Творческое развитие ребенка в спорте

Творческое развитие ребенка в спорте thumbnail

Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.

Преимущества интегрированных занятий:

• позволяет избежать перегрузок детей;

• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;

• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;

• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;

• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.

Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:

• физическое развитие детей;

• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;

• предоставление ребенку самостоятельности;

• доброжелательная помощь ребенку;

• комфортная обстановка.

Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.

В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.

Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастаТворческое развитие ребенка в спорте

Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Творческое развитие ребенка в спорте

Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.

Творческое развитие ребенка в спорте

Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:

• Какое настроение на рисунке?

• Попробуйте изобразить!

• Один ребенок изображает, другие угадывают.

• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Творческое развитие ребенка в спортеТворческое развитие ребенка в спортеТворческое развитие ребенка в спорте

Двигательные импровизации, творческие задания.

Творческое развитие ребенка в спорте

Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.

Творческое развитие ребенка в спорте

Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».

Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Творческое развитие ребенка в спорте

Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.

Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

Творческое развитие ребенка в спорте

Источник

  • Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

    19апреля
    2016

    Занятия в Европейском Гимнастическом Центре направлены не только на гармоничное физическое развитие ребенка с первых его шагов, но также отлично способствуют его интеллектуальному и психологическому воспитанию. В чем отличия программ раннего развития для детей в Европейском Гимнастическом Центре и в других популярных московских кружках рассмотрим в нашей статье.

    В настоящее время в Москве работает большое количество развивающих центров для детей, начиная с полутора лет и даже раньше. Каждый из них выбирает различные способы обучения, основываясь на научных трудах известных педагогов, как, например, методика Монтессори, Железновых, Зайцева, Вальдорфская педагогика, обучение по карточкам Домана или пособиям Маниченко.

    Эти занятия в большинстве своем направлены на развитие интеллектуального, а также творческого мышления. В программу входит: обучение речи, логического мышления, счета, математических понятий, чтения, изучение окружающего мира, рисование, игры с различными материалами (пластилин, фигурки, песочек и тп.), а также музыкальные и танцевальные уроки, подвижные игры.

    Каждая из этих педагогических методик имеет свои особенности. Рассмотрим несколько из самых известных.

    Например, группы в кружках или детских садах Монтессори формируются с учетом склонностей, а не возраста детей. Важный принцип этой педагогической методики – отсутствие принуждения ребенка к занятиям и развитие самостоятельности. То есть дети сами выбирают себе увлечение и занимаются им в своем темпе. В этой системе нет единых требований и программ обучения, педагог не предлагает малышам организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что такой подход развивает в детях самостоятельность. 

    Вальдорфская педагогика ориентирована в основном на творческое и духовное развитие личности. В этих кружках изучают народную культуру, сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство, а также разные формы ручного труда и ремесла (рукоделие, выпечка печения, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола, уборка помещения).

    Методика Зайцева помогает детям быстро и с интересом обучиться чтению.

    Творческое развитие ребенка в спорте

    Методика Глена Домана заключается во взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Врач продвигал идею раннего развития двигательного интеллекта ребенка и утверждал, что физические упражнения с первых месяцев его жизни будут способствовать хорошему развитию мышления. А с 3-6 месяцев врач рекомендует начинать показывать малышу карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить знания об окружающем мире.

    Сесиль Лупан также считала активные занятия физическими упражнениями в раннем возрасте залогом успешного развития интеллекта. По ее мнению, чем больше времени родители будут уделять массажу, плаванию, физкультуре, гимнастике, тем быстрее ребенок начнет сидеть, ползать, ходить. Благодаря этой методике развития, ребенок будет существенно опережать своих сверстников как физически, так и интеллектуально.

    Безусловно, каждая из этих методик раннего развития ребенка принесет ему большую пользу, особенно в старшем возрасте. Но, если говорить о детях до 4 лет, то в каждой из них существуют спорные моменты, такие как, возрастные ограничения, предрасположенность характера ребенка, его способность к концентрации, усидчивости и в целом проявление интереса к предложенным занятиям. Поэтому при выборе кружка родители в первую очередь должны обращать внимание на потребности и интересы малыша.

    При этом необходимо отметить, что современные детские центры в основном направлены на интеллектуальное развитие детей, в то время как в силу возраста им необходимо много двигаться, чтобы тратить энергию и самое главное быть здоровыми.

    Кроме того, занятия в развивающих кружках длятся час-полтора и проходят в основном сидя за столом в небольших комнатах. Несмотря на игровой формат, уроки для развития мелкой моторики, речи, логического мышления, обучение цифрам, буквам в первую очередь требуют от детей хорошей усидчивости, внимательности, концентрации, терпения и главное интереса. Но, как правило, большинство ребят в возрасте до 3 — 4 лет не способны долгое время сохранять все эти качества. Если ребенок энергичный, то удержать его внимание еще сложнее.

