Особенности социальной ситуации развития ребенка в детском возрасте

Особенности социальной ситуации развития ребенка в детском возрасте thumbnail

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Читайте также:  Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Читайте также:  Перечислите критические периоды психофизического развития ребенка

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник

По мнению Л.С.
Выготского, легко может показаться, что
младенец совершенно или почти асоциальное
существо. Он лишен основного
средства социального общения – речи.

Его жизнедеятельность исчерпывается
в значительной степени удовлетворением
простейших жизненных потребностей.
Он в гораздо большей степени является
объектом, чем субъектом, т.е. активным
участником социального взаимодействия.

На самом деле
внимательное исследование показывает,
что в младенческом возрасте мы имеем
дело в совершенно специфической, глубоко
своеобразной социальностью ребенка,
которая вытекает из единственной и
неповторимой социальной ситуации
развития, своеобразие которой определяется
двумя моментами.

Первый из них
заключается в том, что младенца
отличает полная биологическая
беспомощность.
Младенец не в состоянии удовлетворить
ни одной своей жизненной потребности.
Самые элементарные и основные жизненные
потребности младенца могут быть
удовлетворены не иначе как с помощью
взрослых, ухаживающих за ним. Предметы
возникают и исчезают из поля зрения
ребенка благодаря взрослому. Ребенок
передвигается в пространстве на чужих
руках
.
Изменение его положения, даже простое
переворачивание, снова оказывается
вплетенным в социальную ситуацию.
Устранение мешающих ребенку раздражений
снова определяется тем же путем.

Таким образом,
пути через
других, через взрослых

– основной
путь деятельности ребенка в этом
возрасте.
Решительно все в поведении младенца
вплетено и воткано в социальное. Все
контакты ребенка с социальной
действительностью являются целиком и
полностью социально опосредованными.
Благодаря всему этому и возникает
такая единственная и неповторимая
зависимость ребенка от взрослых,
слитность ребенка и взрослого.

Вторая особенность,
характеризующая социальную ситуацию
развития в младенчестве, заключается
в том, что при максимальной зависимости
от взрослых, при полной вплетенности и
вотканности всего поведения младенца
в социальное, ребенок
лишен еще основных средств социального
общения в виде человеческой речи.

Именно эта вторая черта в соединении с
первой и придает своеобразие социальной
ситуации, в которой находится младенец.
Всей организацией жизни он принужден
к максимальному общению со взрослыми.
Но это общение есть общение бессловесное,
часто безмолвное, общение совершенно
своеобразного рода.

В противоречии
между максимальной социальностью
младенца и минимальными возможностями
общения и заложена основа всего развития
ребенка в младенческом возрасте.

Социальная
ситуация развития в младеньческом
возрасте такова: «ребенок—взрослый».
Социальная
ситуация психического развития ребенка
младенческого возраста -ситуация
неразрывного единства ребенка и
взрослого, социальная ситуация «МЫ»,
социальная ситуация комфорта. Дефицит
общения в младенческом возрасте оказывает
отрицательное влияние на все последующее
психическое развитие-ребенка.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

К концу первого
года жизни социальная ситуация полной
слитности ребенка со взрослым буквально
взрывается изнутри: в ней появляются
двое — ребенок и взрослый. В это время
ребенок
приобретает некоторую степень автономии
и самостоятельности,
но, конечно, в очень ограниченных
пределах. На грани между возрастами в
кризисе первого года жизни фиксируется
ряд противоречий
— как предпосылки перехода на качественно
новую ступень развития.

Во-первых,
как разрешение противоречия важнейшим
приобретением (новообразованием)
возраста становится развитие
речи
,
которая понятна другим и используется
как средство общения с другими и
управления собой.

Во-вторых,
до сих пор почти в каждом действии,
которое ребенок осуществляет с тем или
иным предметом, как бы присутствует
взрослый человек. Как указывал Д. Б.
Эльконин,
ни на одном человеческом предмете не
написан общественный способ его
употребления, поэтому он должен быть
раскрыт ребенку специально.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка двух лет

Это
противоречие разрешается при построении
новой социальной ситуации развития, а
именно — ситуации
совместной деятельности со взрослым
человеком.
Ребенок
стремится к тому, чтобы взрослый
действовал не вместо него, а вместе с
ним. Социальная
ситуация развития в раннем возрасте
такова: «ребенок—предмет—взрослый».

