Игрушка как средство психического развития ребенка мухина

Игрушка как средство психического развития ребенка мухина thumbnail

В.С.
Мухина рассматривала игрушка как
средство психического развития ребенка.
Игрушка – предмет, служащий для забавы
и развлечений, но одновременно являющийся
средством психического развития ребенка.

В
младенчестве ребенок получает погремушки,
которые определяют содержание его
поведенческой активности, его
манипулирования. Он внимательно
разглядывает подвешенные перед его
глазами игрушки, что упражняет его
восприятие (происходит запечатление
форм и цветов, возникает ориентировка
на новое, появляется предпочтение).

В
раннем возрасте ребенок получает так
называемые автодидактические игрушки
(матрешки, пирамидки), в которых заложены
возможности развития ручных и зрительных
соотносящих действий. Развлекаясь,
ребенок учится соотносить и различать
формы, размеры, цвета.

В
этом же возрасте он получает множество
игрушек – заместителей реальных
предметов человеческой культуры: орудий,
предметов быта (игрушечная посуда,
игрушечная мебель), машин и др. Через
подобные игрушки ребенок осваивает
функциональное назначение предметов,
овладевает орудийными действиями.

Помимо
игрушек, созданных специально для
детской игры, в качестве игрушек часто
используются различные бытовые предметы
(пустые катушки, спичечные коробки,
карандаши, лоскутки, веревочки) и так
называемый природный материал (шишки,
веточки, щепочки, кора, сухие корни).
Взрослый подсказывает ребенку возможность
использования подобных предметов в
качестве заместителей реальных предметов.

Большинство
из перечисленных предметов может быть
использовано по-разному в зависимости
от сюжета игры и ситуативных задач; в
игре эти предметы выступают как
полифункциональные. Выступая в качестве
заместителей многих предметов, они
помогают ребенку уже в трехлетнем
возрасте овладеть действиями замещения.
Если ребенок, получая в руки предмет с
закрепленной за ним функцией, действует
с ним в соответствии с этой функцией и
затрудняется использовать этот предмет
по другому назначению, то, получая
полифункциональный предмет, он легко
использует его в качестве множества
других предметов, которые он замещает.

Игрушка
– средство воздействия на нравственную
сторону личности ребенка. Особое место
среди игрушек занимают куклы и мягкие
игрушки — изображения мишки, зайца,
обезьяны, собаки и др. Первоначально
ребенок выполняет с куклой только те
действия, которые ему показывает
взрослый: качает куклу, возит ее в
коляске, кладет в кроватку. Это, прежде
всего подражательные действия, а не
изображение отношений взрослых. В
дальнейшем взрослый предлагает ребенку
куклу или игрушечную зверюшку как объект
для эмоционального общения. Ребенок
учится покровительствовать, проявлять
заботу, сопереживать игрушке во всех
ее кукольных перипетиях, которые ребенок
сам создает в своем воображении на
основе собственного опыта. Играя с
куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок
учится рефлексии, эмоциональному
отождествлению.

Кукла
имеет особое значение для эмоционального
и нравственного развития ребенка.
Благодаря воле и воображению ребенка,
она «ведет себя» исключительно так, как
это нужно в данный момент ее хозяину.
Она умна и послушна. Она ласкова и весела.
Она строптива и упряма. Она лгунья и
неисправимая неряха. Ребенок переживает
со своей куклой все события собственной
и чужой жизни во всех эмоциональных и
нравственных проявлениях, доступных
его пониманию. Кукла или мягкая игрушка
– заместитель идеального друга, который
все понимает и не помнит зла. Поэтому
потребность в такой игрушке возникает
у каждого дошкольника – не только у
девочек, но и у мальчиков. Кукла для
ребенка не только дочка или сынок. Кукла
или мягкая игрушка – партнер в общении
во всех его проявлениях. У каждого
ребенка устанавливаются особые отношения
со своей куклой или зверюшкой, он
по-своему привязывается к игрушке,
переживая благодаря ей множество
разнообразных чувств.

Куклы
– копии человека, имеют разное
предназначение в игре. У традиционной
«прекрасной» куклы большие глаза,
обрамленные длинными ресницами, короткий
носик, маленький яркий рот, обязательно
роскошные (белые, золотые, рыжие, черные)
волосы. «Прекрасная» кукла может быть
дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную»
куклу играют в основном девочки.

