Игрушка как средство развития ребенка в дошкольном возрасте

Игрушка как средство развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством развития ребенка. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса — использование связи между предметами для достижения цели.

Игрушка для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно — действенным. То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах — книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях.

В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Роль игры в развитии определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть [10, с. 174]

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями — смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка — коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать?

Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть — быть игрушками «на вырост».

С первых месяцев жизни игрушка занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями детей до года различные игрушки. Задача этих игрушек — расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек — предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша. Мама учит ребенка следить за игрушкой: так она организует восприятие ребенка, он фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения, затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание придает ей дополнительную привлекательность — ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. Ребенок реагирует на звук, поворачивает головку и находит взором игрушку. Он тянется к ней, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность. У ребенка в этот период формируется так называемый пассивный запас слов, он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом, а это — основа для развития речи [11, с. 181].

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка таблица

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Как общий вид игр и игрушек для этого возраста выступают игры с буквами, цифрами, магнитные азбуки — обучающие игры. Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

Среди игрушек основное место занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, то есть действовать как с куклой. Такая аналогия позволяет взрослому, во — первых, организовать игры и инициирование с игрушками — животными как с «живыми» объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличие от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему — она приспособлена к действию с ней.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем самым расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; поможет выступить в качестве недостающего партнера и т.д. [12, с. 79].

Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Особое место среди игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы и мягкие игрушки — изображения, мишки, зайца и других. Кукла — обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию [13, с. 142].

В возрасте трех лет не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость [14, с. 210].

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в игрушке возникает у каждого ребенка — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., — объект общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими — тамагочи, и плюшевыми, или это кукла — Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки — забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.

Читайте также:  Значение сбалансированного питания в росте и развитие ребенка

Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре — подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию — помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти «игрушки» — предметы — функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами [15, с. 103].

Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Выводы по 1-ой главе

В рамках изучения развивающей среды как активного средства разития дошкольников, мы пришли к следующим выводам: исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие, формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни, представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения, выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности.

В изучении механизмов воздействия среды на личность педагоги и психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития».

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной.

В рамках описания игрушки как средства развития детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам: игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему.

Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке.

Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Источник

Таисья Мамуркова
Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка»

Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей действительности, развивает ту или иную роль.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь ребенка. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Исконно для развития детей использовали игрушки.

«Игрушки – не балушки» — так говорит народная мудрость о назначении для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др. было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей. При этом игрушки должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Гигиенические требования представлены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПин 2.4.1.1249-03, разработанных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН при участии ряда институтов и кафедр медицинского профиля.

Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.

Признавая большое значение игрушек для развития малыша,взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Педагогические требования к игрушке

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста.

Особое требование к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, от этого зависит характер игры, действия, чувства. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать малыша к разнообразным действиям в игре.

Оформление игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении. Гармоничное сочетание формы, конструкции, цвета.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровью малыша и отвечать ряду гигиенических требований.

Читайте также:  Флэш игры для развития ребенка

Виды игрушек

Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие людей, животных); транспортные средства; посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки – забавы, «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки ролики, скакалки). А также коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связанным с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки — самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушкахвозникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки артистов, маски, для сюжетно-ролевой игры.

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.

Подбор игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих свойства и качества.

У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете. Кроме игрушеким необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, бинокль и т. д. Также дети уже умеют работать коллективно и использовать комплектные игрушки.Например: комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.). Они шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развить сложные сюжеты. Широко должны быть представлены технические игрушкис явно выраженными признаками и способами движения: «Строитель», «Маленькая портниха». Они проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы. Их интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, кегли, городки. Большое значение приобретают театральные игрушки, необходимые для игр-представлений, игр-драматизаций.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

Вспомните фильм «Игрушка«, где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми!

Советы для родителей!

Как правило, дети сами решают, какими игрушками играть, но взрослые должны помочь им в нелегком выборе. Обязательно надо учитывать, что девочки больше мальчиков склонны нянчить кукол, проявлять о них заботу, а также критиковать, поучать.

Не следует отмахиваться от малыша, когда он со слезами на глазах приносит матери или отцу своего любимого мишку с оторванной лапой. Обязательно надо уделить внимание этой беде малыша, пришить лапу, повязать на шею новый красивый бантик. Такой поступок взрослого поможет малышу стать добрее в будущей жизни.

Родители должны превратить приобретение новой игрушки в праздник, обязательно идти в магазин вместе с малышом, дать ему возможность выбрать, но при этом тактично направлять его. Взрослым следует попробовать относиться к игрушкам ребенка, как это делает он, т. е. очень серьезно. Новой кукле или собачке обязательно надо присвоить имя, а также показать дочери или сыну, что родителям тоже очень нравится новое приобретение. При покупке для мальчика машинки или конструктора также следует объяснить малышу, что эти новые предметы навсегда поселятся его доме, за ними нужно следить и ухаживать.

Такие нехитрые приемы научат маленького ребенка не только беречь свои игрушки и любить их, но и помогут общаться с окружающими людьми.

Источник