Аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос дошкольного

Людмила Кириллова
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Из «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.1:

«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

С точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. (Источник: Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении/З. П. Красношлык//Актуальные задачи педагогики: материалы Ш междунар. науч. конф. / г. Чита, февраль 2013 г. /- Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013, стр. 16).

Понятие «базовые ценности» так определены в ФГОС ДО в разделе

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, п. 2.6, стр. 5.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности…».

К базовым ценностям относятся:

• Патриотизм

• Гражданственность

• Семья

• Труд и творчество

• Литература

• Природа

• Духовность

• Человечество

Из ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.3:

«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

— реализацию различных образовательных программ;

— в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— учет возрастных особенностей детей».

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6.:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Методический комплект «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» П. В. Быстрова включает в себя «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В методическом пособии автором раскрываются основные требования к оборудованию для дошкольных образовательных учреждений. Пособие состоит из трех разделов. Я остановлюсь немного подробнее на втором разделе «Целевые комплекты игровых средств (ЦКИС)».

Автор выделил в «Перечне…» 7 программных направлений развития, которые обеспечиваются 20 комплектами с их описанием и подробной характеристикой каждого из направлений игровой поддержки.

1. Развитие движений рук.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие речи.

4. Развитие мышления.

5. Развитие представлений об окружающем мире.

6. Социально-эмоциональное развитие.

7. Эстетическое развитие.

Ответить на вопросы: «Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны?». Можно ли так ставить вопрос? Почему?

Во время пребывания детей в дошкольном учреждении ими осваиваются следующие образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентированные на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. («От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с. 6). Далее — Примерная ООП ДО «От рождения до школы».

Нельзя назвать какое-то направление или область наиболее важной или главной или актуальной. Так вопрос ставить не корректно. Педагоги целенаправленно используют интегративный подход при организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении и в их работе задействованы все образовательные области.

Градация ниш средыс наполнением ЦКИС в списке взята узко:

— для продуктивной деятельности;

— для экспериментальной деятельности;

— для трудовой деятельности;

— мебель для групповых помещений;

— спортивные залы;

— бассейны;

— музыкальные залы;

— художественные студии;

Читайте также:  Ребенок в 6 месяцев развитие комаровский таблица

— оборудование помещений для релаксации;

— оборудование детских площадок на улице;

— кабинеты специалистов ДОО.

Мебель должно только соответствовать росту и возрасту детей. Непонятно зачем она попала в этом список. Кроме того, не во всех ДОУ имеются бассейны, художественные студии и помещения для релаксации. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451их нет, но в каждой группе имеются уголки для релаксации и всего один кабинет для специалиста – педагога-логопеда.

При сравнении этого списка с образовательными областями в ФГОС ДО, очевидно, что предметно-развивающая среда представлена здесь гораздо шире:

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие».

Из ФГОС ДО, стр. 6, п. 2.8:

«Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной средыдля ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

?Задание: приведите примеры к пункту «4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды.

Содержание среды к пункту «4» должно отражать формирование целостной картины мира, к другим людям, к себе самому.

В МБДОУ детский сад комбинированного вида №451 это:Методические пособия из серии: «Ребенок и окружающий мир», «Предметный мир как источник познания социальной действительности», «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в разных возрастных группах детского сада, а также «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Экологическое воспитание в детском саду», «Гендерное воспитание: мальчики и девочки» и др.

Методические пособия, детская литература, материалы для творчества, развивающее оборудование, дидактические игры «по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).

Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах… Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами».

(Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 180).

Полифункциональность предметно-пространственной среды открывает множество возможностей, обеспечивающих все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной. Трансформируемость среды, которая связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В дошкольном учреждении «наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса», т. е. соблюдается принцип интеграции образовательных областей. (Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 10).

ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».

ФГОС ДО рассматривает среду как:

систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

ФГОС ДО определяет предметно-развивающую среду как

полифункциональную.

?Задание: во ФГОС ДО вводится понятие «образовательная среда». Объясните своими словами это понятие.

Образовательная среда – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

Егана Исмаилова
Развивающая предметно-прстранственная среда как аспект образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста

Е. М. Исмаилова

АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С №63 «Весняночка», Россия

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Читайте также:  Направления работы детских центров развития ребенка

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

«Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы)».

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия.

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т. д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей. Обеспечение возможности для исследования и научения. Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно-пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира. Очень важно учитывать особенности детей,посещающих эту группу: возраст дошкольников, интересы, склонности, половой состав, личностные особенности и др. Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада. Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возрастаесть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста. Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки. Ребенок развивается только в активной деятельности.Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет-игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные». Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр и занятий в одиночестве. Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для старших детей. Во-вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Первоначальный период построения среды два месяца, а далее ее насыщение и реорганизация. Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашем образовательном учреждении реализуется программа «От рождения до школы». Данная программа предполагает следующий вариант построения развивающей предметно-пространственной среды. Пространство группы может быть разграничено на зоны («центры», «уголки»). В качестве таких центров развития могут быть:

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка цена

1. Уголок для ролевых игр. Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

2. Книжный уголок. В каждой группе, в удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок-стол и книжная полка-витрина. Помимо книг,в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

3. Зона для настольно-печатных игр.

4. Уголок природы (наблюдения за природой). Место для уголка природы выбирается с достаточным дневным и искусственным освещением, чаще всего у окна.

5. Уголок конструирования (строительный материал).

6. Уголок музыки. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музыцирования, магнитофон и набор программных аудиозаписей (погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.);

7. Спортивный уголок. Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.

8. ИЗО уголок. Для изобразительной деятельности детей подбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

9. Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Создавая «среду обитания» для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки,а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Литература

1. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

3. Полякова, М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.

Источник