Игры для физического развития ребенка

Игры для физического развития ребенка thumbnail

Игры для физического развития ребенкаИгра Сходи к мишке в гости

Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.
Оборудование и материал: гимнастическая стенка, доска 1,5—2 м с зацепами, мягкая игрушка (мишка).
Ход игры

Взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20—30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша.

Игра «Доползи до игрушки»

Цель: стимулировать у ребенка навык ползания.
Материал: яркая, красочная новая игрушка.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку игрушку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и достать ее. Если навык ползания только формируется, педагог подходит к малышу, помогает ему ползти, подставляя руки под стопы, тем самым давая дополнительную опору для толчка. Если он справился с заданием, хвалит его, обыгрывает игрушку.

Игра «Цыплята и наседка»

Цель: учить детей подлезать под препятствие, действовать по сигналу, развивать мышцы живота, спины, ног.
Материал: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола, домик цыплят, шапочки цыплят на каждого ребенка, шарики.
Ход игры
Взрослый собирает детей за веревкой, надевает им шапочки-маски цыплят, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зернышки.
Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого «Большая птица!» они прячутся в домик.
Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей. Затем роль птицы можно дать активному ребенку.

Игра «Проползем по мостику»

Цель: совершенствовать навык ползания.
Материал: гимнастическая скамейка, одинаковые игрушки (например, погремушки) по количеству детей в яркой коробке.
Ход игры
Вариант 1. Взрослый приносит красивую коробку, привлекая внимание детей к ее содержимому (гремит). Ставит ее на противоположный от детей конец скамейки, предлагает им проползти по гимнастической скамейке (через «речку по мостику»), опираясь на ладони и колени, достать коробку и взять игрушку. В конце игры взрослый хвалит ребенка.
Вариант 2. Педагог предлагает ползти по скамейке, подтягиваясь на руках, если ребенок не справляется, можно подставлять руки ему под стопы, создавая опору.

Игра «Карусель»

Цель: развивать вестибулярный аппарат, навык бега; повышать эмоциональный тонус.
Материал: обруч.
Ход игры
Взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз — два, раз — два,
Вот и кончилась игра.
Игру можно продолжить, меняя направление. Можно организовывать подобные игры-упражнения на приседание, поднятие на носочки, держась за обруч.

Игра «Самолетик»

Цель: развивать навык бега.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик — полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов, как самолетик и ставит его на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!»
Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе.

Игра «Спрячем зайку в домик»

Цель: учить ребенка ходить по ограниченному пространству.
Материал: длинный кусок обоев, зайка, домик из конструктора.
Ход игры
На полу стелется кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке — зайке: «Зайка потерялся, помоги ему по тропинке добраться до домика».
По такому же принципу проводятся игры: «По извилистой дорожке», «Через ручеек» (ходьба по гимнастической скамейке).
При этом взрослый использует потешку: «Ты по мостику пройди, Ножки ты не намочи».

Игра «Будем мыться»

Цель: учить детей перешагивать через препятствие.
Материал: большой ящик, детская мочалка, ковшик.
Ход игры
Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изображает, что он моет ребенка мочалкой, поливает из ковшика, произнося при этом потешку:
А вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги — вправо, брызги — влево,
Будет чистым наше тело!

Источник

Галина Афанасьева
Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, физической подготовленности и гармонического физического развития. Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Актуальность данной темы в том, что она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Решение этой проблемы вижу в создании совокупности социально — педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, и др., при планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Правильное физическое развитие детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Главной целью своей деятельности считаю — создание совокупности социально — педагогических условий для сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Для достижения этой цели ставлю такие задачи:

1. Пробуждать интерес и способность к творческой активности.

2. Удовлетворять естественную — биологическую потребность в движении.

3. Совершенствовать основные виды движений.

Чтобы решать цели и задачи стараюсь создавать условия для обеспечения качества образования, при этом постоянно укрепляя материальную базу в физкультурном зале, мини-стадионе, где имеется необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное, организую образовательный процесс без вреда для здоровья.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Проанализировав методики В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак «Методика физического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» я пришла к выводу, что игры соревновательного характера могут быть эффективным средством физического развития ребенка.

Игры — эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например в эстафете «Кенгуру» — прыжки и бег; «тоннель» — лазание и бег; «Полоса препятствий» — разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, дети совершенствуют, закрепляют его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более четко, быстрее и естественно. При проведении игр — эстафет у детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому эстафеты подбираю с учетом сложности выполнения, предусматриваю смену движений, обеспечиваю их чередование с кратковременным отдыхом.

На протяжении всей игры поддерживаю интерес детей к игре, внимательно слежу за их действиями и выполнением правил, поощряю самостоятельность, инициативу, активность.

Именно игры — эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Перед началом игры выразительно объясняю правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительные — цвет флажка, ленточки; слуховые — слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д.)

Особое внимание уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе, где дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Игры-эстафеты провожу в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости от задач подбираю упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяю способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного развития двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для развития таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Для проведения большинства игр использую яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь легкий, удобный по объему, соответствует физическим возможностям детей. Для игр пользуюсь мячами разного размера и цвета.

Игры с мячом особенно любимы детьми. И чтобы научить правильно владеть мячом, я организовала в детском саду своеобразную школу мяча. Повышаю интерес к игровым упражнениям с помощью мячей разного диаметра и цвета,

одновременно обучаю их простейшим элементами баскетбола, футбола, волейбола поэтапно формирую игровые умения.

Таким образом, созданная мною предметно – развивающая среда, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач моей работы в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.

Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ показывает положительную динамику, что так же говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.

Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики (З. М. Богуславская, В. М. Григорьев, Ю. Ф. Змановский и др.) Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов нашего отечества.

Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М. В. Лейкина, М. М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И. Я. Герд, С. Т. Шацкий и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическое развитие детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на развлечениях, которые проводятся 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня.

Создана картотека народных подвижных игр для каждого возраста отдельно.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Считаю, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

При отборе игр учитываю многие факторы:

Возраст дошкольников. Место для проведения игр. Количество участников игры. Наличие инвентаря для игр.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, не сюжетные и игры с элементами спорта.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «Сбей кеглю», «Попади в круг» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.

Источник

игры для физического развития ребенка

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

Примеры игр для физического развития

Особое внимание в спортивных играх  уделяется играм с игрушками для физического развития (статья, «как правильно выбрать игрушку для физического развития»): например мячами. Мяч позволяет получить наиболее разнообразные действия и впечатления. Даже самые простые игры с мячом оказываются очень полезны для малышей, они развивают наблюдательность, координацию движений, концентрацию внимания, процессы мышления.

Знакомство с мячом

Перед тем, как Ваш малыш начнет действовать с мячом самостоятельно, продемонстрируйте ему правильные действия, которые проводятся с этим предметом. Например, покажите, как нужно бросать мяч. Важно сопровождать свои действия комментариями с описанием этих действий: «Сейчас я брошу мячик, и он улетит далеко-далеко. Смотри, я беру мяч двумя руками, поднимаю его вверх, какой красивый у нас мячик! А сейчас я его спрячу (убирая мяч за голову). А теперь бросаю, очень сильно бросаю, смотри, как далеко улетел мяч!»
В начале знакомства с мячом можно учить малыша таким простым действиям, как перекатывание и подбрасывание. После того, как эти действия будут освоены, катать мяч ребенок сможет уже целенаправленно – через туннель, в воротца, в ямку. Можно оборудовать мини-баскетбол на полу и учить малыша забрасывать мяч в корзину.

Игра «Скати с горочки»

Оборудование для игры:
1.    Самые разнообразные мячи и шары диаметром от 3 до 8 см.
2.    Широкая доска, закрепленная одним концом на стуле (можно использовать гладильную доску)
В этой игре может участвовать от двух человек. Первый участник встает около высокого конца горки, рядом с ним – коробка с несколькими мячиками или шариками. Второй участник становится в двух шагах от другого конца горки, в руках второй участник держит пустую коробочку. Первый участник скатывает шарики, второй их ловит и складывает в коробочку. Когда все они будут пойманы, второй участник становится на место первого и игра продолжается.
Все действия хорошо сопровождать рифмованными комментариями:

Мячик с горочки скатился,
И в коробке очутился,
Снова мы его возьмем
И на горку принесем.

Чтобы показать малышу игру в первый раз, Вы можете привлечь к ней другого взрослого, например папу.

Игра «Мячики в корзине»

Оборудование для игры:
1.    Несколько маленьких мячей (можно использовать теннисные мячи, различные мягкие мячи)
2.    Корзина большого диаметра (большая коробка, высокий таз)
Поставьте корзину на пол и вокруг нее  на расстоянии 60-150 см обозначьте круг, с помощью небольших предметов или длинного шнура. Встав у границы этого круга, покажите малышу, как закидывать мяч в корзину: «Смотри, как я умею! Хочешь тоже попробовать так поиграть?». Ребенку нужно встать в другом месте у круга, так, чтобы он стоял напротив Вас и наблюдал Ваши движения. Сопровождать действия можно такими словами:

Мячик мы рукой возьмем,
Вверх его поднимем,
На корзинку поглядим,
Мяч в корзинку кинем.

Малыш сначала забрасывает мячи в корзину одной рукой, затем другой. После этого соберите все мячи и можно повторять игру, пока она будет интересна ребенку.

Когда Вы только начинаете играть с ребенком в эту игру, расстояние до корзины рекомендуется устанавливать не более 60 см, а потом уже постепенно его увеличивать. Чтобы малыш не потеряли интерес к игре, можно менять высоту корзины. Вариант игры на улице – бросать мячик в тазик с водой, если, конечно, погода позволяет игры с водой. Помимо этого, можно и заменить мячики другими предметами – мягкими кубиками, мешочками с различными наполнителями.

Игра «Солнышко»

«Солнышко» — это игра-общение. С полуторагодовалым малышом лучше играть взрослому, дети после двух лет могут играть уже друг с другом. Задача этой игры – обучение целенаправленному катанию мяча. Ребенок учится принимать и передавать мячик, получает опыт общения в игре, взаимодействия, развивает координацию движений. В случае игры в группе в нее вносится элемент ожидания, направление движения в групповой игре более сложное.
Для игры нужен мяч диаметром от 15 до 18 см.
Сядьте с малышом напротив друг друга, разведя в стороны ноги, чтобы ограничить движение мяча. Возьмите мяч в руки и покачивая его начните напевать:

Солнышко по небу ходит,
В домики заходит,
И к Маше заходит (мячик катится к ребенку),
И к маме заходит (мячик катится обратно к маме)…

Такое повторение не ограничивается, пока игра интересна ребенку.
Игра «Солнышко» подходит и для компании мам с детьми. Мама с ребенком делают «домик»: малыш садится к маме спиной и оба разводят ноги, делая «дверцы», куда заходит солнышко. Мячик катается от «домика» к «домику».

Желаем Вам и Вашему малышу приятных совместных игр, направленных на его гармоничное развитие! Спасибо, что выбрали «У Совенка»!

сайт про развитие детей у совенка


Источник