Игры на развитие словарного запаса ребенка

Игры на развитие словарного запаса ребенка thumbnail

Наталья кротенко
Игры на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Известно словарь включает в себя два понятия – это активный и пассивный словари. А. М. Бородич и В. И. Яшина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре:

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,

развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка василишки

очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает»?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

«День рождения Мишутки»

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи — белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … — Мишутка ждёт…

Морковь … — Мишутка ждёт…

Грибы … — Мишутка ждёт…

Зерно … — Мишутка ждёт…

Трава … — Мишутка ждёт…

Источник

ОБОГАЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У учащихся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости видов наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, обнаруживающиеся на различных уровнях речевой деятельности.

Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность детей, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.

Малый словарный запас не позволяет детям полноценно пользоваться речью как средствам общения. Неточное употребление слов, использование отдельных слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов – вот специфические особенности словаря детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.

Овладение словом – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с его общим развитием, а также с развитием речи и мышления. В процессе различных видов деятельности происходит накопление словаря ребенка. Но словарный запас развивается не только за счет количественного увеличения, но и за счет качественного роста, то есть за счет развития семантических связей слова.

Читайте также:  Программа развития ребенка младшего школьного возраста

Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Во многих исследованиях словарная работа рассматривается как одно из ведущих направлений в развитии речи, причем подчеркивается, что пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей. В некоторых исследованиях содержатся рекомендации по формированию и обогащению словаря детей использованием таких приемов, как словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д. Но косность мыслительных процессов этих детей, затруднения в понимании услышанного не способствует адекватности восприятия.

Ежегодная диагностика показывает, что словарь детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря в этих классах стоит остро.

Словарная работа складывается из нескольких направлений, тесно связанных между собой.

1.Обогачение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.

Выделяют следующие способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

2. Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

3.Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда — помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря

1.Пробор синонимов к слову.

2.Подбор антонимов к слову.

3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.

4.Объяснение значения слов.

5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)

6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?»,Бежать- это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных .»

7.Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? –капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.

8.Подбор определений к слову — существительному ( день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)

9.К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.

10.Подобрать родственные слова к слову (стол –столик, столовая)

11.К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)

12.Дать характеристику предмета или живого существа.

Упражнения по формированию словоизменения

1.Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.

2.Вставка в предложение пропущенных слов.

3.Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить , какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья . – Осенью с деревьях опали листья.

4.Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.

5.Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.

6.Игра в лото 2 и 5. На картинках изображено разное количество (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов ( 2 гриба или 5 грибов )

7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций ( положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…)

8.Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий ( положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)

9.Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом…)

10.Ответы на вопросы по картинкам.

11.Называние цвета различных предметов ( красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)

.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Читайте также:  Коррекция процесса физического развития ребенка

ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МАГАЗИН «Мебель»

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

«ОДИН — МНОГО»

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

«У меня один стул, а тебя много…..(стульев)»

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. «нет стола, нет стула, кровати.»

«РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»

Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по местам. «Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать»

«ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов.

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»

» У НАС ПОРЯДОК»

Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.

Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать.»

КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.

1 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.

Ведущий: рыбы.

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.

2 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.

Дети: овощи.

Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой вежливый – грубый

аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый

внимательный – рассеянный. и т.д.

вперёд – назад высоко – низко

узкий – широкий верх – низ

вправо – влево и т.д.

день – ночь друг – враг

храбрец трус и т.д.

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

А ты ответишь ….. (низко).

Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь …… (близко)

Скажу тебе я слово «ТРУС»,

Ответишь ты ……..(храбрец).

Теперь «НАЧАЛО» я скажу,

Ну, отвечай……..(конец)!

ИГРА «СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.

Подобрать к названому слову, близкое по значению

Хмурый -_______________ весёлый — _________________

Старый — _______________ большой — _________________

Трусливый — ____________ идти — _____________________

Бежать — _______________ разговаривать — _____________

Смеяться — _____________ плакать — __________________

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Горесть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

Учить, изучать, зубрить.

Лес, лесник, лестница.

Радостный, весёлый, хмурый.

Деревянный, глиняный, прочный.

Радость, грусть, боль.

Смелый, храбрый, трусливый.

Понедельник, среда, осень.

Лето, весна, воскресенье.

Книга, ученик, школьник.

Вверх, вниз, направо.

Ишак, индюк, гусь.

Квакать, кукарекать, говорить.

Перечисленные выше упражнения и игры использую на занятиях, построенных по тематическому принципу. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствует обогащению и активизации словаря.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения, речь учителя

Источник