Игра как развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей

Консультация для родителей.

Игры для всестороннего развития детей раннего возраста».

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

·  удовольствие;

·  знакомство с нормами, правилами жизни;

·  общение со сверстниками;

·  возможность выражать свои эмоции;

·  внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика— от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры(бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.

Игра – возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:

—зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

—ориентация в пространстве;

—чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Читайте также:  Развитие 2 летнего ребенка игры

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребёнка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является ранее (в 2-3 года) обучение ребёнка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребёнка к частым заболеваниям, в аллергически явлениях, элементах логоневроза навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запозданием начинают захват игрушки, долго осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верху – она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— «дождь» из губки.

3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лёд. Знакомим ребёнка с разной температурой: — холодно – тепло – горячо.

растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

1.  Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста

Понятия

  • Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
  • Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
  • Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
  • Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
  • Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
  • Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Например:

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка 2 лет для распечатки

Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.

Привлекательность новизны.

  • Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
  • Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
  • Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
  • Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Советы  родителям,  какие развивающие игры  и игрушки покупать детям в зависимости от возраста.

Возраст ребенка

До 1 – го года

От 1до 3 лет

После 3 лет

После 6 лет

Виды игрушек

Небольшие мягкие конструкторы

 Кубики средних размеров

 Пирамидки из колец

 Погремушки

Игрушечную посуду

Пластилин

Мозайку

Смывающиеся краски

Доска и цветные мелки

Краски и фломастеры

Развивающие наборы

Куклы с аксессуарами для девочек

Игрушки в форме зверей или персонажей мультиков

Радиоуправляемые автомобили

Сложные мелкие конструкторы

Куклы и реалистичные  аксессуары

Настольные игры

Головоломки

Автоматы, пистолеты, фигурки военных

Шумовые музыкальные инструменты

Источник

Лидия Викторовна Рубайлова
Консультация для родителей «Игра в раннем возрасте»

Консультация для родителей

«Игра в раннем возрасте»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Цель: приобщить к игре ребёнка – взрослого в условиях семьи.

Жизнь требует от нас действий и движения. Мы не можем стоять на месте. Мы не можем ничего не делать. Даже когда «ничего не делаем», мы все же лежим на диване, читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем радио, общаемся с друзьями, наконец, просто думаем. Наш мозг и наше тело все равно находятся в движении. Это их работа.

У наших малышей тоже есть своя работа, которую они выполняют в игре. Для ребенка играть — то же самое, что для взрослого человека работать.

Это не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Кроме того, это становится неотъемлемой частью их жизни.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, познал свойства предметов. И в этом нам помогает игра. Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

«Поиграйте со мной — как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой.Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, родителипокупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку.Потому и просит:

Поиграйте со мной!

Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», — может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть с взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Для игры нужен стимул, интересный замысел. Ребенок, в силу малого жизненного опыта, незначительного багажа знаний,потому и просит взрослых: «Поиграйте со мной. От них он ждет подсказки, участия.

Родители считают, что ребенок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь. Игра для дошкольников — способ познания окружающего.

Читайте также:  Моему ребенку 1 годик его развитие

Взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры.

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы.Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получить новые знания, умения, навыки, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него. В игровой ситуации ребенок учится соотносить свои желания с правилами игры и желаниями других детей. У него развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать взаимоотношения.

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Уже почти три года — это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача — помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника — главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение — вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.

Если игры сделаны своими руками, они заинтересуют малышей ещё больше.

Игры на цвет предмета Цель: развивать умения детей соотносить, группировать предметы по цветам. «Ассоциации — цвета», «Посади бабочку на цветок», «Братья – гномы».Множество графических игр: «Цветной дождик», «Дорожки для машинок», «Поможем медвежатам».

Игры на величину предметов: «Ёжики и мячики», «Такие разные слоники», «Три медведя».

Графические игры: «Поможем куклам собрать игрушки», «Собираем урожай».

Игры на форму предметов: «Поможем бельчонку», «Собери узор», «Спрячь птичку».

Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.

Источник