Игры на интелектуальное развитие ребенка

Игры на интелектуальное развитие ребенка thumbnail

Интеллектуальные игры для детей

Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»

Интеллектуальные игры для детей

Обезьянничать не всегда плохо! Источник фото

Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

Далее ребенку рассказывается эта сказка, а потом дается задание – расположить картинки в хронологической последовательности, т.е. в соответствии с событиями сказки.

«Рассказ по картинкам»

Интеллектуальные игры для детей

Источник фото

Возрастная категория: дети младшего и среднего школьного возраста

Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

Читайте также:  Месяцы развития ребенка в утробе матери

«Расположи в правильной последовательности»

Возрастная категория: дети младшего и среднего школьного возраста

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Возрастная категория: школьники любого возраста

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Возрастная категория: школьники любого возраста

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:

Интеллектуальные игры для детей

Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:

Интеллектуальные игры для детей

Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

Интеллектуальные игры для детей

И условия:

Интеллектуальные игры для детей

и т.д.

Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Интеллектуальные игры для детей

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»

Интеллектуальные игры для детей

Вот это загадка… Источник фото

Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые

Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Игры на интелектуальное развитие ребенка

Мудрая сова
10 июля 2015

Источник

Библиографическое описание:

Аверьянова, Н. В. Игры для развития интеллекта ребенка / Н. В. Аверьянова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13756/ (дата обращения: 26.04.2020).



Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных технологий, и их математическое развитие не может сводиться к обучению только конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Важно, развивать, у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Конечно, в дошкольных учреждениях создаются условия для развития высших психических функций, но огромную роль в развитии ребенка играют их родители. Многие мамы и папы считают достаточно отдать малыша в дополнительный кружок или секцию. Возможно, они правы, но не будем забывать, что колоссальную роль в развитии ребенка играют именно игры с родителями. Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое со своей мамой или бабулей. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы, прежде всего, обеспечиваете ребенку возможность познавать [1, c. 157]

Читайте также:  Потешки для ребенка для развития речи

Родители с целью повышения уровня интеллектуального развития могут организовать работу дома, через систему развивающих игр и пособий. Таким образом, мамы и папы решат следующие задачи:

‒ будут развивать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

‒ будут формировать умения прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

‒ будут укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

‒ воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Очень важно, что при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Интеллектуальные игры, для развития гибкости ума.

1. Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок — его заканчивать. Потом можно поменяться и ребенок будет начинать произносить первый слог, а вы заканчивать. Играть в эту игру можно по дороге в садик, на прогулке, в транспорте и т. д.

Предлагается 5–10 (в зависимости от возраста) слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: за-бор, му-ка, до-ма.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

2. Игра «Одно слово из двух»

Необходимо изготовить 18 карточек. На всех карточках слова. Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие карточки образовывали одно слово.

Например: приз-рак, сад-овод, пол-оса, вес-точка, когти-точка, вол-окно, кит-ель, мясо-рубка, сено-вал.

3. Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Варианты заданий могут быть выбраны по вашему желанию.

Например:

  1. Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика…..)
  2. Назови слова, обозначающие рыб.
  3. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  4. Назови слова, обозначающие диких животных.
  5. Назови слова, обозначающие зверей.
  6. Назови слова, обозначающие овощи.
  7. Назови слова, обозначающие фрукты.
  8. Назови слова, обозначающие транспорт.
  9. Назови слова, относящиеся к спорту.
  10. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  11. Назови слова, относящиеся к продуктам питания.
  12. Назови слова, относящиеся к бытовым приборам.

Игры для развития мышления, сообразительности иувеличению словарного запаса.

