Сроки реализации программы: 1 год.

Содержание логопедической работы

1. Коррекция звукопроизношения.

 Подготовительный этап:

  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
  • Упражнения на развитие общей и мелкой моторики средствами интегративных физкультурно-речевых занятий.
  • Игры с мелкими предметами (мозаика, пуговицы и пр.).
  • Раскрашивание, штриховка, прохождение лабиринтов.
  • Развитие мимики: формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка-хоботок», «Печем блины».
  • Артикуляционные упражнения для языка: «Горка», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Чистим зубки», «Фокус», «Дятел», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Читайте также:  Одаренный ребенок диагностика и развитие

Формирование произносительных умений и навыков:

  • Постановка звуков в следующей последовательности: [Ш], [Л], [Р], [Рь].
  • Автоматизация звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • в слогах ([Л] – начиная с обратных, остальные – с прямых. [Р] автоматизируется в проторном состоянии);
  • в словах ([Р] может автоматизироваться в проторном состоянии, обязательно перейти к раскатистому произнесению);
  • в предложениях;
  • в спонтанной речи.
  • Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам: [С-Ш], [Л-В] (остальные по необходимости).

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

  • Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
  • Узнавание звука на фоне ряда звуков.
  • Узнавание звуков на фоне слова.
  • Определение первого гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последовательности звуков в слове.

3. Развитие слоговой структуры слов.

  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность гласных звуков.
  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность слогов.
  • Формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слов.

4.  Коррекция связной речи:

  • Составление картинно-графических планов.
  • Пересказ знакомых текстов по картинному плану.
  • Составление описательных рассказов по лексическим темам.

5. Развитие ВПФ:

  • Развитие мыслительных операций, сравнения, обобщения, анализа.
  • Установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.
  • Совершенствование зрительно-моторной координации.

Учитель-логопед                                    ___________

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке.

ID программы:  № 1

ФИО ребенка:  

Возраст ребенка:      5,9 лет

Место жительства:  

Мать:  

Отец:  Год обучения:  2

Заключение ТПМПК №   от    Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная программа: АООП для детей с ТНР в ДОО.

Заключение ПМПк №  от   Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи 2 уровень речевого развития, запинки в речи.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Единственный ребёнок в семье. Родители заинтересованы в помощи ребёнка. Принимают активное участие в образовательном процессе. Двуязычия в семье нет. Нарушений речи у ближайших родственников нет. Социальные условия: материально обеспечены. С 6 мес. до 1,5 лет ребёнок воспитывался у бабушки.

Заключения специалистов: педиатр, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед — здоров. 

В анамнезе выявлены вредоносные факторы биологического характера. В 2017г. установлен диагноз артроз тазобедренного сустава (со слов матери), длительный болезненный синдром, стационарное лечение с мамой. 

Моторная сфера. Отмечается моторная напряжённость, повышенный тонус верхней части тела, неловкость, медленное переключение с одной позы на другую в общей и мелкой моторике.

Состояние речевого аппарата без особенностей.

Голосовая функция не нарушена. С сентября 2018г. стал говорить шёпотом при ответах.

Дыхательная функция — отмечаются непостоянные запинки при стремлении к быстрому высказыванию, эмоциональном возбуждении.

Двигательные функции мимической мускулатуры не нарушены.

Двигательные функции артикуляционной мускулатуры — не нарушены.

Нарушений слуха, зрения нет.

Кирилл в контакт вступает не сразу, первое время молчит, не выполняет инструкции. Знает своё имя и фамилию, понимает родственные связи.

Настроение ребёнка устойчивое, хорошее. Волевые особенности — нерешительность. Долго присматривается, выполняет задания не сразу.

Позже включается в работу. Работоспособность устойчивая, работает с интересом.

Реакции на замечания и одобрения адекватные. 

Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния — новые условия, участники групп, педагоги.

Общая характеристика речи. 

Понимание речи. Не нарушено.  

Состояние фразовой речи. Может построить собственное высказывание, отмечаются частые запинки в речи (в начале слова с согласного звука). Весной отмечается ухудшение.