У
характерной куклы (это кукла-мальчик
или кукла-девочка) выражены определенные
человеческие качества – наивность,
глупость, озорство. Эти куклы несут в
себе характерологическую заданность,
которая часто определяет разыгрывание
сюжета. Этих кукол любят все дети.

Куклы
– герои народных и авторских сказок,
мультфильмов – также имеют характерную
внешность (Буратино, Чебурашка,
Белоснежка), но помимо этого они несут
в себе заданность образа поведения,
стабильную нравственную характеристику,
не зависящую от меняющихся сюжетных
линий в игре. Такие куклы требуют от
ребенка определенного поведения.
Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка
всегда хорошие, добрые, справедливые и
честные, а Карабас Барабас, Бармалей –
плохие, злые, несправедливые и лживые.
Интересно, что в самих сказках положительные
герои не несут в себе всего множества
положительных черт, которые ребенок
затем им приписывает, а отрицательные
герои не имеют большого набора негативных
черт. Благодаря тому, что куклы – герои
сказок являются для ребенка эталонами
нравственного облика, он сосредоточивает
на них весь свой моральный опыт и
проигрывает сюжеты с проблемными
ситуациями межличностных отношений.
Характерные куклы, куклы – герои
мультфильмов любимы не только девочками,
но и мальчиками. Любимая игрушка учит
ребенка доброте, способности
идентифицироваться с куклой, с природой,
с другими людьми.

Читайте также:  Развитие психомоторики умственно отсталого ребенка

Таким образом, мы можем
говорить о том, что образовательную и
воспитательную роль игрушки отмечали
многие известные отечественные педагоги:
К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская,
В.С. Мухина и другие. Многие из них
утверждали, что воздействие игрушек
разносторонне. Проводя определенные
манипуляции с игрушками, дети научаются
элементарным бытовым навыкам. Игрушка
оказывает влияние на развитие эмоциональной
сферы ребенка, его нравственных качеств.
Однако разно-стороннее воздействие
может оказать не каждая отдельная
игрушка, а их совокупность, соответствующий
их подбор и преподнесение ребенку.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Козловцева Р.М.,

воспитатель  детского сада №522

Игрушка как средство психического развития ребёнка.

Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный[1,c.332]и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

На протяжении всего дошкольного возраста у детей преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать с другими представителями социума, совершенствуется как личность.

«Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает действия ребенка осознаными.»[2,c.18]

 Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи: Коссаковская Е.А., Менджерицкая Д.В., Урунтаева Г.А., Ушинский К.Д.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету, форме, звучанию.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

Читайте также:  Аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос дошкольного

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша.

Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами.

Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. По мнению Г.А. Урунтаевой : «Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.»[3,c.58]

Образные игрушки способствуют формированию полоролевого поведения, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) — это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.( Играя с пожарной машиной, ребенок получает первоначальные представления об профессии пожарника, складывает свое мнение об этой профессии).

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Г.А. Урунтаева подчеркивает, «что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.»[3,c.61]

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка — это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

Читайте также:  Игры для развития ребенка с первых дней

Список литературы:

1.Возрастные периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей действительности. -Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

2.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.\ Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.–128 с.

3.Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с.

Источник

Ануфриева Наталия Игоревна
Консультация «Игрушка как средство психического развития ребенка»

В 19 веке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни. Приведем выдержку из работы М. О. Манасеиной, показывающую, что уже в конце 19 веке игрушку / предмет-заместитель включали в процесс стимулирования развития ребенка: «… Начиная со второй недели, мать должна пользоваться теми, правда, еще немногими минутами, когда ребенок лежит покойно в своей кроватке и смотрит по направлению к свету. В начале лучше всего пользоваться какими-нибудь цветными вещами (лоскутья, бумага) для того, чтобы обратить на них внимание ребенка»

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Учитывая огромную роль игрушки в жизни ребенка, особый акцент сделаем на составлении игротек в таких детских учреждениях, в которых воспитываются дети, лишенные родительской заботы, в том числе, приютах. В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста специалисты таких учреждений (психологи, социальные педагоги и др.) должны опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

Источник