    Многие детские центры помимо развивающих занятий предлагают спортивные или танцевальные. Но в связи с другой направленностью этих кружков и соответственно небольших размеров помещений, физическая деятельности занимает здесь далеко не первую роль. В то время как спорт и гармоничное физическое развитие  – это залог здоровья человека в любом возрасте и особенно детей.

    Родителям нельзя забывать, что детям необходимо двигаться с их первых месяцев жизни. С помощью движения они развиваются быстрее всего, познают окружающий мир, постоянно получают новую информацию. Всем детям нужно бегать, прыгать, лазить и получать от этого удовольствие. Если ребенка ограничивать в физической активности, то он будет плохо развиваться интеллектуально.

    Поэтому занятия спортом, а в частности оздоровительной гимнастикой, должны присутствовать в графике каждого ребенка.

    Творческое развитие ребенка в спорте

    Этот вид спорта отлично влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное и психологическое развитие.

    Врач-физиотерапевт Глен Доман объяснял необходимость раннего начала физического развития детей тем, что мозг ребенка растет, благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.

    Дети с высокой двигательной активностью физически совершенны, имеют повышенную иммунную устойчивость, правильное телосложение, хорошее мышление и психику. Движение позволяют ребенку постоянно получать новую информацию об окружающей среде, о своих возможностях. Он учится владеть своим телом, чувствовать его в пространстве, осмысливать удачные и неудачные попытки, придумывать новые формы движения.

    Творческое развитие ребенка в спорте

    Таким образом, приобретается особая способность мозга — двигательный интеллект, благодаря которому ребенок может чувствовать себя уверенно в любых условиях и быть на голову выше сверстников, не занимающихся спортом.

    Тренировка в Европейском Гимнастическом Центре для детей с 1 года строится в игровой форме, но при этом направлена на достижение хороших результатов. Благодаря этому малышам намного проще усваивать новую информацию.

    Дети, не замечая трудностей, учатся выполнять интересные и сложные упражнения на снарядах, прыгают на батуте, ползают по полосе препятствий, шведской стенке, играют с мячами и в бассейне с поролоновыми цветными кубиками. Эти задания помогают сформировать у детей мышечный корсет, правильную осанку, координацию движений, выносливость, гибкость.

    Клуб оснащен современным французским оборудованием фирмы GYMNOVA — официального поставщика Олимпийских Игр, чемпионатов мира и Европы. Оно состоит из детских и взрослых гимнастических снарядов, среди которых брусья, бревно, кольца, батуты, батутная и надувная акробатическая дорожка, поролоновая яма, шведская стенка. Кроме того, тут есть разнообразные интересные цветные модули для полосы препятствий и гимнастические атрибуты (мячи, колечки, скакалки).

    Это оборудование позволяет сделать тренировку для самых маленьких спортсменов интересной, активной, полезной и самое главное безопасной.

    Даже в таком юном возрасте малышей заинтересовывают занятия гимнастикой, в процессе которых они постепенно начинают учиться дисциплине и умению концентрироваться на заданиях тренера. А гимнастический зал с ярким мягким и разнообразным оборудованием, становится мечтой и раздольем для каждого ребенка, где он может повеселиться в компании сверстников.

    В процессе занятий тренеры используют индивидуальный мотивационный подход к детям, который формирует у них увлечение и любовь к спорту, приносящий радость, удовольствие и большую пользу для здоровья. Гимнастика помогает детям стать активными, смелыми, целеустремленными и уверенными в себе.

    Врачи активно рекомендуют занятия оздоровительной гимнастикой и отмечают ее положительное влияние на здоровье детей. Статистические и научные исследования показывают, что здоровье всех детей, занимающихся гимнастикой, резко улучшается уже спустя несколько месяцев после начала тренировок.

    Занятия в самой младшей группе с 1,5 до 3 лет проводятся в сопровождении родителей и тренера, а с 3 лет детки уже начинают заниматься самостоятельно только под руководством тренера.

    Преимущества раннего развития детей в Европейском Гимнастическом Центре:

    Основные моменты:

    — Занятия в клубе дети могут начинать с 1 года — малыши активны и любознательны, уже физически и морально готовы к выполнению различных гимнастических упражнений в компании сверстников, под руководством родителей и тренера;

    — Гимнастика направлена на качественное развитие двигательного интеллекта ребенка с первых его шагов;

    Творческое развитие ребенка в спорте

    — Во время тренировок дети получают не только физическую нагрузку, но и знания об окружающем мире и их применение на практическом опыте. Занятия проходит в постоянном движении, с интересом для ребенка, в игровой форме, что помогает ему быстрее и легче усваивать новую информацию. Для этого не нужно тратить много усилий и времени на обучение ребенка концентрации, усидчивости и терпению, наоборот, чем больше у него энергии, тем лучше;

    Виды раннего развития ребенка в Европейском Гимнастическом Центре:

    Творческое развитие ребенка в спорте

    — Физическое, интеллектуальное, психологическое.