Грамматический строй речи. Словообразовательные   словоизменительные навыки соответствуют возрасту. Отмечаются редкие ошибки в согласовании существительных с числительными ( 5 стулов, куклов), редкие аграмматизмы типа «продавает», при уточнении Кирилл может исправить ошибки.

Лексический запас. Достаточный для осуществление полноценной коммуникации.  Фонематический слух развит. Фонематическое восприятие соответствует возрасту. Навыки звукового анализа и синтеза активно формируются. Доступно определение начального и конечного звука в слове, места звука в слове в позиции начало – конец – середина слова.

Читайте также:  Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Слоговая структура грубо не нарушена. Отмечается несформированность навыков слогового анализа и синтеза.

Звукопроизношение нарушено: свистящий сигматизм шипящих – замена Щ=Сь; параротацизм Р=Л, Рь=Ль.  

3. Индивидуальный образовательный  план.

Предмет

Групповые занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Педагог

Развитие речи

1

Воспитатель, учитель-логопед

ФЭМП

1

Воспитатель

Познавательное

1

Воспитатель

Физкультура

3

Инструктор по физической культуре

Музыка

2

Музыкальный руководитель

Рисование, лепка, аппликация

3

Воспитатель

Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

Учитель-логопед,

педагог-психолог

Всего

11

2

4

4. Основные направления работы.

4.1. Перспективный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребёнком.

1)  Развитие моторики, дыхательной деятельности:

  • тонкой моторики рук;
  • артикуляционной моторики;
  • вырабатывать речевое дыхание, сильный длительный выдох и направленную воздушную струю.

2)  Формирование лексико-грамматических средств языка.

  • учить согласовывать  существительные с числительными;

3) Развитие фонематического восприятия.

  • Учить узнавать и различать:

— звукокомплексы по высоте, силе, тембру,

— фонемы, слоги, слова, близкие по звуковому составу;

— формировать навыки слогового, звукового анализа.

4)  Формирование правильного произношения.

  • Постановка звуков Щ, Р, Рь;
  • Автоматизация поставленных звуков в речи.
  • Дифференциация звуков: Щ и Сь.

5) Время занятий: Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.

4.2. Поэтапное содержание психокорекционной работы.

I ЭТАП

Подготовительный (3 занятия)

Задачи:

— установление эмоционально-позитивного контакта с ребёнком;

— формирование умения произвольно направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения.

Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка с логоневрозом интерес к взаимодействию с игрушкой, преодолеть робость и неуверенность.

II ЭТАП

Отреагирование детских страхов и тревожности (8 занятий).

Задачи:

— обогащения эмоционального опыта положительными переживаниями;

— снятие эмоционального напряжения;

— формирование умения различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно – не приятно, страшно, радостно, удивительно, печально);

— формирование умения понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;

— отреагирование чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.

Ожидаемый результат: помочь ребёнку с логоневрозом научиться различать базовые эмоции с помощью цвета, мимики, интонации, игрушки, а также отреагировать тревожность, связанную с боязнью самостоятельных действий.

III ЭТАП

Формирующий (8 занятий).

Задачи:

— формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих и потенциально опасных ситуациях;

— фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления тревоги;

— повышение чувства уверенности в себе;

— расширение поведенческого репертуара и навыков общения.

Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка способы уверенного поведения в опасных (темнота0 или незнакомых (новый детский коллектив) ситуациях; научить с помощью мимики, жестов, позы, походки и реплик передавать различные настроения.

IV ЭТАП

Заключительный (6 занятий).

Задачи:

— обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования в психотравмирующих ситуациях;

— формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;

— перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.

Ожидаемый результат:

— закрепить способы уверенного поведения ребёнка с логоневрозом в дошкольном учреждении при взаимодействии со сверстниками.

5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

учитель-логопед

педагог-психолог

6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)
  • Особенности развития ребёнка. Планирование коррекционной работы. Обсуждение трудностей, достижений.

Фиксация в тетрадях консультаций специалистов

7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2016г.

Рабочая программа учителя-логопеда.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия», 1998.

Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1984.

Коррекционные, развивающие  игры и пособия специалистов .

8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

Обследование в начале, середине, конце учебного года.

Учитель – логопед                                 ____________  /

Педагог-психолог                                 ____________  /

Источник