1. Игра «Переверни значение»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например:

большой–маленький

высокий-низкий

черный-белый

веселый-грустный

больной-здоровый

храбрый-трусливый

гладкий-шершавый

твердый-мягкий

глубокий-мелкий

далеко-близко

высоко-низко

друг-враг

ночь-день

осень-весна

зима-лето

свет-тьма

начало-конец

горе-радость

продавать-покупать

давать-забирать

стоять-бежать

говорить-молчать

2. Игра «Что там внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например:

сад-дети

школа-ученики

магазин-продукты

театр-артисты

стадион-футболисты

дом-диван

шкаф-одежда

книга-буквы

телевизор-схемы

кран-вода

свинарник-свиньи

коровник-коровы

овчарня-овцы

замок-ключ

вокзал-поезда

море-рыбы

3. Игра «Думай, отвечай, бросай»

Можно играть всей семьей. Мама бросает ребенку мяч, называет цвет или вкус. Ребенок, возвращая мяч папе и должен постараться быстро назвать предмет этого цвета или вкуса. Затем папа бросает мяч, называет размер или геометрическую форму. Ребенок называет предмет определенного размера или геометрической формы и бросает мяч маме. Игру можно повторять несколько раз, усложняя и добавляя что-то свое.

4. Игра «Алгоритмы»

Взрослый придумывает ситуации, а ребенок по алгоритму высказывает свое мнение.

Например, ситуации: «Пожар», «Травма ноги», «Игры на льду», «Игры на воде», «Рядом собака», «Со мной заговорил незнакомец»

пример алгоритма (по которому ребенок построит свой рассказ): что произошло-почему-что нужно сделать — последствия.

Можно пользоваться еще и алгоритмом, предложенным когда-то Цицероном: кто-что-где-зачем-как-когда.

Игры из нашего детства

Родители, чье детство прошло в 80–90 годах часто играли в «Пятнашки», «Крестики-нолики», «Шашки», «Морской бой», разгадывали «Ребусы», «Кроссворды», попробуйте и вы вместе с ребенком поиграть в эти игры, придумайте интересный кроссворд, составьте интересный ребус, а бабушка с дедушкой пусть отгадывают. Самое главное, чтобы вы это сделали вместе со своим ребенком.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10

Предостерегаем от ошибки, которую совершают многие родители: не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Главное для ребенка — быть активным, сообразительным, раскрепощенным [2, c. 125]

Но не забывайте, что интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой [3, c. 5]

Опыт применения интеллектуальных игр в дошкольном образовании показывает, что у детей развивается понимание сути поставленных перед ними задач, умение сравнивать и анализировать, отмечается высокий уровень развития мелкой моторики. Дети умеют концентрироваться при выполнении сложным мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; не испытывают проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости; они рано начинают читать, решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности к школе — дети, которые постепенно переходят к взрослой форме обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого процесса учения.

Литература:

  1. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/ Под ред. Б. Ф. Сергеева. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.: ил.- (Внимание: дети!) 2. Финкельштейн Б. Б.,
  2. Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.- 320 с.: ил. (Педагогика, психология, медицина).
  3. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. — М.: П–освещение, 1982. — 192с., ил.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, слово, геометрическая форма, мама, развитие ребенка, родитель, умение.

Похожие статьи

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет…

Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер…

Методика работы по развитию представлений о форме у детей

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка.

Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры.

Ролевые игры для детей 3–4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни…

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Развивать у ребенка понимание английской речи, Умение точно подражать словам

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном…

Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур

Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры.

Дети передают по кругу игрушку «сердце» и называют тёплые, ласковые, нежные слова/.

Влияние дидактической игры на формирование математических…

Игра для ребенка не просто интересное времяпровождение, но и способ

Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.

К первой группе можно отнести игры на закрепление знаний о форме геометрических фигур.

Использование дидактических игр как средства развития

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие математических способностей у детей дошкольного…

Во-первых: дидактическими, настольно-печатными играми и пособиями пополнился уголок математики: «Форма, цвет, величина»: наборы с плоскостными геометрическими

Дети стали более активно включаться в математические игры на развитие логики и быстроты мышления…

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством…

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры.

Источник