Игра как развитие коммуникативных качеств ребенка

Игра как развитие коммуникативных качеств ребенка thumbnail

Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.

Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.

Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.

.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» — встать, руки вверх; «воздух» — встать, руки в стороны

2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.

B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.

3. «НАЙДИ ДРУГА»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры:

Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.

4. «ДОЖДИК»

Цель: сплочение группы.

Ход игры:

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.

5. «ТЕНЬ»

Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.

Ход игры:

А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.

7. «ДОРОГА»

Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Взялись за руль, завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.

8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры:

Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,

9. «ШУМ РАСТЕТ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры:

Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!

.

10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)

Ход игры:

Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело — скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки — непоседы снуют туда-сюда.

11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

Цель: развитие доверия друг другу.

Ход игры

Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

12 «БИП»

Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.

Ход игры

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу

13. «ИГОЛКА И НИТКА»

Цель: создание и поддержание работоспособности

Ход игры

Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.

14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры

Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,

15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»

Цель: развитие взаимодействия детей в группе.

Ход игры

Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад красноуфимск

16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»

Цель: развитие сплоченности группы.

Ход игры

Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.

17. «ШТОРМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Ход игры

Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.

18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»

Цель: развитие внимания, сплочение группы

-Ход игры:

Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.

Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.

Затем дети меняются ролями.

19. «КТО Я?»

Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие — у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.

20. «ЗАЙЧИКИ»

Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц. Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»

Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.

21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры:

Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.

На цветной, лесной лужайке

Повстречались наши зайки.

Первый зайчик был веселый —

Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,

А второй — тот загрустил:

Папа в школу не пустил (дети показывают). .

Третий зайчик удивился

И за голову схватился (дети показывают).

А четвертый — испугался:

Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!

Ну а пятый был спокоен (дети показывают,

Успокоил, как всегда:

«Вы немножко подрастете,

В школу все тогда пойдете

Все обрадовались зайки,

Скачут, пляшут на лужайке,

Подрасти хотят скорей,

Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)

22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.

Ход игры

Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.

Ход игры

Дети выбирают водящего — он страшный дракон. Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате

24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ход игры

Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.

Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.

25. «ЭХО»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.

Ход игры:

Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.

Желаю успеха!

Источник

Надежда Разумова
Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности

Н. Ф. Разумова

Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 44»

Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Формирование коммуникативных качеств — важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба. Эффективность процесса по формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи.

В наше время дети мало стали общаться, как с взрослыми, так и сверстниками. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание тревожности, агрессивности у детей стали побочными эффектами видеоигр.

• дети очень быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность, но информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже, многие выпускники детского сада совершенно не самостоятельны, не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считая, что в этом нет потребности;

• мало общаются, тяжело вступают в контакт;

• они застенчивы, малоэмоциональны. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Мир ребенка заполнен материальными ценностями. Порой дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, часто даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Читайте также:  Тест на развитие памяти ребенка 6 лет

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающими практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности является — стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, а именно:

• Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, в частности профессией повар, мы прочли книгу «Чем пахнут ремесла?», просмотрели видеосюжет о профессии, обсудили, как дети помогают маме готовить обед выходного дня, провела экскурсию на пищеблок детского сада и пр.

• Побуждаю детей к развертыванию игры. В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий.

• Соблюдаю баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегаю время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечиваю плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.

• Организую совместные игры детей.

• Стимулирую детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.

• Организую игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей. Обращаю особое внимание на «изолированных» детей.

Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми я стараюсь продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент.

Также, не менее эффективной в развитии социально-коммуникативных навыков, является дидактическая игра — это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок», мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Моя роль, как педагога — создать оптимальные условия для развития коммуникативных способностей у воспитанников, применить стимулирующие средства, которые помогут овладеть умением общаться, строить отношения с социальным окружением и обеспечат высокий уровень адаптации к школьной жизни.

Литература:

1. Н. В. Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. ООО «Феникс», 2012.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

3. Т. Б. Мазепина Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах., Ростов-на-Дону, 2002.

Источник

Инновационный педагогический опыт воспитателя

Казачковой Марии Владимировны.

Тема опыта:

Игра как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста.

Обоснование актуальности и перспективности опыта:

Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в том числе и на дошкольную ступень, что означает переход к системе образования, центрированной на личности ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на про­цесс социализации ребёнка и развития личности в целом.

Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности? Таким средством может быть –игра.Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка?

В письме Минобразования РФ от 25 марта 1994г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» подчеркивается то, что развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время — важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».

Актуальность проблемы развития общения дошкольников со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г.), призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.

Каждый из нас понимает, что современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Таким образом, чрезвычайно важной проблемой является социализация ребёнка дошкольного возраста и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры. Игре отводится ведущая роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста. Необходимыми условиями формирования коммуникативных качеств дошкольников являются:

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца речевое развитие

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• организация предметно-игровой среды;
• общение и совместная деятельность с воспитателем — как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

Теоретическая база опыта.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги.

Психологический анализ роли игры в воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.

За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Кроме этого, мной были изучены работы следующих авторов:

• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру).
• «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования коммуникативных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

 Технология опыта.

Цель:

формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:
• создание предметно — игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• знакомство с видами игр направленных на формирование коммуникативных качеств и устойчивого интереса к игре;

Объект исследования: коммуникативные качества у детей дошкольного возраста.

Концептуальность. Данныйинновационный опыт представляется элементом системы коммуникативного воспитания дошкольников в условиях современной ДОО.

Структура проекта технологически направлена на достижение поставленных в нём задач, связь с учебным материалом, многообразие методов и сочетание различных средств активизации познавательной деятельности дошкольника, применение всего фонда опорных знаний воспитанников.

Для достижения поставленной цели применялись следующие методы и приемы работы:
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры — имитации, пантомимические, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные — для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• сюжетно — ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я учитывала возможности детского сада и особенности детей в группе.

Большую роль для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста играет взаимодействие педагога с родителями. Для повышения качества родительской компетентности, я проводила консультации: «Игра в жизни ребенка», «Играть не вредно…»; которые открывали значимость игры, как средства коммуникативного воспитания. Так же был проведен мастер-класс «Играя, учимся общаться» с целью познакомить родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением пантомимических упражнений, имитационных игр, игры, направленные на формирование умений выражать эмоции.

Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.

Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Всё это становится условием возникновения игры и определяет характер её развития. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребёнок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты реальной жизни.

В феврале и марте текущего года мной были разработаны конспекты игр «Путешествие на военном самолете» и «В магазин за подарками». Эти игры были приурочены к празднованию «Дня защитника отечества» и «Женского дня», целью которых являлось – формирование дружеских отношений. Таким образом, сюжетно — ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Сюжетно-ролевые игры помогают не только уз­нать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, обеспечивает основной и довольно эффективный способ организации общения.

Анализ результативности.

Результат инновационного опыта показывает, что коммуникативные навыки у детей улучшились, речь стала более четкой, изменилась эмоциональная окраска речи, улучшились мимические данные. Дети стали чувствовать себя увереннее, научились работать с куклами разных систем, взаимодействовать в паре и в группах. Межличностные конфликты в группе уменьшились, пытаются сочувствовать друг другу.

При взаимодействии с родителями проявилась:

активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Рекомендации по использованию

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы представляет единую систему деятельности, включенную в образовательный процесс. Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Источник