Это противоречие
должно разрешиться в новом типе
деятельности — предметной деятельности,
направленной на активное усвоение
общественно выработанных способов
действия с предметами (второе основное
новообразование раннего детства). В
этой деятельности возникают и речь,
смысловое обозначение вещей,
обобщенно-категориальное восприятие
предметного мира, наглядно-действенное
мышление.

Характеристики
полноценного общения ребенка раннего
возраста со взрослыми: — инициативность
по отношению к старшему, стремление
привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества
со взрослым, настойчивое требование от
взрослого соучастия в своих делах; —
доверчивость, открытость и эмоциональность
отношения к взрослому, проявление к
нему своей любви и охотный отклик на
ласку; -чувствительность к отношению
взрослого, к его оценке и перестраивание
своего поведения в зависимости от
поведения взрослого, тонкое различение
похвалы и порицания; — активное
использование речи во взаимодействии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

К концу раннего
возраста ребенок и взрослый все более
отдаляются друг от друга, повышается
самостоятельность ребенка
,
усиливается стремление к отделению от
взрослого, выделению себя как субъекта.
К началу дошкольного возраста ситуация
совместной деятельности распадается.
Возникновение центрального новообразования
системы
«Я»

свидетельствующего об окончательном
выделении себя из окружающей
действительности, создает предпосылки
для появления новой социальной ситуации
развития, где ребенок стремится к
реализации себя как самостоятельного
субъекта в мире взрослых. В дошкольном
возрасте интересы ребенка перемещаются
от мира предметов к миру взрослых людей.
Ребенок впервые психологически выходит
за рамки семьи, за пределы окружения
близких людей. Взрослый начинает
выступать не только как конкретное
лицо, но и как образ.
Социальная ситуация развития в дошкольном
детстве — «ребенок — взрослый (обобщенный,
общественный).
Обобщенный взрослый — это носитель
общественных функций, т. е. водитель,
милиционер, продавец, воспитатель, мама
вообще.

В дошкольном
возрасте
сохраняется стремление жить вместе со
взрослым, но теперь это не совместная
жизнь, а жизнь
ребенка в жизни взрослых.
Социальная ситуация развития также
содержит в себе противоречие. С одной
стороны, ребенок
– член общества
,
основная его
потребность

заключается в том, чтобы жить
вместе с окружающими людьми
.
В то же время
в современных исторических условиях и
в силу физических возможностей ребенок
не имеет возможности принять полноценное
участие в жизни взрослых.

Идеальной формой реализации стремления
ребенка взаимодействовать с реальным
социальным миром становится ролевая
игра
. Она
позволяет смоделировать эти отношения,
включиться в них и действовать внутри
этой модели.

В первой половине
дошкольного возраста (3 — 5 лет появляется
внеситуативно-познавательная форма
общения ребенка со взрослым, для неё
характерно стремление ребенка к уважению
взрослого. К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая для
дошкольного возраста — внеситуативно-личностная
форма общения. В отличие от предыдущей
ее содержанием является мир людей, а не
вещей.

Социальная ситуация
развития дошкольника не ограничивается
его контактами с окружающими взрослыми.
Кроме реальных окружающих ребенка
взрослых в жизни и в сознании дошкольника
появляется еще один — идеальный взрослый.
Кроме взрослого в социальной ситуации
развития ребенка в дошкольном возрасте
все большую роль начинают играть
сверстники. Общение и отношения с другими
детьми становятся не менее значимыми
для ребенка, чем его взаимоотношения
со взрослыми. Выделяется новая сфера
социальных контактов ребенка — его
отношения со сверстниками.

Социальная
ситуация развития
является исходным моментом для всех
изменений, происходящих в течение
данного периода. В результате развития
к концу возрастного периода возникают
новообразования, приводящие к перестройке
всей структуры сознания ребенка и тем
самым изменяющие всю синему отношений
его к действительности и самому себе.
Ребенок становится совершенно иным,
нежели был в начале возраста: он начинает
требовать другой системы отношений со
взрослыми, иначе смотрит на мир и с
помощью взрослых меняет систему отношений
с ними. Это обусловливает изменение
социальной ситуации развития. Таким
образом, возникнув в определенной
социальной ситуации развития,
новообразования вступают с ней в
противоречие и закономерно ее разрушают,
подготавливая тем самым появление новой
социальной ситуации развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник