Игра в развитии ребенка с особыми потребностями

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра-это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и этического воспитания. Любому ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы социальные потребности.

Играя, дети учатся применить свои знания умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра-это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.

Детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, с детьми очень сложно установить «обратную связь», как с их нормально развивающимися сверстниками. Основным условием и фактором развития детей с особыми образовательными потребностями является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. При этом особая роль принадлежит игровой деятельности, т.к. в развитии личности любого ребёнка наиболее важное место занимает игра.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров.

В норме дети овладевают вершиной игровой деятельности – сюжетно-ролевой игрой – в конце раннего детства, к третьему году жизни, и с этого момента, вплоть до поступления в школу, игра становится ведущим видом деятельности ребёнка, т.е определяет его развитие. Дети с выраженным нарушением интеллекта и к концу дошкольного периода зачастую остаются на уровне предметно-манипулятивной деятельности. В их играх наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета.

Дети с особыми образовательными потребностями не используют предметы-заместители, предпочитают действия с реальными предметами. Кроме того, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Функция замещения в игре у этих детей к концу дошкольного периода не возникает, равно как и функция речи.

К моменту, когда игровая деятельность должна окончательно сформироваться и перестать быть ведущей, уступив свои позиции учебной деятельности, она у этих детей остаётся на крайне низком уровне. Для меня, как учителя-дефектолога коррекционной школы, становится очевидным, что ребёнок ,мало играющий, а тем более не играющий (у нас есть и такие дети), теряет в своём личностном развитии.

Прежде всего на своих коррекционных занятиях, я опираюсь на игру, т.к.благодаря игре развивается эмоционально-волевая сфера, таким образом можно успешно подготовить плацдарм для овладения детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью учебной и трудовой деятельности. Сочетание игровой и учебной деятельности способствует успешному усвоению программного материала занятий.

Источник

Марина Михайлова
Во что играть с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Три игровые эпохи

Во что играть с ребёнком с особыми образовательными потребностями

Михайлова Марина Владимировна

Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №54 «Аленушка».

Игровые эпохи

Первая- начало формирования отношений с близкими, окружающим миром и обнаружением себя через диалог с ними

Вторая-освоение физического пространства и формирование границ с миром. Появление своего собственного

Третья – осознание собственных эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил.

Первая игровая эпоха

(0-3 месяца)

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Ребёнок фиксирует взгляд на лице.

Появляется обращённая к взрослому улыбка (социальная улыбка).

Реагирует на различные выражения лица.

Издаёт разнообразные звуки.

Визуально следит за людьми.

Появляется реакция на интенсивность эмоций.

Появляется «комплекс оживления»— первая инициатива в общении.

Формируется внимание к различным сенсорным ощущениям: прислушиваться к разным звукам, сосредотачиваться на зрительных, тактильных и других ощущениях.

Поворачивает голову в сторону источника звука.

Прослеживает за лицом, предметом.

Пытается дотронуться до предмета и ударить по нему.

Пытается тянуть игрушку обеими ручками.

Формируется внимание к вестибулярным, оральным, тактильным ощущениям.

Начинает контролировать положение головы.

Играет собственными руками:

Длительно удерживает соединёнными кисти и стопы и играет с ними.

Испытывает дискомфорт при резком изменении положении тела, резком приближении объекта.

3-6 месяца

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Реагирует на качество эмоции.

Ярко проявляется потребность в общении.

Активно проявляет инициативу в общении: издаёт различные звуки (лепетные, воркующие, привлекает внимание взрослого.

Голосом сообщает о своём удовольствии-неудовольствии.

Интересуется выражением лица взрослого.

Тянется руками, чтобы потрогать лицо взрослого.

Начинает наблюдать за другими детьми.

Появляется объединённое внимание на игрушке.

Удерживает вложенный в руку предмет.

Несёт в рот, пробует игрушки «на зуб».

Играет с игрушкой лёжа на боку и животе.

Отпускает предмет.

Стучит ладошками по различным поверхностям.

Начинает подстраивать кисть под форму предметов.

Перекладывает игрушку из руки в руку.

Всё больше начинает исследовать предмет: ударяет

предметами по поверхности, друг о друга.

Появляются различные захваты. Лёжа на животе опирается на предплечья.

Перекатывается со спины на бок.

Соединяет руки и стопы, две руки на одной стопе. Поднимает таз («мостик») лёжа на спине.

Лёжа на животе поднимает руки и ноги от опоры – поза «летящего» самолёта.

Играет ножками – формируется координация «рука-нога».

Формируется координация глаза и стопы.

Визуально-тактильно-ротовое взаимодействие.

Учится переворачиваться с живота на спину, со спины на живот.

6-9 месяцев

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Появляется устойчивое совместное объединённое внимание.

Складываются игровые ритуалы, привычные игры: погремушку-трясти, мячик-катать.

Появляется тревога, связанная с «чужим».

Тревога расставания: начинает следовать за взрослым, с которым сложились отношения привязанности.

Подражает эмоциям, мимике, действиям взрослого.

Мимика, различные жесты регулируют поведение Тактильно исследуют предметы – неспецифические действия (стучит, трясёт, сжимает): повторяющиеся действия больше направлены на воспроизведение сенсорного ощущения, чем на исследование среды.

Всё больше рассматривает предметы с разных сторон (визуальное исследование, изучает трёхмерную форму объектов.

Начинает активно исследовать ближнее пространство.

Изменяет уровень положения тела для исследования пространства: ползёт, сидит, встаёт Реципрокное ползание: совершает поочерёдные движения.

Встаёт на колени.

Раскачивается на четвереньках.

Разглядывает себя в зеркале, трогает отражение.

Ползёт сначала на животе, потом на четвереньках.

Самостоятельно садится и самостоятельно сидит, согнув ноги перед собой.

При падении вбок выставляет руку.

Прыгает на коленях у взрослого с поддержкой.

Встаёт у опоры и ходит вдоль опоры, может присесть из положения стоя.

9-12 месяцев

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Внимание ребёнка направляется указательным жестом взрослого.

Отзывается на своё имя.

Появляется собственный указательный жест.

Появляется совместная игра (сами вариации становятся очень привлекательными для ребёнка.

Возникает очерёдность, диалог.

Ребёнок начинает выступать в роли партнёра по игре.

Складывается определённый тип привязанности (надёжная-ненадёжная).

Постепенно речь становится регулятором поведения. Находит спрятанный предмет – появляется образ предмета.

Появляется первый опыт использования орудий.

Может выполнить два или три связанных действия.

Действует с предметом, подражая взрослому.

Осваивает функциональные действия с предметами.

Появляются ассиметричные действия с двумя предметами (открывает крышечки, нанизывает кольца на стержень, строит башню).

Действует с предметами в пространстве (кладёт в, ставит на). Ползёт на четвереньках.

Взбирается вверх по лестнице.

Возникает защитное отставление руки назад при потере баланса.

Самостоятельная ходьба.

Сидит на корточках.

В процессе хотьбы переносит предметы.

Меняет направление при ходьбе.

Начинает локализовать тактильные ощущения.

Показывает на части тела.

Снимает шапку, носки.

Ест ложкой, грызёт сушку сам.

Вторая игровая эпоха

1-2 года

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Активно имитирует действия взрослого.

Появляется ожидание относительно последующих действий взрослого.

Ищет защиты и утешения у взрослого в трудных ситуациях.

Показывает взрослым интересные игрушки.

Интересуется чужими эмоциями.

Активно ищет внимания взрослого, не разрешает близким долго с кем нибудь общаться.

Начальная символическая игра (начинает воображать действия «понарошку) Возникает внутренний образ определённого действия.

К двум годам появляются «цепочки» действий: последовательно связанные 2-3 действия.

Период собирательства действий предметов и распределения их в пространстве: сначала выстраивает их в «стопки, башенки», ближе к двум годам появляются «ряды и линии».

Начинает «классифицировать» предметы: сортировка (все машинки – в один ряд, а человечки – в другой). Появляется понятие «моё».

Использует в речи своё имя.

Любит слушать истории про себя.

Много и свободно двигается.

Ощущает последствия своих движений (развития самоконтроля за собственными движениями).

Появляются укрытия, «норки», залезание под стол.

Начинает экспериментировать со своим телом (засовывает в ухо или нос мелкие предметы).

2-3 года

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

С гордостью демонстрирует результаты своих действий.

Использует в речи местоимение «я».

Следит, чтобы в семье вели себя «правильно».

Требуя постоянства в поведении от окружающих, сам постепенно начинает играть с нарушением «правильности» (получает огромное удовольствие от «путаниц – перепутаниц»).

Играет с пугающими впечатлениями. Постепенно интерес в сенсорных играх смещается с «процесса» на «результат».

Появляется большой интерес к пазлам-вкладышам.

Начинает включать в игру неодушевлённые предметы и поселять их в выдуманном мире.

Появляется «целостный символический мир» (причинно0следственные связи).

Использует инструменты: ножницы, кисточки, молоток, веник, щётка.

Появляется форма (круги) в собственном рисунке и название, кто это или что это. Одевается сам.

Формируются навыки опрятности (самоконтроль).

Начинает ловить мяч: стоит неподвижно и ждёт, когда мяч упадёт в руки, ещё не умеет настроиться на летящий мяч.

Появляется страх темноты.

Начинает играть с эмоциями.

Продолжает проигрывать пугающие впечатления в игре.

Третья игровая эпоха

3-5 лет

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Развивается воображение (оперирует символическими образами во внутреннем плане).

Удерживает роль в игре, планирует игру (но план пока неустойчив и меняется в зависимости от попавшейся на глаза игрушки или предмета).

Любит наряжаться в соответствии с ролью.

Появляется совместная игра с другими детьми.

Иногда проявляет большой интерес к взаимодействию, чем к самой игре. Интересуется игрушками для символической игры: куклы, домики, мебель, наборы для игр в больницу, фермы с животными.

Проявляет большой интерес к рисованию, вырезает из бумаги, раскрашивает, играет в конструкторы с мелкими деталями, лепит.

Больше интересуется на результат, чем на процесс.

Может действовать по плану, хотя этот план может часто меняться в рамках одной игры. Активно осваивает пространство и свои возможности.

Появляются смысловые страхи (Баба-Яга, серый волк, инопланетяне).

5-6 лет

Отношение с миром людей Отношение с миром предметов и физическим пространством Отношение с собой

Проявляется желание помогать взрослым по дому, подражать деятельности взрослых.

Появляется желание заботиться о младших детях.

Появляется способность договариваться с другими для совместного осуществления плана или достижения цели.

Дети договариваются о ролях, согласовывают своё поведение в соответствии с выбранными ролями и правилами.

Регуляция поведения с помощью правил и ролей. Пытается выстроить логическую картину мира: много вопросов «почему?», постигает причинно-следственные связи, обобщения, сравнения и т. д. (действует в символическом мире).

Проявляет интерес к настольным играм с малым количеством правил: лото, домино, игры с фишками. Много играет в подвижные игры по правилам с элементами опасности и риска: Баба-Яга, серый волк, привидение.

Лучше различает фантазию и реальность.

Проигрывает тревожащие и страшные моменты из своего «реального» опыта (игры в войну, доктора, пожар).

Проявляет интерес к волшебным сказкам (изучение своего внутреннего мира).

Продолжает осваивать велосипеды, ролики, коньки, лыжи.

Михайлова М. В.

Эл. почта: maryana-mi@yandex.ru

Список литературы

1. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

2. Зырянова, С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дефектология. — 2015. — №6. — С. 43- 54.

3. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт. -сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. — Волгоград: Учитель, 2014. — 100 с.

4. «Если ребенок отстает в развитии…». Наталья Верещагина. Издательство: «Детство-Пресс», 2012 г.

5. «Ребенок отстает в развитии? Семейная школа». Ольга Гаврилушкина. Издательство: «Дрофа», 2010 г.

6. «Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Практическое пособие». Браткова, Закрепина. Издательство: «Парадигма», 2013 г.

7. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия». Наталия Андрущенко. Издательство: «Речь», 2010 г.

8. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей младшего школьного возраста». Татьяна Трясорукова. Издательство: «МарТ, Ростов-на-Дону», 2009 г.

9. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ раннего школьного возраста». Издательство: «Ювента», 2015 г.

10. «Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности младших школьников с ОВЗ». Марина Рау.

Издательство: Владос, 2013 г.

11. «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. » Татьяна Грищенко. Издательство: «Владос», 2014 г.

12. «Шаг за шагом». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста». Юлия Забаровская. Издательство: «Детство-Пресс», 2012 г.

Источник

Мария Сизова
Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.

Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.

При проведении игр в основе которых лежит сказка у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

С помощью игры в основе которой лежит сказка можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка для детей — это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.

Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т. к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т. к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший дошкольный возраст).

Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями «особого» ребенка. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.

Структура занятий.

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

• Ритуал входа в сказку — коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).

• Упражнения и игры со сказкой.

• Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).

• Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)

Приложение 1

Пример занятия «В гости к сказке».

Цель: стабилизация психических процессов, обогащение положительного эмоционального опыта.

Задачи:

1. Развитие познавательных процессов.

2. Снятие напряжения, успокоение, расслабление.

3. Совершенствование коммуникативных навыков.

4. Развитие творческого потенциала.

1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебные очки».

Цель: Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Вхождение в сказку.

Содержание: Педагог предлагает детям надеть «волшебные очки», после чего они оказываются в сказочной стране.

2. Психомедитация «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

Содержание: Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ педагогаа под музыку.

Педагог: «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день… Откройте газа».

3. Повторение сказки «Колобок».

Цель: Припоминание сказки «Колобок»: героев сказки, последовательность событий.

Содержание: Педагог вместе с детьми рассказывают сказку «Колобок».

4. Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Цель: Научение правильному воспроизведению последовательности событий сказки; создание положительного эмоционального настроения.

Содержание этапа: Педагог вместе с детьми проигрывает сказку по ролям.

5. Психогимнастические упражнения.

Цель: Расширение представлений детей о сказочных героях (зайце, волке, медведе, лисе); развитие общей координации движений.

Содержание этапа: Педагог проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Зайчата», «Волчата».

6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебные очки».

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Педагог предлагает попрощаться со сказочной страной, со сказочными героями. Повторение ритуала» входа» в сказку в обратной последовательности.

Источник