    Физическое развитие:

    — Оздоровительной гимнастикой могут заниматься люди всех возрастов и способностей, но полезнее всего она в детском возрасте, когда происходит активное развитие подрастающего организма.

    — Отсутствие изматывающих тренировок, больших физических нагрузок и травмоопасности;

    — Гармоничное физическое развитие, формирование мышечного корсета, правильной осанки, координации, выносливости и гибкости;

    — Современное, безопасное, разнообразное, цветное гимнастическое оборудование;

    — Профессиональные тренеры, которые используют игровой метод и индивидуальный мотивационный подход к детям.

    Интеллектуальное развитие:

    1) Развитие мышления:

    — Развитие координации движений, которая влияет на нервную систему и мышление с помощью обучения новым упражнением, различным вариантам их выполнения, поиска способов правильного решения задач, преодоления препятствий;

    — Формирование образного мышления — во время тренировок дети выполняют много упражнений с названиями животных, например, висят как обезьянки, ходят как собачки или ползают как змейки. Таким образом, у детей развивается образное мышление.

    2) Развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений:

    Творческое развитие ребенка в спорте

    — Во время тренировки дети выполняют упражнения на снарядах, лазят по различным лестницам и препятствиям, играют в мячи, прыгают на скакалках, строят пирамиды из поролоновых кубиков. Эти задания помогают им развивать и укреплять мышцы рук, выполнять точные движения. Кроме того в гимнастическом зале ребята имеют возможность потрогать и рассмотреть каждый предмет, узнать как он называется и для чего нужен, поиграть с ним, благодаря чему развиваются сенсорные ощущения.

    3) Получение дополнительных знаний:

    — Изучение цветов, форм, фигур – все гимнастическое оборудование в зале предназначено для раннего развития детей. Гимнастические модули для полосы препятствий, а также спортивные атрибуты (мячи, скакалки, кольца, поролоновые кубики) состоят из множества всевозможных фигур и цветов, которые дети изучают во время занятий.

    Творческое развитие ребенка в спорте

    Кроме того тренер предлагает малышам задания, во время которых им необходимо акцентировать внимание на цветах. Например, упражнение: достать со шведской стенки только мячики желтого цвета или построить башню из красно-синих поролоновых кубиков.

    — Обучение счету — во время упражнений дети обязательно считают количество выполненных раз, им в этом помогает тренер;

    — Постоянное получение новой информации от тренера об упражнениях и способах их выполнения.

    4) Тренировка памяти, внимательности и концентрации.

    — Во время тренировки детям необходимо запоминать названия упражнений, правильность их выполнения и свои ошибки. Также тренер регулярно предлагает выполнить комплекс упражнений, например, прыжковую комбинацию на батуте или длительную последовательность заданий на полосе препятствий, которые отлично тренируют память, концентрацию, внимательность и координацию движений.

    В качестве примера необходимо отметить, что очень мало детей в возрасте 3-4 лет, готовы с первого раза правильно повторить комплексные комбинации. Им для этого требуется выполнить задание как минимум несколько раз, выслушав замечания тренера. Дети младшего возраста запоминают задания намного хуже, поскольку у них плохо развита концентрация и внимательность. Но, регулярные тренировки помогают эти качества значительно улучшить.

    5) Применение новых знаний на практике – полученную информацию, будь то цвета, фигуры, цифры или название упражнений, дети регулярно повторяют в течение тренировок. Благодаря этой возможности они быстро запоминают, закрепляют и совершенствуют новые знания.

    Психологическое развитие:

    — Тренировки приносят детям радость, интерес и большую пользу — даже малышкам в 1,5 года запоминаются яркие впечатления, полученные в гимнастическом зале, и они сами просят родителей туда вернуться;

    — Гимнастика формирует необходимые в жизни моральные качества: силу воли, трудолюбие, целеустремленность, самоанализ, уверенность и стрессоустойчивость. Во время занятий дети обучаются различным упражнениям, добиваются результатов, открывают новые для себя возможности, преодолевают страхи, становятся сильными и ловкими, благодаря чему приобретают все вышеперечисленные качества;

    — Социализация – во время групповых занятий дети тренируются со сверстниками, учатся с ними общаться, адаптируются к обществу и новым людям;

    — Обучение самостоятельности – с 3 лет дети занимаются в группе уже самостоятельно только под руководством тренера;

    — Формирование любви к спорту и привычки к спортивному образу жизни – достижение первых успехов, познание своих новых способностей, получение ярких эмоций и приобретение уверенности в себе стимулирует у детей интерес к дальнейшему совершенствованию в области спорта.

    Все статьи

  • Источник