Индивидуальная консультация для родителей по вопросам семейного развития ребенка

Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития

Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.

        Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

         Цель : помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности их ребенка

        Задачи консультирования:

1.        Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника.

Способствовать формированию и родителей желание помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности

Подбор диагностического материала :анкета для родителей,личное наблюдение за ребенком, памятки  ( брошюры ) для родителей.

     Предварительная работа :наблюдение за ребенком.

1.Описание ребенка. Халикова Изель,6 лет, старшая группа. Уровень физического и интеллектуального развития соответствует возрасту .

-Состав семьи, социальное положение .Семья полная, благополучная, два ребенка в семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Мать имеет высшее образование ,работает  провизором ,у отца высшее образование работает мастером .

       -Основная проблема : застенчивость и неуверенность ребенка.

        -Как эта проблема проявляется в поведении ребенка ?

         Изель боится отвечать на занятиях ,хотя знает ответ. Когда с ней начинаешь общаться ,она отвечает ,но с ответами ей нужно помогать ,подталкивать  ее на общение . Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.

         Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

      Вопросы для обсуждения:

— Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи дошкольника

— Пути преодоление  застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в детском саду.

1.      Инициатива встречи

Родитель приглашен воспитателем в устной форме;

«Рузиля Варисовна ,мне бы хотелось с Вами встретиться и поговорить о поведении Изель.В последнее время у нее  ярко выражается неуверенность в себе .На занятиях отвечает не уверенно ,но правильно .Нам с Вами нужно ей помоч,разобраться в причинах ,почему это происходит»

    2.Описание консультации

 Ход консультации

 Этапы консультирования:

Первый этам. Выяснение проблемы, введение родителя в проблему.

Воспитатель:«Здравствуйте , Рузиля Варисовна.Я рада ,что Вы приняли мое приглашение»

Мама: «Здравствуйте .Я очень обеспокоена поведением Изель ,что делать –не знаю.В последнее время я стала замечать, что Изель стала молчаливой»

Воспитатель: «Мы вместе попытаемся разобраться в возникшей проблеме .Самое важное-это сохранение психологического здоровья Вашего ребенка. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов»

            Второй этап.Консультирование.

На сегодняшний день в психологии выделяют две причины застенчивости:

Первая причина — это проявление природной сензитивности (чувствительности), эмоциональности ребёнка. И эта особенность остаётся с человеком на протяжении всей жизни. Важно для таких детей и взрослых — развивать и укреплять уверенность.

Вторая причина застенчивости — это результат реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Бывает и такое, что осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения может вызвать ещё большую скованность, усилит неуверенность и страх перед общением. Поэтому важно не просто принять свою особенность, но и научить ребенка себе помогать, себя поддерживать.

Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.

Как помочь застенчивым, нерешительным детям?

Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.

Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.

В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения.

Осторожность — одно из характерных проявлений чувствительных и тревожных людей. Осторожные дети не рискуют, стараются не попадать в опасные и неприятные ситуации — они так о себе заботятся. Но часто они осторожничают даже тогда, когда вокруг всё знакомо и безопасно. Например, не поднимают руку на уроке, даже когда знают, что нужно сказать и находятся среди знакомых ребят; не могут самостоятельно купить продукты, хотя в этом магазине были много раз и т.д.

Для таких детей необходимы родительская поддержка, уверенность в их силах и возможностях, закрепление малейших самостоятельных шагов.

В психологических детских центрах разработаны программы для детей, отличающихся застенчивостью, скованностью, нерешительностью и испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Предлагаемые системы занятий помогают ребенку освоить навыки уверенного поведения, соответствующего характеру и темпераменту ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению доверия к другим людям, а также выработке навыков совместной деятельности и раскрытию творческих возможностей ребёнка.

Читайте также:  Развитие ребенка счет в пределах 10

Проводятся совместные детско-родительские и родительские информационные встречи, индивидуальные консультации. Консультации помогут родителям понять причины поведения ребенка и выработать стратегию и тактику для дальнейшего воспитания, которое будет поощрять укрепление уверенности ребенка в себе и уменьшит его тревожность.

Застенчивые дети обычно медлительны

Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.

Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.

Что делать? 

Главное — помнить, что:

Торопить, подгонять, упрекать ребёнка — это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.

Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.

Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или психологическую детско-родительскую программу.

 Третий этап.Рекомендации

  1. Хвалите ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
  3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
  5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться , не подменяйте  его жизненный опыт своим.
  7. Не вселяйте в своего ребёнка боязнь по отношению к себе.
  8. Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  9. Радуйтесь его победам над собой.
  10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Источник

Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического развития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Дорогие родители!
Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Мы- детский сад, педагоги- тоже заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.

1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. 
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку, избегайте крайностей любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семьи полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.

10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

Читайте также:  Олеся жукова уникальная методика развития ребенка

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских

ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления «Я» в детском возрасте, определяет развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”.

Гипер социальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: “Что-то здесь не так, уж больно он “правильный”, как будто не ребенок вовсе, а маленький “старичок”.

Сделали ребенка таким родители, движимые “благими намерениями” и знаниями, подчерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен “план” его развития, в котором родители четко определили основные “вехи”: “плавать раньше, чем ходить”, ясли с полутора лет, кружки, секции те, что попрестижнее, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, институт… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей – спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.

Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы

выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук  подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть “правильным”. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают

чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного,не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Любовь становится разменной монетой: скушал кашу — любим, не скушал — не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гипер социальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка.

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих –суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверх ценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: “Ну, он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами”. Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны – родственников, знакомых, воспитателей – дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: “Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!” Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство не придумало их дитя.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь “талант” и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег. И, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим

количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность   научиться гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа

“умей делиться”, “думай о ближнем”, “радуйся от того, что доставил другому

радость”. Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная

родительская любовь не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить — значит бояться.

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают по гостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино,

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка первого года жизни баженова

тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подроси может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: “ А это нормально, с ним все в порядке?”

Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к “тяготам жизни”. Его рано начинают обучать чему- либо, досконально готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

К описанным вариантам поведения можно отнести мнительность и подозрительность. Не имея на то оснований, женщина не отпускает своего ребенка на улицу, из-за того, что его может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка.

Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается

перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно должно что-то произойти. У него тоже возникают свои страхи: вампиров, страшных снов, взрослых парней – все как у других

детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а приобретут новую форму.

В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант – невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, — верный признак того, что надо про анализировать все происходящее и обратиться к психологу.

Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война “кто кого”.

Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и

раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним

вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально

неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают не до умение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”.

Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь – это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Источник