Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка thumbnail

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы. Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы, это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки. И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно- развивающих занятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада. Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с аутизмом презентация

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей. Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова, — Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенкаИгровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

Источник

Юлия Олесова
НОД по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Я — особенный»

Олесова Юлия Васильевна

(педагог-психолог)

Непосредственная образовательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА «Я, особенный»

Цель: создание условий для коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные:

— создание условий для тренировки умения снимать телесное и эмоциональное напряжение;

— создание условий для понимания детьми своих желаний, потребностей;

— побуждать детей к осознанию своих положительных качеств, самовыражению, совершенствованию умения выступать перед публикой.

2. Развивающие:

— создание условий для развития представлений о строении собственного тела;

— создание условий для развития самосознания, вербального и невербального общения;

— создание условий для тренировки слухового внимания, зрительного восприятия.

3. Воспитательные:

— воспитывать интерес и внимание к чувствам, эмоциям других людей.

Образовательные области:

1. «Социально-коммуникативная»

2. «Познание»

Материалы: игрушка Незнайка, музыкальное сопровождение для релаксации (спокойная музыка, волшебный сундучок со шляпой Незнайки, заготовка волшебного дерева, цветные карандаши, волшебный стул.

Ход занятия

I. Вступительная часть.

1. Приветствие «Эхо»

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга по особенному, как эхо. Для этого вам нужно будет по очереди назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, например, вот так: «Ви-ка». А мы дружно, как эхо его повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка, а мы снова повторяем. И так, пока все не поздороваются». (Дети по очереди называют и прохлопывают свое имя – сначала по одному, затем все вместе.)

2. Игра «Волшебный сундучок»

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в развитии 9 месяцев

Педагог-психолог: «Ребята, сегодня мы получше узнаем друг друга и увидим, что каждый из нас особенный. Давайте заглянем в волшебный сундучок и узнаем, кто сегодня будет с нами играть (в сундуке шляпа Незнайки.) Сегодня к нам в гости пришел Незнайка (Незнайка здоровается)»

II. Основная часть

1. Беседа с Незнайкой

Незнайка: «Ну-ка. Дайте я на вас посмотрю. У всех есть глаза, по два глаза у всех? У всех есть нос, рот, зубы, две руки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые!» Дети высказывают своё мнение: «Мы разные!»

Психолог говорит: «Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши и т. п. А волосы разные?. Хорошо, вы меня убедили, давайте разберёмся, чем вы отличаетесь друг от друга.»

Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характером, внешностью, привычками.

2. Игра «Ласковое имя»

Психолог: «Мы отличаемся друг от друга именами. Нас иногда называют одинаковым именем. Ребята, как вы любите, чтобы вас называли? Я буду кидать мяч, а вы по очереди называете свое ласковое имя»

3. Игра «Кто позвал?»

Психолог: «А еще мы отличаемся голосами. Давайте поиграем в игру «Кто позвал?» Дети встают в круг, закрывают глаза. До кого дотронется психолог, тот говорит: «Это я!» Остальные открывают глаза и должны догадаться, кто их позвал.

4. Игра «Волшебный стул»

На «волшебный стул» приглашается один из детей, участников игры. Как только он садится, «высвечиваются» все его достоинства. Присутствующие дети рассказывают о том, что видят их глаза, называют качества (умный, добрый, внимательный, дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой, говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Ну стуле должен посидеть каждый ребенок.

5. Физкультминутка в форме пальчиковой гимнастики

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и внимание

Дружно дают под землей корешки.

(руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу. На первую строку раскрываем, ладони, разводим в стороны. На 2-ую строчку делаем чашечку руками. На 3-тью – вращаем кисти рук вправо-влево. На 4-ую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы опустить.)

«Лебёдушка»

Вдоль по бережку лебедушка плывет руки в стороны

Выше бережка головушку несет руки вверх, потом перед собой друг на друга, коснуться руками подбородка

Белым крылышком помахивает руки в стороны, помахать, как крыльями

На цветы водичку стряхивает кисти рук сомкнуть в форме чашечки пальцами вверх,

потом внутренней стороной ладони показать, затем сжать и разжать кулачки 3 раза

6. Упражнение «Это чье?»

Каждому ребенку дается бланк с заданием (см. Приложение 1).

Психолог: «Посмотрите и найдите здесь игрушки для мальчиков, их обведите зеленым цветом, а игрушки для девочек обведите оранжевым цветом.»

