Игры для объяснения ребенку развитие

Игры для объяснения ребенку развитие thumbnail

Олеся Акинина
Значение игры для ребёнка

Для чего нужна игра?

О важном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – главная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно,потому как почти все,чем занимаются дети в этом возрасте,они называют игрой. Для ребенка игра -это независимая деятельность,в которой он может проявить свои фантазии и интересы. Игра для детей как средство самовыражения, способ построить свой собственный мир,в котором не будет запретов и ограничений, которые обычно ставят взрослые. Что же так привлекает малышей в игре? Сам процесс или что действие в игре не настоящее? Обычно к 4-5 годам ребенок уже начинает понимать, различать настоящее и игровое действие. В речи ребенка появляются такие слова как «понарошку» «как будто» В игре он попадает в свой собственный мир,в котором он может и будет тем,кем ему захочется в тот самый момент,будь то водитель или король. Игра дает возможность ребенку остановить или еще раз прожить счастливые моменты из повседневной жизни. Вы были в отпуске и летали на самолете,это стало самым запоминающимся событием для ребенка? Он обязательно использует это в своей игре,и станет настоящим пилотом. Игра помогает ребенку восстановить и получить удовольствие от «повторения»приятных событий, а порой и загладит неприятные моменты,переживания и неудовлетворенности.

Ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие,и дает возможность действовать как взрослый. Игра не только источник удовольствия,она чрезвычайно важна для развития ребенка. Уже сейчас становится понятно,что детская игра является подготовкой к будущей взрослой жизни и имеет огромное значение. Прежде всего в игре развиваются способности к воображению и образному мышлению. В игре ребенок получает опыт произвольного поведения,учится соблюдать правила игры,управлять своими желаниями,без контроля взрослых. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Так же игра является прекрасным способом научиться ребенку взаимодействовать с другими людьми,соглосовывать свои действия и намерения с другими детьми. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни,и в первую очередь в школе. Психологами доказано,что ребенку,который не доиграл в детстве,будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми,чем детям,имеющий богатый опыт игры. Взрослые должны осознавать,что игра вовсе не простое занятие ребенка,она не только доставляет удовольствие ребенку,но и является средством его развития и формирования личности. Ребенок развивается,овладевая тем или иным типом деятельности. Для того что бы игра стала главным фактором развития,ребенок должен овладеть этой деятельностью,и научиться играть. Взрослый может и должен ему в этом помочь.

Игровая деятельность,становится средством воспитания детей. это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировак ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком,именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка,и понять на чем она построена. Понять что она строится на конкретных условия жизни ребенка,условий его воспитания. Правда иногда в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа,чаще всего общение протекает в форме игры. Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера,дети используют «поясняющие»речи. Например, а «ДАВАЙ- как будто я мама и варю кашу»Совместная игра взрослог и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя. Если ребенок никогда не играл со взрослым,то посже даже со знакомыми ранее ему людьми. У таких детей складывается мысль о том,что взрослые играть не умеют,и когда кто-то предлагает ребенку совместно поиграть,то у него возникают определенные трудности-растерянность,скованность.

Можно сказать что игра это «тренировочный полигон для совершения многих проб и ошибок» для совершенствования каких-то навыков и получения нового опыта. Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

Источник

Ирина Матвеева
Значение игры в жизни ребенка. Виды игр

Значение игры в жизни ребенка.

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и другие отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Педагог С. Т. Шацкий назвал игру «жизненной лабораторией», где наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что самолет и кораблик – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Читайте также:  Развитие памяти умственно отсталого ребенка

Игровая деятельность, становится средством воспитания детей. это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировок ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком, именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка,и понять на чем она построена. Понять что она строится на конкретных условиях жизни ребенка, условий его воспитания. Правда иногда в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа, чаще всего общение протекает в форме игры. Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера, дети используют «поясняющие» речи. Например, а «давай — как будто я мама и варю кашу». Совместная игра взрослого и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя.

Если ребенок никогда не играл со взрослым, то позже даже со знакомыми ранее ему людьми. У таких детей складывается мысль о том, что взрослые играть не умеют, и когда кто-то предлагает ребенку совместно поиграть, то у него возникают определенные трудности- растерянность, скованность.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать. Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер.

Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых вами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 23 города ишима

Играя, дети учатся жить!

Литература:

1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.

2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.

3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.

Источник

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

— образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

— речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

— нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

— мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Источник

Татьяна Баскова
Для чего нужны развивающие игры

Для чего нужны развивающие игры.

Для развития личности ребенка, для того, чтобы он стал «субъектом собственной жизни в мире»следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и здоровья, а также к средствам и способам общения с миром. Для этого ребенку, безусловно, необходимы знания, умения и навыки познания мира.

Читайте также:  Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребенка

Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и понять, он задает множество самых невероятных вопросов. Ребенок хочет, мечтает всему научится. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется эго очередным развлечением. А сложность и трудность, не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. Разве можно развлекаться в поте лица

А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности — игры. Для ребенка игра — это жизнь. Психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. С помощью игры мы можем развивать у ребенка умение хорошо и быстро запоминать, размышлять, уметь понять абстрактную мысль, «увидеть» неочевидное. Играя с ребенком в различные развивающие игры, мы развиваем у него общие психические способности; восприятие, воображение, память, внимание, логическое мышление и т. д.

Развивающие игры выполняют сразу две задачи, с одной стороны это игра, а с другой, они целенаправленно развивают психологические способности детей. Игры очень разнообразны,но все они исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картона, карточек и т. д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи даются в порядке возрастания сложности, т. е. по принципу от простого к сложному.

4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступного 2-3 — летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку самостоятельно развивать свои способности, в отличие от обучения, где все объясняется.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задачи и нельзя под-сказывать.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой по-пытки.

8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора, серии картинок, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей.

9. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми задания-ми, а позволяют составлять новые варианты заданий, и придумывать новые игры

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей.

11. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу радости и творчества.

В развивающих играх удается объединить один из главных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно но способностям. Развивающие игры развиваютразные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, мышление, умение находить закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственные представления, воображение, способность предвидеть результаты своих действий. СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Игры, развивающие восприятие

• Какие предметы спрятаны в рисунках

• Цвет, форма, объем

• Подбери узор

• Собери картинку

• Найди и раскрась

• Геометрическая мозаика

• Найди пару

• Найди такой же предмет

• Волшебные фигуры

• Сосчитай пуговицы

• Геометрический мир

• Найди дорогу

• Полоски

• Цепочки

• Расположи фигуры

• Собери сервиз

• Логические блоки Дьенеша

• Танграм

• Веселый портрет

Игры, развивающие воображение

• Цвет и форма

• Забавные превращения

• Незаконченный рисунок

• Укрась слово

• Подбери узор

• Продолжи предложения

• Геометрический мир

• Танграм

Игры, развивающие память

• Запомни картинки

• Посмотри, запомни, нарисуй

• Стихотворения по лексическим темам

• Какой игрушки не хватает?

• Запоминаем вместе

• Повтори движение

• Внимание

• Прогулка по городу

• Моя квартира

• Найди дорогу

• Что изменилось?

• Расположи фигуры

• Логические блоки Дьенеша

Игры, развивающие внимание

• Геометрическая мозаика

• Цвет и форма

• Подбери картинку

• Подбери узор

• Сосчитай-ка

• Найди игрушку

• Найди отличия

• Что лишнее?

• Найди такой же предмет

• Прогулка по городу

• Картинки-загадки (найти несколько одинаковых предметов, отыскать в общем, сюжете конкретные предметы, лабиринты и т. д.)

• Полоски

• Цепочки

• Найди дорогу

• Геометрический мир

• Сосчитай пуговицы

• Расположи фигуры

• Танграм

Игры, развивающие логическое мышление

• Логический домик

• Четвертый лишний

• Найди отличия

• Что лишнее

• Логический поезд

• Составь рассказ

• Кто потерялся?

• Расположи фигуры

• Транспорт

• Прогулка по городу

• Моя квартира

• Цепочки

• Расположи фигуры

• Логические блоки Дьенеша

Развивающие игры Б. Никитина

• Сложи узор

Внимание Сложи квадрат Точечки

Источник