7. Упражнение «Кто лишний?»

Каждому ребенку дается бланк с заданием (см. Приложение 2).

Психолог: «Найдите в каждой группе лишнего ребенка. Обведите его и объясните свой выбор.

8. Игра «Люди к людям»

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего «Ухо к плечу», «Правая нога к левой руке» и т. п.) После произнесения фразы «Люди к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе пару. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

9. Медитативное упражнение «Волшебный цветок»

Психолог: «Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся. Внимательно рассмотри его, его листья, цветы, и еще не распустившиеся бутоны. Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Почувствуй тепло летнего, яркого солнца, представь, как ты тянешься навстречу теплому солнечному свету.

А теперь ты можешь представить, как твой бутон помаленьку раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет его лепестков. Посмотри, как ярко они сияют. Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Как приятно смотреть на него». Возьми это приятное чувство с собой. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и унести с собой. А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам бодрым и отдохнувшим.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка при рождении

III. Заключительная часть.

10. Коллективная работа «Волшебное дерево»

Незнайка: «А теперь давайте нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». (Заготовку дерева психолог делает заранее.) Пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток. (Музыкальное сопровождение). Обсуждение рисунка.

11. Рефлексия. Подведение итогов. Ритуал прощания

Психолог: «Чтобы представить себе, кто мы такие, какие мы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, давайте мы дома, как только проснемся, только-только откроем глаза, не причесываясь, не умываясь, сразу же побежим к зеркалу. Удивимся себе – кто же мы такие, какие мы интересные, ой, какие у меня веснушки, какие реснички, какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажите потом мне, кого вы там увидите, что вам понравится, что нет. А сегодня пора прощаться с Незнайкой, потому что ему нужно отправляться в другой детский сад, в гости к детям».

Дети прощаются с Незнайкой и возвращаются в группу.

Приложение 1

Приложение 2

Источник

Яковлева Изелла
Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника

Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника. Это – директивная игротерапия, настольные психологические игры.

Сущность директивной игротерапии:

— педагог-психолог организует игру таким образом, чтобы в эмоционально привлекательной форме вырабатывать необходимые для ребенка навыки. Источник игровой активности педагог-психолог. Взрослый предлагает ребенку игровые действия, в которых ребенок открывает новые способы поведения.

Почему я выбрала именно настольные игры?

1. Красочные поля, фишки, карточки – это то с помощью чего ребенка можно заинтересовать, а заодно и наладить контакт.

2. Игровая мотивация. Это «не скучный разговор о том что такое хорошо и что такое плохо», а путь к выигрышу.

3. Чёткие правила, которые при необходимости можно менять под те задачи которые вы решаете в данный момент.

Хочу познакомить вас с играми которые я использую в работе с детьми.

Первая игра — это игра Гюнтера Хорна «Лепешка».

Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника

В игре «Лепешка» дети сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

И вторая игра- это О. В. Хухлаева «Неправильная страна». Издательство «Генезис» 2018г.

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

Игра направлена на психологическую работу с социальными страхами, отреагирование негативных чувств, осознание социальных норм и границ. В состав игры входит шесть комплектов карточек, которые позволят обсудить различные поступки, школьную жизнь, домашние дела, задать самые абсурдные вопросы, сочинить небылицы и поспорить с утверждениями.

Основное содержание игры связано с социальными нормами, правилами и границами. Именно отсюда название «неправильная», то есть та, в которой нет правил.

Эта игра может быть полезна тем детям, для которых проблема правил и границ является непростой: причем это как тревожные дети, которые очень стремятся соблюдать все социальные нормы, быть «хорошими» в глазах окружающих, так и » хулиганы», которые, как кажется, вообще никогда и ничего не соблюдают.

Так как я работаю с дошкольниками, то в своей работе я использую категории дом, поступки, рассказы.

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенкаИгровая коррекция эмоционально личностного развития ребенкаИгровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

И я её адаптировала под своих детей. Суть игры в том что участники по очереди вытаскивают игровые карточки (Мы также используем кубик и игровое поле и участники по очереди делают ход) на которых написаны различные задания (так как многие не умеют читать, то я соответственно озвучиваю задания). Общим в заданиях является то, что ребенку нужно придумать и дать ответ, который не вписывается в социальные нормы, «неправильный». Эта игра позволяет снизить напряжение, так как дети в игровой форме получают шанс нарушить правила. Игра помогает детям выразить свои чувства безопасным способом.

Источник